- неожиданностью возникновения ЧС;
- неопределенностью развития ситуации;
- дефицитом времени для спасения пострадавших;
- нахождением пострадавших в замкнутом, изолированном пространстве или в открытом море в одиночестве;
- удаленностью от побережья.
Эти факторы обуславливают: угрозу жизни и здоровью; необходимость быстрого и адекватного реагирования на изменение обстановки; физические нагрузки в условиях низких и высоких температур.
Одним из важны критериев профессиональной готовности врачей, привлекаемых к оказанию медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций, являются: необходимость высокого интеллектуального развития и умственная работоспособность [1].
Цель работы: оценить логичность мышления и невербальную интеллектуальную способность респондентов в исследуемой выборке, в качестве показателя профессиональной готовности к врачебной деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Материалы и методы: в период за октябрь-ноябрь 2016 года проведено исследование степени развития интеллекта студентов ВолгГМУ, в котором приняло участи 30 человек в возрасте от 21 до 25 лет, обучающиеся на 6 курсе лечебного факультета ВолгГМУ по специальности лечебное дело. Применялась шкала прогрессивных матриц Равена. Данные были обработаны при помощи методов математической статистики пакета программы Excel.
Результаты и обсуждения: Уровень интеллекта оказывает влияние на успешность профессиональной деятельности в том числе и в условиях экстремальных ситуаций, что характеризует данную методику, как валидную для прогнозирования успешности и профессионального обучения, и профессиональной деятельности. По результатам исследования выявлено, что 6,7% респондентов обладают особо высокоразвитым уровнем интеллекта; Большинство исследуемых обладают незаурядным уровнем интеллекта – 83,3% и 10% - средним уровнем интеллектуальных способностей.
Выводы:
Результаты исследования выборки демонстрируют оптимально высокий уровень профессионального потенциала будущих врачей, что свидетельствует о высокой степени обучаемости и стремлении к самосовершенствованию знаний и навыков на протяжении всех стадий профессиогенеза.
Литература:
Доника А.Д., Поройский С.В., Еремина М.В. Врач как субъект экстремальной ситуации: медицинские, психологические и социологические аспекты: монография / А.Д. Доника, С.В. Поройский, М.В. Еремина. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2015. – 140 с.