ИГРА КАК ВИД ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИГРА КАК ВИД ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе игры дети начинают сознательно подражать взрослым, копируя их речь, действия и взаимоотношения. В игре формируется и развивается творческое воображение, произвольная память, мышление, но главным образом изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. У ребенка развивается способность к сопереживанию и коллективистские качества. В игре ребенок обязан следовать определенным правилам, вытекающим из роли, что ведет в свою очередь к рефлексии и самопознанию, а также удовлетворяется одна из важнейших потребностей - в признании «ребенок и игры» наших отечественных ученых Выготского, Леонтьева доказали, что игра - представляет собой такой вид деятельности, в котором дети не просто копируют взрослых, но и ставят себя в соответствующие ситуации, пытаясь осмыслить и воссоздать их действия, моделируя их отношения.

В игре развивается осознанность восприятия окружающего мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется память. Игра поощряет детей мыслить, а значит, способствует развитию речи.

Очень важна роль игры для общения со сверстниками, она учит их умению общаться. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки. Ведь если дети не умеют договариваться между собой, то их совместная игра распадается. В игре наиболее выделяются дети:

  1. популярные (ловкие, умелые, смышленые, опрятные);

  2. непопулярные (тихие, плаксивые, вредные, агрессивные, конфликтные);

У сверстников вызывают раздражение дети:

  1. с которыми трудно договориться;

  2. которые нарушают правила;

  3. которые не умеют играть;

  4. медлительные и несообразительные дети;

Дети испытывают потребность взять на себя интересную роль в игре и проявить себя в ней. По-разному ведут себя дети в ситуации «успеха» - одни испытывают чувство радости, у других может проявляться злоба. В ситуации «неудачи» дети могут испытывать чувство огорчения, досады или зависти.

В 3 года оценки взрослого особенно не волнуют детей: они спокойно продолжают интересную для них игру. Но уже в 5 лет ребенок обостренно чувствителен к оценкам взрослого: каждое замечание взрослого может вызывать у дошкольника обиду. К 6-7 годам отношение к оценкам становится более спокойным и деловым, дети стремятся что-то изменить в своих действиях.

Важную роль в развитии ребенка играют сюжетно-ролевые игры. В таких играх дети примеряют на себя роли, и при этом формируются условия для развития личности. Происходит знакомство с элементами символизации (дети начинают использовать заместители реальных предметов), что способствует развитию мышления и воображения. Игра формирует личностные качества ребенка. Игра дисциплинирует детей, и каждый стремится к выполнению разных ролей.

Старший дошкольный возраст - это возраст интенсивного развития нравственных норм, это период развития морального сознания и воли. Этот возраст характеризуется переходом к самостоятельной деятельности под руководством взрослого, поэтому взрослый должен принимать активное участие в игровой деятельности, ведь ребенок еще сам не умеет играть, он не знает правил, и кто-то его должен научить, а кто это может еще сделать как не взрослый!

Ведь взрослый для ребенка является не только образцом подражания, но и источником познавания. Так что не думайте, что ваш ребенок не видит что вы говорите, как вы общаетесь и как вы поступаете, он все слышит и видит - но сам того не осознавая до конца, дублирует поведение взрослого в игре, а также воспроизводит все ситуации из жизни взрослого. Так что можете понаблюдать за ребенком и вы сразу многое увидите, какую роль он играет и кому подражает.

Основополагающим успешного обучения в школе является правильно развитая речь. Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.

Игры, применяющиеся при развитии речи, подразделяются на несколько видов: сюжетно-ролевые, строительные, на бытовые темы и театрализованные. Так же существуют разнообразные подвижные игры. Например, игры, которые используют на прогулке – при помощи считалки дети выбирают водящего или несколько раз повторяют четверостишия. Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.

Некоторые родители недооценивают роль игры в развитии речи, особенно в младенческом возрасте ребенка. И это приводит к тому, что в дальнейшем дети не могут чётко изложить своё желание или мысль. А ведь процесс развития речи напрямую связан с интеллектуальным развитием ребенка. Если родители думают что «подрастет и сам научится», то они глубоко ошибаются. Ведь основы правильной речи и словарный запас не может формироваться самостоятельно.

На самом же деле процесс развития речи вплотную связано с развитием мозга, который протекает наиболее интенсивно в первые три года. Само по себе развитие мозга заложено природой, но если не создать условия для правильного развития речи ребенка, то психоэмоциональное и интеллектуальное развитие будет с каждым годом отставать от нормы.

