Доходы и расходы – это структурные элементы местного бюджета. Доходами местного бюджета признаются денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.
К числу местных бюджетов Омской области относится бюджет Тевризского муниципального района. В статье был проведен анализ бюджета Тевризского муниципального района по доходам и расходам в динамике за три года (с 2013 по 2015 года). Базой для анализа послужил статистический и отчетный материал Комитета финансов и контроля Тевризского муниципального района. [2]
Бюджетный процесс в Тевризском муниципальном районе осуществляется согласно Положения «О бюджетном процессе в Тевризском муниципальном районе Омской области».Анализ доходной части бюджета Тевризского муниципального района за 2013-2015 годы выявил следующие особенности его формирования:
Сумма доходов бюджета за анализируемый период колеблилась от 510608081,4 до 601922130,6 рублей. Доля каждого из источников формирования в общей сумме доходов бюджета оставалась приблизительно на одном и том же уровне.
Основной источник финансирования бюджета Тевризского муниципального образования – безвозмездные поступления, их доля более 80% от доходов бюджета. Это значит, что проект бюджета на следующий год должен непременно быть согласован с Министерством финансов Омской области. [4]
На долю налоговых поступлений за период с 2013 года по 2015 год в среднем приходилось 15% от суммы всех поступлений. Более того, налоговые поступления в большей своей степени зависят от налога на доходы физических лиц (федеральный налог), и лишь незначительную часть в общей сумме налоговых поступлений занимают местные налоги и сборы. Данный факт свидетельствует о слабой степени дифференцированности структуры налоговых доходов бюджета района и оценивается негативно, т.к. любые негативные изменения в динамике поступления налогов (снижения ежегодного норматива отчисления, недоимки, несвоевременности поступления в бюджет) могут существенно снизить уровень налоговых доходов. [3]
Доля, приходящаяся на неналоговые поступления, незначительна. т.е. муниципалитет недостаточно эффективно использует собственные резервы для увеличения доходной части бюджета.
Исполнение плана по доходам в 2013 и 2014 годах слегка отклоняется от утвержденных сумм, в 2015 году план исполнен на 100%.
Проведенный анализ расходной части бюджета Тевризского муниципального образования за период с 2013 года по 2015 год позволяет отметить такие особенности распределения бюджетных средств, как:
За последние анализируемые три года наблюдается постепенное снижение общей суммы расходов бюджета;
Приоритетными направлениями расходования средств бюджета являлись расходы на Образование и Социальную политику, удельный вес этих расходов составляет в 2015 году более 71% всех расходов.
Анализ укрупненной структуры расходов бюджета выявил абсолютное преобладание текущих расходов над расходами по инвестиционным операциям, в течение трех лет доля текущих расходов постепенно увеличивалась, и в 2015 году достигла 94,96% от всех суммы расходов.
В структуре текущих расходов в 2105 году отмечается значительное сокращение расходов на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда связи с тем, что с 01.01.2015 года образовательные учреждения сменили статус с «казенных» на «бюджетные», что нашло отражение в бюджетной отчетности, в частности, расходы на заработную плату стали отражаться по другой статье.
План исполнения расходной части бюджета за анализируемый период колеблется в районе 94,10%, максимальный процент исполнения наблюдается в 2014 году – 97,84%.
Произведенный анализ бюджета Тевризского муниципального образования за период с 2013 года по 2015 год выявил несбалансированность бюджета. В 2013 и 2015 годах отмечается профицит бюджета в размерах 4,17% и 3,67% соответственно.
На сегодняшний день актуальными вопросами в сфере финансово-бюджетной политики остаются:
- повышение поступлений налоговых и неналоговых доходов в районный бюджет;
- устранение имеющейся недоимки и кредиторской задолженности;
- обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета Тевризского муниципального района.
В целях решения данных вопросов в части эффективности работы по укреплению доходной части консолидированного бюджета Тевризского муниципального района, укрепления налоговой дисциплины, для наиболее полного поступления текущих налоговых и неналоговых платежей, устранения имеющейся недоимки, Администрацией Тевризского муниципального района разработан и утверждён план мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Тевризского муниципального района, а также сокращению недоимки.
Библиографический список
Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Барский, А.. Структурное несоответствие доходов и расходов муниципальных бюджетов [Текст]: Статья / А. Барский,– М.: Вопросы экономики, 2013. - № 3. – С.34-37.
Омская Губерния [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.omskportal.ru/ru/.