Перед образовательными организациями ставятся новые цели и задачи, нацеленные на всестороннее развитие каждого ребенка как личности; обеспечение его готовности и способности к саморазвитию, самореализации, а также на развитие формирование коммуникативных, творческих и познавательных способностей младшего школьника [1].
Современные образовательные технологии предлагают для педагогов и учащихся новый вид организации и проведения урока - проект. Проектная деятельность позволяет организовать нестандартный урок, побуждая детей к самостоятельному поиску решения поставленной проблемы, организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к любому заданию, а не просто получить все знания в готовом виде от учителя. Проектная деятельность является качественной основой, реализующей гуманистический подход к обучению, через формирование открытой к знаниям творческой и активной личности.
Выделяют достаточно большое количество различных видов проектной деятельности, отличающихся по различным критериям. Мы остановимся на проекте внеклассного чтения, основной целью которого является самостоятельное знакомство детей с творчеством различных писателей [2,с.4].
Тема нашего проекта «Жизнь и творчество талантливого уральского писателя и поэта Николая Павловича Воронова». В данном проекте реализуется также региональный компонент образования, что в полной мере отвечает задачам патриотического воспитания младших школьников.
Цель данного проекта – познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Николая Павловича Воронова, с его творчеством, в частности – стихотворениями.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Обучающая: научить детей принятию самостоятельных решений, умению ставить задачи и задавать вопросы, умению работать сообща.
2. Познавательная: познакомить детей с известным российским писателем, поэтом, прозаиком академиком Академии литературы – Н.П. Вороновым.
3. Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, поэзии, интерес к творчеству нашего соотечественника Воронова Н.П.
4. Развивающая: развитие речи обучающихся, способности к применению мыслительных операций, развитие умений грамотно читать литературное произведение (учить понимать произведение, определять главную мысль), а также развитие памяти младших школьников (ответы на вопросы по произведению).
Оборудование: Проектор, доска, компьютер
Разработанная мною проектная деятельность посвящена творчеству Николая Павловича Воронова, а именно его стихотворениям, которые вошли в цикл «РОДНЯ»:
«Синицы»;
«Сорока»;
«Галчонок».
Методическая разработка рассчитана на возраст детей 4 класса общей образовательной школы. Я разделила учащихся на три группы и заранее подготовила тексты стихотворений. Дети методом вытягивания жребия определили для каждой группы стихотворение, с которым им предстояло работать. На подготовку проектной деятельности было выделено ограниченное количество времени – одна неделя. Каждой группе я раздала памятку, в которой был написан план работы.
План работы:
Выбрать капитана;
Представить свою «визитку», т.е. подготовить рассказ, пословицу или загадку, связанные с названиями произведений.
Распределить обязанности для каждого участника группы:
Подготовить краткую информацию о жизни и творчестве Н.П. Воронова; (1-ая группа: историческая справка о том, где родился автор, в каких заведениях учился, важные даты его жизни; 2-ая группа: творчество автора, самые известные произведения, перечислить названия; 3-я группа: рассказ о семье автора, его увлечениях);
Найти информацию о птице из стихотворения и выступить с рассказом о ней;
Найти выразительные средства, которые использовал автор, определить их роль в данном стихотворении, представить данную работу в виде краткого анализа стихотворения, на отдельном листе сдать учителю (один анализ от группы).
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (одна иллюстрация от группы);
Подготовиться к конкурсу чтецов (выразительное чтение стихотворения); задание для одного человека из группы;
Информацию о жизни и творчестве автора (задание «а») представить в виде презентации (одна презентация от каждой группы).
Перед началом мероприятия мы с учащимися подготовили класс к работе, расставив парты на три группы. Дети расселись по своим местам. Каждая группа красочно и интересно представила свой проект. Все задания были выполнены в соответствии с поставленными требованиями, соблюдены технические нормы в составлении презентации. После того, как дети продемонстрировали свои проекты, мы провели «Конкурс чтецов», после которого было устроено анонимное голосование по выбору победителя. В завершении нашего внеклассного мероприятия я прочитала стихотворение Н.П. Воронова «Родня» и подвела итоги.
Моя родня крылатая, Родня чадолюбивая, Певучая, пернатая, В полётах терпеливая. Родня мне по России, По золотому хлебу, По васильковой сини, По лесу и по небу. Ах, нежно и отрадно Мне видеться с тобой. Как держишься ты ладно Нарядною гурьбой. Моё родство из древних, Как солнышко приветно. Оно в беду не дремлет, В печаль — не безответно. В мороз тебя я помню: Кормушку грецким крошевом И семечками полню, А не охвостьем бросовым. Родня моя крылатая, По-русски неунывная. От витязя оратая Душой, заботой дивная.
Детям были заданы обобщающие вопросы:
О какой родне говорит поэт? (о птицах)
Почему он называет птиц своей крылатой роднёй?
Какими словами поэт характеризует птиц?
С какими птицами вы познакомились сегодня на занятии?
Понравились ли вам стихи Н.П. Воронова?
Реализация данного проекта позволила каждому учащемуся познакомиться с жизнью и творчеством удивительного человека, писателем и прозаиком Николаем Павловичем Вороновым. В результате проектной деятельности все учащиеся внесли вклад в работу всей группы, проявив тем самым самостоятельность, ответственность и взаимопомощь, а также повысили уровень своей эрудированности и литературоведческие знания и умения.
Проект способствовал проявлению в детях творческих способностей, формирование которых так важно в жизни, а также обуславливается в ФГОС НОО. Юным школьникам представилась возможность оценить работу своих одноклассников из других групп, такая работа позволяет развивать способности к различным мыслительным операциям, как, например, анализ, синтез и др. В целом, работа над данным проектом оказала положительное влияние как на учебный процесс, так и на развитие младшего школьника.
Список литературы:
Воронов, Н.П. Моя крылатая родня. – Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2006. – 184 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2000.
Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: «Просвещение», 2010.
Прокофьева, А.В., Григорьева, В.И. Выявление философских и природоведческих мотивов в стихотворении Н.П.Воронова «Желна» // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической заочной конференции. – Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос.техн.ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 149 с. – С.90-03.
Торшин, А.А. Произведение художественной литературы. Основные аспекты анализа: учеб. пособие / А.А. Торшин. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с.