Исследования доказали, что лишь посредством речи происходит развитие: памяти, внимания, воображения и логических способностей. Таким образом, роль развития речи огромна и в ее основе лежит игра и общение ребенка с взрослым человеком.

Начиная с 1 года с малышами можно заниматься с помощью звуковых игрушек. Спрятать игрушку за спину и издать ею звук – ребенок станет искать предмет, издающий звук. Это формирует сосредоточенность и активность. Такие примитивные детские игры как сорока белобока и ладушки тоже подходят для развития мелкой моторики рук и речи.

И помните, что развитие речи идет непосредственно при живом общении. Радио или мультики по телевизору не стимулируют её развития. Поэтому заменять чем – либо общение с взрослыми и развивающие игры не стоит.

После 3 лет роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Например, методом подбора искать противоположные по смыслу слова - «глубокий – мелкий». Рассматривая картинки, попросить малыша рассказать о том, что нарисовано на ней, а потом придумать историю о тех персонажах, которые на ней изображены. После и на прогулке расспрашивайте ребенка – где он был, кого видел, что делал. Это формирует связную речь и память, а так же учит внимательности.

Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный запас. К таким можно отнести игру, в которой дети по очереди называют слова. Причем каждый последующий игрок называет слово на ту букву, на которую у предыдущего закончилось слово.

Роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.

В заключении отметим, что в этом возрасте дети наиболее быстро и легко могут усваивать приемы логического рассуждения, чтения, счета, решения математических задач. Поэтому играйте с ними почаще и учите их играть - ведь это очень важно для дошкольников, потому как следующий этап в жизни ребенка - школа. А это будет очень сложный период для него, учитывая, что наши детки идут сейчас с 6 лет учиться и педагогическое отношение к детям оставляет желать лучшего, на мой взгляд, хотя может быть в разных школах по-разному.

Игра - это один из важнейших видов деятельности для ребенка. Именно через игру, сначала манипулятивную, затем сюжетную, малыш познает мир, учиться обращаться с предметами, узнает правила и нормы, принятые в обществе, а также получает навыки общения. В игровой деятельности у детей-дошкольников легче всего развиваются высшие психические функции и коммуникативные навыки. Поэтому правильная организация игровой деятельности становится важным моментом в ходе развивающей, коррекционной и психотерапевтической работы с детьми. Особенно, если дети имеют особенности развития эмоциональной и коммуникативной сфер. Для начала, я хотела бы немного рассказать об организации первого занятия, на котором происходит знакомство ребенка с психологом (др. специалистом). Первым этапом работы с детьми, имеющими особенности развития, является установление эмоционального контакта и формирование так называемого «безопасного пространства». Часто этот этап требует от психолога и других специалистов большого терпения и такта, ведь многим детям непросто дается общение с новым взрослым человеком. Причиной этого могут быть и страхи, и отсутствие навыков общения, и особенности развития психики. Но для нас важным является то, что контакт всегда можно установить, нужно лишь приложить усилия и набраться терпения.

Сначала необходимо постараться сформировать непринужденную спокойную обстановку, в которой ребенку было бы комфортно. Для этого можно предложить ему заняться тем, чем ему самому хотелось бы. Например: порисовать, полепить, поиграть и т.д. Часто бывает так, что ребенок отвергает все предложенные ему занятия. В такой ситуации можно просто посидеть рядом с малышом, помолчать, если он отвергает наши комментарии.

Развитие контакта, совместной игры и наполнение деятельности нашими комментариями происходит постепенно. Например: ребенок принимает лишь манипулятивную игру и перекладывает кубики или катает машинки, наша задача - постепенно присоединиться к его игре, т.е. делать тоже самое. Затем, когда малыш привыкнет к нашему присутствию, добавлять, не торопясь, дополнительные детали, отслеживая, как их будит принимать ребенок. Затем деталей будит становиться больше, появятся действующие лица, начнет зарождаться сюжет и игра станет совместной.

Когда становиться понятным, что контакт сформирован и совместная игра сложилась, можно приступать к развивающей или коррекционной работе, которая как раз строиться на ведущей игровой деятельности.

Далее, мне бы хотелось привести несколько примеров развивающих игр:

Развитие внимания – Игра «4стихии». Ход игры: специалист рассказывает детям о 4х стихиях и демонстрирует их изображение с помощью пантомимы: воздух - руки вверх, вода - руки прямо, земля - руки вниз, огонь - плавные движения ладонями. Затем, взрослый предлагает детям поиграть в стихии. Специалист называет стихии, а дети их показывают.

