ТУРИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТУРИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Гопанько Н.И. 1
1ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире одним из наиболее актуальных и перспективных направлений исследований заключается в формировании политики развития сельских территорий. Актуальность исследований обусловлена усилением внимания со стороны государства к проблемам сельских территорий, без решения которых невозможно повысить уровень и качество жизни сельского населения. Создание федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года" является подтверждением значительности данного исследования [1]. На данный момент на территории Краснодарского края существуют сельские поселения, которые деградируют, «вымирают». В настоящее время молодое поколение сельских территорий стремится в большие города, не задумываясь о том, что можно свои села вывести на новый уровень развития.

Одним из явных инструментом развития сельских поселений может послужить организация туризма. Рынок туризма выступает в роли арены жесткой конкуренции за привлечение потребителей между разнообразными туристскими дестинациями – территориями, имеющие объекты туристского интереса и предлагающими конкретный комплект услуг, необходимый для удовлетворения потребностей туристов [2].

Некоторые виды туристской деятельности в Краснодарском крае достаточно развиты и могут конкурировать как с лучшими отечественными, так и зарубежными аналогами [3]. Краснодарский край один из самых экологически чистых районов в Российской Федерации, с богатыми природно-климатическими ресурсами, культурно-этнографическими особенностями. Территория Краснодарского края многообразна и является перспективным местом для развития таких видов туризма, как культурно-познавательный, событийный, аграрный, спортивный, пляжный, приключенческий, лечебный, деловой и многие другие [1]. Развитие туризма в Краснодарском крае может являться важным шагом в решении многих социально-экономических проблем села и способствовать повышению благополучия жителей сельской местности.

Развитие туризма в сельской местности может привести к развитой инфраструктуре, большому интересу к национальной культуре и традициям, дополнительным рабочим местам, привлечение молодых кадров, дополнительный источник дохода для фермеров, повышение поступлений в бюджет региона [3].

В последнее время для активного привлечения туристов в свои регионы широко используются возможности событийного туризма, к примеру, организация культурных и спортивных мероприятий [2]. С одной стороны это позволит туристам увидеть яркое, запоминающееся событие, а с другой стороны ознакомит с достопримечательностями, демонстрируя высокий уровень обслуживания. Именно высокий уровень обслуживания будет способствовать развитию туризма.

В настоящее время наиболее предпочтительным становится аграрный туризм [1]. Сельский туризм – это новое направление в развитии туристической отрасли России, которое может дать новый импульс развитию сельских территорий и благополучию проживающих там людей. Важность развития такого вида отдыха, как сельский туризм подтверждается государственной программой Краснодарского края по развитию санаторно-курортного и туристского комплекса на 2016–2021 годы, что актуализирует задачу исследования перспектив и направлений его развития в регионе [1].

Не менее популярным видом туризма в последнее время является приключенческий. Общество все чаще отдает предпочтение активным видам отдыха, таким как аэростатный туризм (путешествие на воздушном шаре), конные прогулки, велосипедах, мотоциклах по равнине и горам, скалолазание, катания на снегоходах и лыжах, рафтинг, водные лыжи, кайтинг, водных мотоциклах, виндсерфинг, подводное плавание.

Подтверждением вышеизложенного являются данные опроса, проведенного среди молодежи города Краснодар. В опросе приняли участие 240 респондентов в возрасте от 17 до 30 лет. Цель исследования – провести анализ мнения молодежи о формировании индустрии туризма как альтернативного инструмента развития сельских территорий Краснодарского края.

Проведен анализ предпочтений Кубанской молодежи в организации своего отдыха. Большая часть респондентов предпочитают отдыхать в летний сезон – 57 % опрошенных, на втором месте – весенний период (20 %). Наименее предпочтительными сезонами для отдыха, как показало исследование, являются: зима (13 %) и осень (10 %).

При проведении опроса респондентам также было предложено выбрать основную цель путешествия. Согласно результатам исследования, большая часть респондентов предпочитают отдых в экологически чистом районе и посещение красивых мест природы, так считают 34 % опрошенных. Еще 25 % респондентам интересно знакомиться с достопримечательностями района и его культурой, 22 % отдали предпочтение спортивно-развлекательному отдыху и 19 % выбрали бы отдых в местах дикой природы с разбивкой лагеря.

Анкетирование показало, что респонденты предпочитают отдыхать на территории Российской Федерации - 46 %, на втором месте на курортах Краснодарского края - 33 %, на третьем месте - отдых за рубежом - 20 % (рис.1). Отсюда следует вывод, что в настоящее время внутренний туризм имеет преимущество перед выездным, что, несомненно, благоприятно сказывается на развитии экономики региона и страны в целом.

Рисунок 1 - Предпочтение респондентов при выборе места для отдыха

Результаты ответа на вопрос о привлекательности региона для внутреннего туризма показали, что 96 % студентов считают регион привлекательным, и только 4 % считают, что туризм в Краснодарском крае не может быть интересен жителям нашей страны.

По результатам опроса, представленном на рисунке 2, можно сделать вывод о том, что в настоящее время на территории Краснодарского края преобладает пляжный вид отдыха, так считают 26 % опрошенных, на втором месте-горный (спортивный) вид – 23 %, а на третьем лечебно-оздоровительный – 21 %. На четвертом месте находятся винные туры – 13 % опрошенных. Пятое место разделяют такие виды туризма, как сельский, паломнический и этнографический (по 5 % ).

