Творческое мышление как особый вид интеллектуальной деятельности является совокупностью мыслительной деятельности, основывающейся на определенных правилах и конструкциях, обоснованных и логически связанных, с одной стороны, и мыслимых образов, ограниченных лишь воображением, и не имеющих смысла вне его. Такой симбиоз подобен многокритериальному поиску в бесконечном пространстве воображаемых конструкций, укладывающихся в рамки рационального отражения действительности [1].
Во время подготовки инженера-специалиста наблюдается попытка введения творческой составляющей в процесс обучения. Это проявляется прежде всего при выполнении курсовых работ, дипломного проектирования, во время подготовки к выступлениям на семинарах. Если рассмотреть набор заданий, выполняемых студентом на протяжении всего срока обучения, можно сделать вывод о том, что перед ним ставятся задачи закрытого типа, т. е. требующие поиска одного правильного решения. Несмотря на то, что процесс поиска решения таких задач может быть частично связан с его творческой деятельностью, не наблюдается тенденции закрепления приемов творческого мышления, т. к. отсутствует четкое понимание сути творческой составляющей в данном процессе. Творческий вектор в данном случае приобретает поверхностный, косвенный характер, что отражается в недопонимании самой природы творческого поиска. Как следствие, исключается осознанное оперирование его методами, что приводит к неэффективному использованию возможностей по активизации продуктивного мышления. Вместе с тем, в силу доминирования индивидуального подхода к решению поставленных задач, молодой инженер сталкивается с трудностями коллективного взаимодействия при поиске нетривиальных решений сложных технических замыслов. Это напрямую влияет на темп его адаптации в коллективе, эффективность поиска оригинальных идей, продвижение по карьерной лестнице. Как следствие, выпускник вуза имеет ограниченный набор приемов для решения задач, не относящихся к стандартным. Этот субъект становится либо несамостоятельным, требующим четких установок руководства, либо отличающимся ригидностью применяемых методов.
Процесс формирования компетенции специалиста начинается еще в школьном возрасте. В соответствии с требованиями образования ученик старших классов обязан сдавать экзамены в тестовой форме. Таким образом, процесс обучения сводится не к развитию способностей выпускника, а формированию шаблонного мышления, что в значительной степени ограничивает не только развитие дивергентного, творческого начала, но так же и конвергентного мышления, используя репродуктивное, ведь для выполнения теста достаточно запомнить соответствующие «образы» заданий и их решений. В дальнейшем, соответствующие методы мышления находят применение в студенческие годы, оказывая негативное влияние на успеваемость и становление компетентного специалиста.
Источником продуктивного мышления можно считать наличие творческих и научных кружков и секций в школьный период индивида, а также НИРС в студенческие годы. Действительно, они благотворно влияют на формирование синергетического взаимодействия познавательно-исследовательской, мыслительной и творческой деятельности. Однако статистика показывает низкую заинтересованность и готовность самих респондентов к такой деятельности [2, 3]. На первый взгляд, очевидным является отсутствие возможности принудительного формирования творческой мысли учащегося, но вместе с тем исследования показывают, что умение профессионально-творчески мыслить достижимо, и его необходимо развивать [4]. Владение теоретическими основами природы творчества позволяет прочувствовать механизмы его взаимодействия с объектами профессиональной деятельности выпускника и приобрести новое видение технических задач, как объектов не только интеллектуальной, но в большей степени творческой деятельности, требующей максимального погружения в суть проблемы и, вместе с тем, переживание инсайта [5].
Так же необходимо отметить, что формирование творческого мышления, как осознанный выбор учащегося, способствует более полному отождествлению его с будущей профессией и выбору им стратегии профессионального развития. Такой студент умеет выделять противоречия, выявлять проблемы, решать задачи нетрадиционными методами и создавать качественно новое для себя и других [6].
Резюмируя вышесказанное, можно прийти к заключению, что существующие проблемы формирования гармонично развитой, цельной личности специалиста имеют фундаментальное значение для профессиональной компетентности субъекта и оказывают влияние на все сферы его деятельности.
Список литературы
Верченко И.А. К вопросу о творческом мышлении студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 5(1). С. 64-68.
Ильина Т.Г. Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов // Проблемы учета и финансов. 2014. № 4(16). С. 65-71.
Тимофеева Е.М., Тимофеева А.С. Влияние научно-исследовательской работы студентов на качество образовательного процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11(1). С. 30-31.
Бегидова С.Н., Липилина Е.Ю. Творческий потенциал личности будущего инженера. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1.
Чернецкая Н.И. Творческое мышление как высшая форма мышления // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 2.
Нейфельд Е.В. К изучению проблем формирования творческого мышления студентов // Гаудеамус. 2005. № 7(1). С. 141-147.