Развитие памяти - Игра «паровозик». Ход игры: дети выстраиваются друг за другом «паровозиком», первый ребенок назначается машинистом и взрослый задает ему вопросы о «вагончиках» (Сколько у тебя вагонов?; Кто твой 3й вагон? и т.д.). Ребенок по памяти дает ответы. Затем выбирается другой машинист.

Развитие координации, ориентировки в пространстве, общей моторики- Игра « зайчик на кочках». Инвентарь: несколько обручей или не скользких ковриков(кочки), мяч обычный, 2 маленьких мяча, 2 кегли. Ход игры: «Кочки» раскладываются на полу в заданном порядке (прямо, зигзаг, по кругу), детям предлагается стать зайчиками и, прыгая по кочкам, принести в норку провизию ( мяч-капуста, кегли-морковка, маленькие мячики- яблочки и т.д.).

Развитие мышления и речи - Игра «чудесный сундучок». Инвентарь: красивая коробочка, несколько предметов или картинок по темам (примеры посуды, мебели, одежды, овощи, фрукты и т.д.). Ход игры: Взрослый демонстрирует детям сундучок и достает предметы по одному. Задачи узнать, назвать предметы и обсудить их назначение и групповую принадлежность.

Развитие воображения - Игра «где мы были - мы не скажем, а что делали покажем!». Ход игры: Ребенок и специалист (если малыш сам не справится) демонстрируют с помощью пантомимы жизненные ситуации, профессии или виды деятельности. Остальные детки должны угадать, что изображается. «Актеры» поощряются аплодисментами.

Эти игры можно использовать как индивидуально, так и в группах, и варьировать в зависимости от возможностей ребенка и поставленных целей.

Развитие коммуникативных навыков, знание правил и норм, проработка внутренних переживаний и страхов осуществляется через сюжетно-ролевую игру, сюжет которой можно задавать в совместной игре с учетом особенностей ребенка и поставленных задач. ( Игры: семья, школа, трусливый мальчик, драчливая девочка, и т.д.)

Существует масса подвижных игр, которые позволят снять напряжение, сформировать сплоченность на групповых занятиях, развить навыки общения, преодолеть страхи, стеснительность и.д.

Например:

Игра-разминка: Игра «прикоснись к ...». Ход игры: Дети встают в круг. Ведущий предлагает нежно дотронуться до того, кто пришел в красной кофточке, у кого светлые волосы, кто самый высокий и т.д.

Игра на знакомство, создание положительных эмоций: Игра «ракета». Ход игры: Из всех детей выбирается ведущий, назначается космонавтом и усаживается на стул в центре комнаты (ракета). Остальные дети берутся за руки и садятся на корточки вокруг «ракеты». Космонавт сообщает свое имя и говорит «старт!». Все дети начинают гулом изображать двигатели и , поднимаясь во весь рост и вскидывая руки, «отправляют ракету в космос». Далее космонавтом может стать любой желающий.

Игра на развитие сотрудничества: Игра «спина к спине». Ход игры: дети разбиваются парами и становятся спина к спине. Не рассоединяясь, им нужно преодолеть полосу препятствий (строиться специалистом с учетом возраста, возможностей детей и поставленных задач).

Игра на доверие: Игра «ива на ветру». Ход игры: Из всех детей выбирается ведущий и назначается «ивой». «Ива» закрывает глаза и складывает руки на груди. Остальные дети и взрослый окружают «иву» и, придерживая руками, осторожно раскачивают ее, изображая гулом ветер. Затем, «ивой» может стать любой желающий.

Игра, снимающая напряжение: Игра «макароны». Ход игры: Детям предлагается представить себя макаронами, встать в полный рост, поднять наверх руки и сильно напрячься. Ведущий (взрослый) рассказывает, как макароны положили вариться и они постепенно становятся мягкими. Ведущий учит детей расслаблять постепенно все тело, начиная с пальцев рук. В конце упражнения все ложатся на пол, ведущий объявляет, что макароны сварились.

Эти игры лишь маленькая часть того многообразия игр и упражнений, которые можно использовать на своих занятиях. Главное помнить, что для того, чтобы привыкнуть к нам, освоиться, развить навыки и умения ребенку нужно время, наше терпение, заинтересованность, похвала, ощущение успеха. И все это мы в состоянии дать детям, с которыми мы работаем.

