ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КРАСНОДАРА

Мартояс В.В. 1
1Кубанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Эффективность развития муниципального образования в значительной степени зависит от инвестиционной привлекательности территории. Одной из задач, стоящей перед муниципалитетом, является создание необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций на территорию муниципального образования.

Вместе с тем, опыт свидетельствует о том, что данная сфера муниципального образования еще недостаточно изучена. Данные аспекты вызывают необходимость выявления сущности инвестиционной привлекательности, а также изучения оценки природно-ресурсного потенциала, инвестиционной активности, а также инвестиционного потенциала муниципального образования города Краснодара.

Анализ литературы по данной теме свидетельствует о том, что важной проблемой инвестиционной привлекательности муниципального образования является изменение законодательства в части предоставления налоговых льгот инвесторам, но это, в любом случае, разовое мероприятие, которое лишь снизит "планку", но не решит проблему.

Данный вопрос нашел свое отражение в трудах таких авторов как: И.А. Бланка, Л. Машкина, Л. Дж. Гитмана, М.Д. Джонка, Дж. М. Кейнса, Макконелла Р. Кэмпбелл, Брю Л. Стэнли, А. Маршала, Д.Д. Милля, П. Самуэльсона, А. Смита, М. Фридмана, Ф. Хайека, И. Шумпетера, С. Фишера, Эдвина Дж. Долана, Девида Е. Линдсей, Г. Александера, Дж. Доунса, У. Шарпа и других ученых.

Несмотря на значительное количество научной и публицистической литературы по вопросам инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар, вопросы повышения инвестиционной активности территории остаются недостаточно исследованными. Это обуславливает актуальность данной работы.

Анализ вышеуказанных источников показал, что авторы недостаточно осветили такую проблему, как изучение наиболее привлекательных для выбора территории для инвесторов факторов, накопленных в процессе многолетней хозяйственной деятельности. Это и определило объект и предмет исследования, а также его цель и задачи.

Объектом исследования является муниципальное образование город Краснодар.

Предмет исследования - инвестиционная привлекательность .

Целью данной работы является изучение инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

  1. раскрыть понятие об инвестиционной привлекательности;

  2. рассмотреть критерии инвестиционной привлекательности;

  3. изучить инвестиционный климат, как составная часть инвестиционной привлекательности;

  4. проанализировать оценку природно-ресурсного потенциала города Краснодар;

  5. провести анализ производственного потенциала города Краснодар;

  6. изучить инвестиционную активность муниципального образования города Краснодар.

Теоретико-методологическую основу исследования инвестиционной привлекательности территории составляют труды отечественных и зарубежных ученых.

Эмпирическую часть исследования составили: инвестиционный портал муниципального образования город Краснодар, официальный интернет-портал муниципального образования город Краснодар и Городской Думы Краснодара, газеты «Московский комсомолец» и «Российская газета», а также официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел – «Концептуальные основы инвестиционной привлекательности территории», второй раздел – «Анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования города Краснодара»), заключение, список использованных источников.

1 Концептуальные основы инвестиционной привлекательности территории

  1.  
    1. Понятие инвестиционной привлекательности территории

Важным элементом развития территории является обеспечение ее инвестиционной привлекательности. Экономический подъем будет только тогда, когда будут поступать инвестиции в конкретный сектор экономики, в муниципальное образование. Инвестиционная привлекательность является одним из средств, которые позволяют территории успешно развиваться, а также динамично двигаться к достижению целей соответствующего муниципального образования.

Традиционно понятие инвестиционная привлекательность связывают с предпочтениями инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Согласно выводам экспертов, наиболее привлекательными для выбора территории для инвесторов являются факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Повысить инвестиционную привлекательность могло бы изменение законодательства в части предоставления налоговых льгот инвесторам, но это, в любом случае, разовое мероприятие, которое лишь снизит "планку", но не решит проблему.

В научной литературе существуют разные точки зрения на понимание сути инвестиционной привлекательности территории.

Так, известный ученый И.А.Бланк считал, что основным составляющим инвестиционной привлекательности выступает обобщающая характеристика инвестиционных качеств конкретного объекта.

Другой российский ученый-экономист Л.Машкин подчеркивает, что понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного инвестирования[1].

