ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ. ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ. ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Головкина Е.С. 1, Ершова Л.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ, факультет искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Из века в век женщины украшали свою одежду, одежду детей и мужчин, предметы быта вышивкой. Вдохновение и творчество вышивальщицы черпали в родной природе: подсмотренные природные мотивы путем стилизации превращались в символы и элементы причудливых орнаментов, которые с годами становились традиционными для вышивальщиц конкретного региона. Вышивка не только декорировала одежду, но и несла смысловую нагрузку – каждый символ, цвет нити, расположение орнамента в изделии имел свое строгое место и предназначение. Велико региональное и видовое разнообразие искусства вышивки. Цель данной статьи раскрыть особенности вышивки золотной. В процессе исследования установлено, что золотное шитье является самым древним и изысканным видом рукоделия. Золотное шитье – труд тяжелый, дорогостоящий (нити – золотые или серебряные), требующий долгого обучения. В Древней Руси им занимались большей частью в монастырях, в золотошвейных артелях. Золотную вышивку применяли в оформлении церковной одежды, для служителей церкви расшивали оплечье, епитрахиль, стихарь. Украшали костюмы и предметы обихода и светские, в основном, богатые люди, особенно любило золотную вышивку купечество. Когда золотую нить заменила металлическая, вышивка удешевилась и стала более доступной для простого народа. В конце ХVIII – первой половине ХIХ веков золотыми нитями начали расшивать платки. Их вышивали с угла на угол, складывали вдвое, надевали на кокошник и закалывали под подбородком. С середины ХIХ века платки начали набрасывать на плечи. Анализ старинных вышивок показал, как разнообразны орнаменты в золотном шитье. Чаще всего они были растительными, с изображением цветов, листьев; геометрическими, состоявшими из ромбов разных очертаний или антропоморфными, изображавшими преимущественно сюжеты из библии. Растительный орнамент тяготел к реалистической трактовке растительных мотивов. Орнамент, близкий к «разметным травам», чаще всего встречался на лопатообразных кокошниках. Такой узор представлял собой симметричный цветущий куст или дерево, на гибких плавных стеблях которых расцветают пышные фантастические цветы, сияющие обычно на темно-вишневом фоне бархата. Разнообразны и технические приёмы вышивки, которые разделяются по способам прикрепления металлической нитки на формах с выпуклой или плоской настилкой. Для вышивания часто употребляется очень прочная, толстая ткань – тяжелый шелк, бархат, сукно, кожа. Для работы, кроме ткани, нити, иглы и пяльцев, требуется шило, с помощью которого заранее делают проколы (в особо плотной ткани или коже) для иголки с металлической ниткой. Золотые нити очень жесткие и плохо гнутся, поэтому перед работой их нагревают для придания нитям пластичности. Для выпуклых частей вышивки делают настил из ниток, как для вышивки гладью, наклеивают элементы из бумаги, картона, кожи, а потом обшивают золотой ниткой. Выбор техники и орнамента вышивки часто обусловлен видом ткани, назначением и типом вышиваемого изделия. Так, на хлопчатобумажных и шёлковых платках орнамент выполняли тамбурным швом. Другие платки вышивались нитью в прикреп по настилу, как в глади. В узоре объединялись металлические нити, нити фасонной крутки, канитель, бисер, блёстки. Основным мотивом были многолепестковые цветы и виноградные гроздья.Платки из белой тафты расшивались узкой цветочной каймой и негустым узором из мелких букетиков. Еще один тип платков – кисейные и коленкоровые – они украшались многоцветными цветочными узорами тамбурной вышивкой. Характерной особенностью всех типов платков является четкое, ритмичное, строение узора с повторением одинаковых элементов: крупных с мелкими, блестящих с матовыми, округлых с изрезанными краями. С первой половины ХIХ века и до его середины золотыми нитями начали расшивать праздничный костюм крестьянок. Но постепенно такая одежда вытесняется городским костюмом. Историки и искусствоведы в середине XIX века предприняли усилия по сбору, изучению памятников народного творчества, в том числе и по возрождению русской золотошвейной вышивки. В современном мире все более значительным становится интерес к своему прошлому. Сегодня золотная вышивка получила свое новое рождение и развитие. Мастера смогли найти технические приемы воплощения своих замыслов вышивки в технике в прикреп на швейной машинке, не утратив при этом традиции народной ручной вышивки. Графический узор в такой технике состоит из цепочки как бы сверкающих небольших камней и матов, которые применялись для девичьих и женских головных уборов и нагрудников. Наряду с прядеными нитями, где узкая металлическая пластинка навита на шелковую основу, применяют и современные металлизированные нити – метанит, люрекс, блестящие нити на основе пластических масс. Нити дополняются блесками и бисером. Все чаще современные женщины обращаются к золотной вышивке для декора особо торжественных и праздничных костюмов и аксессуаров к ним. Традиции золотной ручной вышивки продолжают развиваться в многочисленных мастерских при монастырях, а также осваиваются в православных и некоторых общеобразовательных организациях, что делает искусство золотного шитья актуальным видом декоративно-прикладного искусства и одним из важных компонентов этнохудожественного образования (1).

Библиографический список:

Ершова Л.В. Научные принципы разработки содержания этнохудожественного образования.//Наука и школа . 2008. №1.С.3-4.

Просмотров работы: 676