МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПРОБЛЕМА КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ПРОБЛЕМА КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Жулькина В.Г. 1, Бажина А.С. 1
1ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сер-виса», филиал в г. Артеме
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день, с бурным развитием технологий, государству необходимы квалифицированные специалисты, которые умеют работать с техникой, производить оборудование и творчески профессионально мыслить, создавая оригинально новые продукты и вещи.

Предпосылкой к данной работе явилось не серьезное отношение студентов вузов к учёбе. Так сложилось, что в настоящий момент ценность высшего образования как способа стать высококвалифицированным специалистом и приобрести глубокие познания резко уменьшилась. Сейчас все большие обороты среди молодежи набирает тенденция получать образование ради диплома. Многие студенты не осознают цели своего обучения в институте и имеют различные мотивы получения образования.

Цель исследования: изучить основные мотивы поступления современной молодёжи в высшие учебные заведения

В исследовании решались следующие задачи:

  • дать определение понятиям профессия и высшее образование;

  • провести опрос выявления основных мотивов приобретения высшего образования среди студентов первых и вторых курсов;

  • раскрыть особенности юношеского периода как периода выбора профессии;

Профессия – вид трудовой человеческой деятельности, который владеет комплексом практических навыков и специальных, приобретенных в результате целенаправленной подготовки. Профессия отображает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик его как работника.

Профессию можно приобрести путём получения высшего образования.

Высшее образование - совокупность практических навыков и систематизированных знаний, позволяющих решать практические и теоретические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения техники, науки и культуры.

Выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать.

В работе был проведен опрос по изучению основных мотивов приобретения молодёжью высшего образования. Объектом исследования являлась учебно-профессиональная деятельность молодёжи. Предметом исследования выступали мотивы приобретения молодёжью высшего образования. В участие приняло 285 студентов первого и второго курса. Им предлагалось назвать не более трех значимых для них мотивов получения высшего образования, которые впоследствии дали получить накопительную оценку упоминаний той или иной цели. Вариантами послужили следующие мотивы: получить престижную работу, хорошее образование, диплом, обрести престиж, овладеть профессией, сделать карьеру, реализовать себя и жениться.

По результатам исследования большая доля упоминаний студентов было о мотиве получения диплома (36,3%) над немаловажными мотивами, такими как получения престижной работы (26,7%), получения хорошего образования (10,6%), карьерой (12,5%) и овладением профессией (3,6%). Отсюда можно сделать вывод о неосознанности смысла обучения у многих студентов даже на втором курсе.

С чем же связано такое отношение и мотивы к учебе?

Мы часто задаем себе вопрос, почему складывается такая ситуация, когда нет квалифицированных специалистов, работающих с отдачей и профессионализмом. В связи с этим, начинаешь невольно задумываться, в чем же причина этих неудач и разочарований молодежи? Возможно, самой главной причиной выступает неправильный выбор профессии в юном возрасте. Известно, что в этот момент происходит самоопределение, когда нужно задать себе вопрос каким быть, кем быть и где я мог бы пригодиться. Перед огромным выбором в юности стоит каждый из нас. Ведь профессий много и все они разные, требующие от человека различных личностных качеств

Выбор профессии для школьника – это шаг в новую жизнь, которая определяет его место среди людей, физическое и психическое здоровье, а также удовлетворение в выполнении работы. На этапе профессионального самоопределения учащиеся должны сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности. У школьников в это время формируется отношение к профессиям и реализовывается выбор учебных предметов в зависимости от предпочтенной профессии.

К сожалению, не всегда абитуриент самостоятельно принимает решение о своей дальнейшей специальности.

Существует несколько ситуаций, влияющих на выбор профессии:

  • помощь членов семьи: не редки случаи, когда родители дают возможность ребенку самому решить свою судьбу, но бывают и такие моменты, когда взрослые не согласны с выбором школьника и предлагают пересмотреть свои планы, настоятельно уговаривая остановится на уже выбранном решении членов семьи. Это может быть связано с нереализованными мечтами родителей, желанием, чтобы чадо пошло по их стопам. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с наставлениями, при этом забывая, что работать придется им, а не их родителям.

  • мнение друзей: дружеские мнения и рекомендации также играют немаловажную роль в выборе специальности, так как друзья помогают своим советом, делятся опытом, расхваливая институт, в котором учатся, преподавателей и специальность.

  • личные профессиональные планы: это образы, мысленные представления, зависящие от склада ума, опыта человека и его характера, включающие в себя цели, пути и средства для их достижения.

  • способности: способности и таланты учащегося стоит рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам деятельности, потому что именно они влияют на будущую профессиональную пригодность.

При избрании профессии важно соответствие характеристики профессии с психологическими особенностями человека. Профессия должна быть интересна и тогда у человека будет желание выполнять работу и повышать свой уровень знаний и способностей.

Таким образом, чтобы избрать нужную профессию необходимо познать себя. Задавая себе наводящие вопросы, нужно уметь честно и правильно на них ответить, пытаться объяснить свои поступки, понять, что по-настоящему интересно. Ведь «Каждый человек рождается для какого-то дела».

Не стоит забывать, что уверенность в том, что диплом станет гарантом успешного и быстрого продвижения по карьерной лестнице является ошибочной. Диплом, который был получен ради самих корочек не символизирует ваш ум и способности, кроме наличия диплома вы должны доказать свою способность и талант в выбранной сфере деятельности.

Список использованных источников

  1. Мосичева И.А., Шестак В.П., Гуров В.Н. Высшая школа и дополнительное образование: проблемы и решения. Ставрополь: ИС РАН, 2013. 290 с.

  2. Рощина Я.М. Профессиональное образование в России: социальные детерминанты неравенства доступа, мотиваций и спроса. М.: Независимый институт социальной политики. 2015. 120 с.

  3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Омега-Л. 2012. 365 с.

  4. Мильман В. Э. «Мотивация и творчество» / В.Э. Мильман. - М.: «Мирея и Ко », 2015 г. – 165 с.

  5. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М., 2014. – 361 с.

Просмотров работы: 1135