Имеется множество формулировок термина адаптация. В общем виде ее можно описать как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий. Понятие адаптации в современной психологии и социологии рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой.
Профессор СПбГУ В.А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды, когда студент подстраивается к ней через перестройку стратегий поведения. В свою очередь, Е.В. Осипчукова выделяет в адаптации личности первокурсника в новой для него социокультурной среде следующие стадии:
1. Начальная - осознание, как надо себя вести в новой социальной среде, но пока без готовности признать и принять систему ценностей вуза, стремление держаться прежней системы ценностей.
2. Стадия терпимости - проявление взаимной терпимости к системам ценностей и образцам поведения друг друга.
3. Аккомодация - признание и принятие основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой.
4. Ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.
По завершении этих стадий студент входит в состояние адаптированности и может считаться полноценной частью данной конкретной социокультурной группы вуза. Теперь он способен эффективно справляться с предъявляемыми в ней задачами и требованиями, быстро развиваться со значительной концентрацией на предоставляемой обучающей информации, а не на формах его подачи или каких либо иных второстепенных факторах обучения.
К основным трудностям на пути к этому состоянию можно отнести следующие моменты:
• Сложность распределения времени и умственных сил.
• Высокие требования преподавателей.
• Значительный объем информации для усвоения.
• Отсутствие постоянного контроля со стороны родителей и учителей.
• Недостаточный уровень силы воли для систематической учебы.
Существует ряд стратегий для преодоления вышеперечисленных проблем. Их можно подразделить на активные, нейтральные и пассивные. Активные требуют явного вовлечения субъекта в процесс - это реальное изменение себя или активное изменение среды. Нейтральные - уход от контакта с окружающей средой и углубление в свой внутренний мир, уход из среды и поиск новой. Пассивные, защитные формы адаптации - это пассивное подчинение условиям окружающей среды, пассивное ожидание изменений внутри себя, пассивное ожидание внешних изменений. Выбор той или иной стратегии сугубо индивидуален и напрямую зависит от типа личности студента, его жизненного опыта и уже оконченных учебных заведений.
Важная задача преподавателей вуза, кураторов групп и студентов старших курсов помочь выбрать правильную модель поведения, найти нужное русло и наименее болезненно пройти этот этап становления обучающегося. Для этого могут быть использованы методы привлечения к культурно-массовым мероприятиям и концертам, спортивным соревнованиям, активистской и общественной деятельности, где будущий специалист сможет отвлечься от временных трудностей в учебе и раскрыться на новом поприще, получить дополнительную мотивацию и источник позитивных эмоций. Данная задача является первостепенной по отношению к студентам младших курсов и от качества ее решения зависит уровень знаний и мастерства выпускников, будущих работников предприятий и заводов, что напрямую формирует потенциал для экономического роста и развития нашей страны.
Список литературы:
Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Проблемы психолого-педагогической адаптации первокурсников // Оптимизация процесса социальной адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности: теоретические и методические аспекты. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. М.: ООО «РС Дизайн», 2013. С. 87-90.
Кушнерова О.Ф., Кушнерова Ю.Ю., Специфика социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (10). – С. 2314-2317;
Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 744–746.
Педагогическая психология. Учебное пособие. /Михайлова В.А./ Изд. "Полиус", Санкт-Петербург. 1998г.
Пергаменщик Л. А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. — М., 2008.