Рисунок 2 - Предпочтение респондентов при выборе места для отдыха

По мнению респондентов, брендом Краснодарского края является «Черноморское побережье», так ответили 37 % опрошенных. На втором месте – «Горнолыжный курорт», так считают 27 %. Еще 25 % респондентов выбрали «Олимпийские игры», что свидетельствуют о влиянии спортивных мероприятий на развитие туризма. Особое внимание стоит обратить на ответы «сельское хозяйство» (6 %) и «казаки» (3 %). Данные ответы позволяют сделать вывод, о том, что именно вышеперечисленные составляющие можно использовать в рекламной практике, так как, по мнению респондентов, они являются брендом Краснодарского края.

Исходя из данных анкетирования, результаты которого представлены на рисунке 3, видно, как респонденты оценивают туристский потенциал Краснодарского края. Кроме того, респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале такие категории, как инфраструктура, сервис и цены в туристической отрасли Кубани.

Рисунок 3 - Туристский потенциал Краснодарского края, %

Инфраструктуру (дороги, коммуникации, транспорт и т. д.) Краснодарского края 31 % респондентов оценили на «отлично» 50 % – «хорошо», и 19 % – «удовлетворительно». Ответ «неудовлетворительно» отсутствовал, это свидетельствует ο грамотной политики государственной власти в данной сфере.

Обеспечение сервиса в туристской индустрии Краснодарского края находится на высоком уровне, так считают 35 % опрошенных. В то же время 45 % респондентов дали оценку «хорошо». И лишь 20 % отметили сервис «удовлетворительно». Отсутствие среди респондентов ответа «неудовлетворительно» позволяет сделать вывод, что туристы получают положительные эмоции, а это вселяет уверенность в том, что они вновь вернутся в Краснодарский край.

Анализ мнения респондентов по поводу ценовой политики показал, что 14 % опрошенных считают цены отличными, 30 % считают их удовлетворительными и 42 % – хорошими. Не устраивают уровень цен 14 % опрошенных. Вышесказанное свидетельствует ο том, что не все категории граждан могут позволить себе отдохнуть на курортах Краснодарского края, в связи с этим администрации края данному вопросу следует уделить особое внимание.

По мнению респондентов, Краснодарский край - один из самых экологически чистых районов России, с богатыми природными ресурсами, культурно-этнографическими особенностями и мягким климатом – имеет благоприятные условия для развития туризма. Этому будут способствовать, по мнению 29 % респондентов, хорошие климатические условиями; 24 % опрошенных полагают, что район насыщен исключительно уникальными природными местами, 20 % отмечают богатые исторические и культурные традиции. Результаты опроса представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Привлекательность Краснодарского края

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что в Краснодарском крае развитие туризма может способствовать решению основных социально-экономических проблем: стимулирование туристической инфраструктуры, обеспечение рабочими местами население края, пополнение бюджета региона, муниципальных образований края. Это несомненно позволит Краснодарскому краю стать еще более перспективным регионом России в области туристической сферы, поскольку рекреационный потенциал края представлен: чистыми горными реками, живописными ландшафтами, водопадами, пещерами, богатым животным и растительным миром, наличием исторических объектов, ценным биологическим разнообразием, не имеющем аналогов не только в России, но во и всей Европе.

Библиографический список:

1. Гопанько, Н. И. Мнение молодежи краснодарского края о потенциале региона для развития сельского туризма / Н. И. Гопанько, И. С. Иванова, М. В. Коренева // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, 21 – 27 июня 2016 года. – Краснодар. – 2016. – С. 77-79.

2. Гопанько, Н. И. Спортивные мероприятия как реклама туристких дестинаций / Н. И. Гопанько, И. С. Иванова // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт: материалы всероссийской научно- практической конференции с международным участием, Краснодар, 14-15апреля 2016 года. – Краснодар. – 2016. – №1. – С. 242-246.

3. Юрченко А. А., Минченко В. Г. Развитие внутреннего туризма в Южном Федеральном округе Российской Федерации // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2014. – № 1. – С. 90-92.

References:

1. Gopanko N. I. Opinion of the young people from Krasnodar krai about the region's potential for rural tourism development / N. I. Gopanko, I. S. Ivanova, M.V. Koreneva // Materials of Scientific and Scientific-methodical conference of faculty members of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar, June, 21-27, 2016. Krasnodar. – 2016. – P. 77-79.

2. Gopanko N. I. Sporting events as an advertising of tourist’s destinations / N. I. Gopanko, I. S. Ivanova // Integrated communications in sport and tourism: education, trends, international experience: All-Russian Scientific-Practical Conference Materials with international participation, Krasnodar, April, 14-15, 2016. Krasnodar. –2016. – №1. – P. 242-246.

3. Yurchenko A.A, Minchenko V.G. The development of the internal tourism in the Southern Federal District of the Russian Federation // Materials of Scientific and Scientific-methodical conference of faculty members of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism. Krasnodar. – 2014. – № 1. – P. 90-92.

Просмотров работы: 899