В РФ до недавнего времени действовала сложившаяся со времён СССР модель «списочных» компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и опасных производственных факторов. Компенсации (дополнительный отпуск, сокращённый рабочий день, доплаты, льготное пенсионное обеспечение) предоставлялись только «тем работникам, чьи профессии, должности или выполняемая работа были предусмотрены принятыми ещё в советское время (1974…1991 гг.) соответствующими списками производств, работ, цехов, профессий и должностей» [2], вне зависимости от реального состояния условий труда на рабочих местах. Ясно, что такой подход не стимулировал работодателей к улучшению условий труда.
Для изменения сложившейся ситуации в последние годы был принят ряд нормативных правовых актов. Так, Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ с 01.01.2007 г. в ст. 219 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) была дополнительно введена четвёртая часть, согласно которой «в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтверждённых результатами аттестации рабочих мест по условиям труда [далее – АРМУТ]…, компенсации работникам не устанавливаются». В принятом Правительством РФ Постановлении от 20.11.2008 г. № 870, вступившем в силу с 06.12.2008 г., оговаривались нижние границы размера компенсаций (сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда), устанавливаемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – ВОУТ), по результатам АРМУТ. Таким образом, правовым основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с ВОУТ, стали конкретные условия труда, определяемые по результатам АРМУТ, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых даёт право на соответствующие компенсации.
В связи с переходом с 01.01.2014 г. от АРМУТ к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ) [3] был принят Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ [4], поставивший объём предоставляемых компенсаций за работу в ВОУТ, а также размер дополнительного тарифа к отчисляемым работодателем взносам на обязательное пенсионное страхование работника в зависимость от класса (подкласса) условий труда (табл.).
Таблица. Компенсации работникам за работу в ВОУТ и дополнительные тарифы взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (устанавливаются по результатам СОУТ) [4]
Условия труда |
Компенсационные меры* |
Дополнительный тариф страхового взноса в ПФ РФ, % |
||||
Класс |
Подкласс |
ПРОТ |
ЕДОО |
СПРВ |
||
4 (опасный) |
– |
+ |
+ |
+ |
8,0 |
|
3 (вредный) |
3.4 |
+ |
+ |
+ |
7,0 |
|
3.3 |
+ |
+ |
+ |
6,0 |
||
3.2 |
+ |
+ |
– |
4,0 |
||
3.1 |
+ |
– |
– |
2,0 |
||
2 (допустимый) |
– |
– |
– |
– |
0,0 |
|
1 (оптимальный) |
– |
– |
– |
– |
0,0 |
|
*Примечание. ПРОТ – повышенный размер оплаты труда, не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ); ЕДОО – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительностью не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ); СПРВ – сокращённая продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ) |
Литература
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014).
Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А. Статистика условий труда в строительстве// Молодежный научный вестник. 2016. № 9 (9). С. 14-24.
Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А. Аттестация рабочих мест по условиям труда и специальная оценка условий труда: порядок проведения// Международный студенческий научный вестник. 2015. № 6. С. 52.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»: федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ (ред. от 03.07.2016).