Современный динамично развивающийся мир, всеобщая компьютеризация заставляют по-другому смотреть на предшкольную подготовку детей.

Если мы желаем, чтобы ребенок уверенно вошел в завтрашнюю школьную жизнь и прошел успешно социальную адаптацию, необходимо в детском саду знакомить его компьютерными играми.

Правильно подобранные компьютерные игры с учётом возраста и направленности на новом уровне открывают детям доступ к мудрости, культуре и опыту человечества.

Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерная игра используется как часть организованной деятельности.

Компьютерные игры способствуют не только развитию интеллекта, но и моторики. В любых играх, от простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, управлять «мышкой», что развивает мелкую моторику рук.

Итак, в заключение отметим, что система работы с использованием развивающих нетрадиционных дидактических и компьютерных игр показала, что это один из эффективных способов интеллектуального, коммуникативного, личностного развития ребёнка, что подтверждается результатами диагностики по определению интегральных показателей детей: и результатом диагностики по определению степени сформированности школьно-значимых функций детей, проведенной в начале учебного года: из 27 детей у 21 (80%) - высокая степень, детей с низким уровнем нет.

Итак, игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблемы игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов. В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребёнку:

1. Обращённое к ребёнку со стороны сюжетно-ролевой игры, - это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведёт к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

2. Умение ребёнка определённым образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей.

3. Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Кроме этого, имеются экспериментальные данные о развитии в игре произвольного управления поведением, начальных форм, преднамеренного запоминания, активности, организованности. Также в игре формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и т.д.

Однако, тем не менее, игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько:

1. У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телепередач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.

2. Игра - отображение жизни взрослых людей: играя ребёнок подражает им, моделирует разнообразные ситуации и отношения. Coвременные дети не знают, чем занимаются их родители.

3. Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем, играя вместе с ребёнком.

4. Желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить детям, как можно больше информации и времени на игру не остаётся.

Существуют три основных метода руководства детской игрой:

1 метод разработан Д.В. Менжерицкой.

Основной путь воздействия на детскую игру и воспитание детей в игре – влияние на её содержание (т.е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и т.п.)

Взрослый должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

2 метод - метод формирования игры как деятельности принадлежит Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Он основан на реализации трёх основных принципов.

  1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, чтобы дети усваивали более сложные способы построения игры.

  3. Начиная с раннего детства и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо одновременно ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.

3 метод комплексноrо руководства игрой был предложен Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новосёловой.

Этот метод применяется при наличии и взаимосвязи следующих условий:

  1. активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим;

  2. обучающие игры (дидактические, театрализованные и др.);

  3. своевременное изменение предметно - игровой среды, активирующее общение с детьми в процессе самой игры.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников.

Изучив три подхода к руководству игрой дошкольников, сделаем выводы - игра должна быть свободной от навязанной взрослыми темы, и реализации действий - ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры - общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.

Список использованных источников

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М.: Просвещение, 1968. – С.207.

  2. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Игровая деятельность младших дошкольников с первым уровнем речевого развития - путь к формированию коммуникативных умений // Специальное образование. - 2012. - № 1. - С. 156-165.

  3. Бессонова Н.Н. Обучение основам речевой коммуникации с использованием деловых игр // Вестник университета. - 2010. Т. 1. - № 3. - С. 215-219.

  4. Выготский Л. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – С.98.

  5. Глаунова И.И. Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности – залог социальной успешности дошкольника // http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/interesnyiy-pedagogicheskiy-opyit/news2262.html.

  6. Головченко И.А. Игровая деятельность – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 26. - С. 019-022.

  7. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. –С.58.

  8. Давлетшин Д.М. О роли компьютерной игры в нравственном воспитании подростков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 9. - С. 313-316.

  9. Дворкина Н.И., Трофимова О.С. Влияние занятий игровой двигательной деятельностью на сформированность мышления детей 6-7 лет // Культура физическая и здоровье. - 2013. - № 2. - С. 86-88.

  10. Карденахлишвили Т.Д. Области практического использования технологий игры в условиях виртуализации современной культуры // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 9. - С. 28-31.

  11. Курбанова А.А. Индивидуальные занятия «игровой деятельностью» с часто болеющими детьми дошкольного возраста // Педагогика и современность. - 2013. - № 3. - С. 67-69.

  12. Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование. - 2012. - № 1. - С. 166-183.

Просмотров работы: 1651