Аплизия - это беспозвоночный крупный брюхоногий моллюск. Своё название моллюск получил из-за щупалец расположенных на голове, напоминающие уши зайца. Раковина морского зайца тонкая и редуцированная, прикрытая мантией. Парные двусторонние жабры морского зайца развиты хорошо. Вода попадает в них через отверстие, которые находятся позади двух складок кожи. Движение морского зайца происходит с помощью толстого мышечного выроста. Размеры варьируются от 30-60 мм. Средний вес морского зайца около 300-400 г. Окраска тела зависит от выпускаемых чернил в воду, в результате окрашивается в фиолетовый, синий, пурпурный, темно-желтый и другие цвета. Испускание чернил в воду происходит в ответ на сильное раздражение или испуг. В конечном счете чернила являются средством защиты.
Чтобы содержать Аплизию в лабораторных условиях, необходим рифовый тип аквариума. Более того, он должен находиться в нем один, так как при испуге может выбрасывать в воду чернила, тем самым усложняя нахождения других рыб. Аплизия является растительноядным животным, питающийся водорослями-макрофитами. Также, аплизия является гермафродитом, для того, чтобы произошло спаривание нужно повысить температуру воды до 17 градусов. Через 85 дней после вылупления моллюск достигает репродуктивной зрелости.
Поставленные опыты на морской улитке, дали начало современным представлениям о механизмах научения, выработки условных рефлексов, а также памяти. Поэтому они важны в изучении таких дисциплин, как Физиология нервной системы, Нейрофизиология, Нейробиология, Психофизиология и Психология. Так, к примеру, исследователь Э. Кандель провел опыт на аплизии, тем самым изучил механизмы памяти, открыл механизмы пластичности и объяснил механизмы научения, памяти и образования условных рефлексов. С помощью опытов, были обнаружены и доказаны этим же ученым, что существует явление пластичности синапсов, которое лежит в основе трёх важнейших процессов: научения (обучения), памяти и выработки условных рефлексов. Был проведен еще опыт, только уже с исследователями из Техасского университета (США) с помощью морского зайца выяснили, что неравномерность временных интервалов между стимулами улучшает обучение. Если улитку напугать, она отвечает сокращением жабр и сифона; если же неприятный стимул повторить несколько раз, животное выработает к нему повышенную чувствительность и реакция на стимул будет более длительной.
Библиографический список:
Kandel, E. R. (2007), In Search of Memory: The Emergence of a New Science of Mind, New York: W. W. Norton & Company, ISBN 978-0-393-32937-7. //
Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. М., 2003.