Например, в учебнике Л.Дж. Гитмана и М.Д.Джонка "Основы инвестирования" отмечается: «Термин "инвестиции" имеет несколько значений. Это означает расчет результатов, некоторые активы. Обеспечение различных форм и механизмов, при реализации финансов[2].

Проблемы инвестирования исследовались как зарубежными, так и отечественными авторами. Исследования методологических аспектов инвестиционной сферы посвящены труды классиков экономической теории: Дж. М Кейнса, Макконелла Р. Кэмпбелл и Брю Л. Стэнли, А. Маршалла, Д., Д. Милля, П. Самуэльсона, А. Смита, М. Фридмана, Ф. Хайека, И., Шумпетера, С. Фишера и др. ученых экономистов.

Например, А. Смит в своем знаменитом труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» утверждает, Для поднятия власти необходимы средства, такие как налоги, которые принесут доходы, при котором страна будет в дальнейшем процветать[3].

В своих статьях Макконеллу Р. Кэмпбелл Р. и Брю Л. Стэнли, отмечают, что инвестиции должны быть некими затратами при которых будет действовать увеличение средств[4].

Известна точка зрения Эдвина Дж. Долана, Девида Е. Линдсей, которые утверждают, что инвестиции - создаются людьми при увеличении объема, при котором он сам функционирует в системе экономики и средств[5].

По Кейнсу нам стало известно, что «если мы ожидаем больших перемен, но весьма нечетко представляем себе, какую именно форму примут эти перемены, то наша уверенность будет слабой, и сильной в том случае, если происходящие перемены отвечают нашим ожиданиям». Именно эти моменты должны изучаться и учитываться в процессе разработки и реализации инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Из наиболее известных современных зарубежных ученых проблема повышения инвестиционной привлекательности рассматривается в трудах Г. Александер, Л. Дж. Бейли, Дж. Гитман, М. Д. Джонк, Дж. Доунс, У. Шарп, которые уделяют особое внимание на финансово – производственные факторы инвестиционной привлекательности (таких, как ВНП, объем промышленного производства, уровень деловой активности, объем товарооборота и др.)[6].

Необходимо отметить, что территория муниципального образования станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда органы управления сделают своей приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств экономики, как:

- прозрачность деятельности;

- целенаправленность распределения ресурсов;

-надежность системы управления, а так же собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора экономики станет устойчивой тенденцией.

Политика реализации инвестиционной привлекательности территории осуществляется исходя из реалий баланса факторов, сосредоточенных в сфере политики и экономики, однако можно выделить наиболее общепринятые действия:

-развитие муниципального инвестиционного законодательства;

-поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления гарантий и льгот;

-формирование инвестиционной открытости и привлекательности территории, ее инвестиционного имиджа;

-проведение активной деятельности по привлечению иностранных инвестиций;

-формирование инвестиционной инфраструктуры (залоговые фонды, перестраховочные компании, развиваются бизнес-центры и т.д.);

-разработка системы взаимоувязанных экономических, организационных и правовых мер, направленных на создание привлекательного инвестиционного климата территории и оживление инвестиционной активности;

Необходимо отметить, что огромную роль в поддержке инвестирования территории играют администрации муниципальных образований. Привлечение инвестиций необходимо для осуществления конкретных программ по отраслям, а также для исполнения проектов социально-экономического изменения муниципального образования. Муниципальная власть должна быть заинтересована на всей своей территории в привлечении новых инвестиций. Помимо реализации задач отдельного проекта, инвестиции способны снабжать местный бюджет. Деятельность местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика – один из механизмов администрации, который может оказать значительное воздействие на положение инвестиционной привлекательности муниципального образования. Согласно выводам многих исследователей для привлечения внимания инвесторов значительную роль играют накопленные годами факторы территории. К таким факторам относят уровень доходов и занятости населения, инвестиционный потенциал региона, общий объем производства и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «инвестиционная привлекательность» означает существование определенных условий инвестирования, которые оказывают влияние на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. В качестве главных составляющих инвестиционной привлекательности следует выделять «инвестиционный потенциал», - количественную характеристику инвестиционной привлекательности, и «инвестиционный риск» - качественную характеристику.

Таким образом, можно сделать вывод, что погода – это условия для привлечение зарубежных инвесторов.

Инвестор, выбирающий муниципальное образование, в которое будет вкладывать свои сбережения, пользуется некоторыми характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска.

1.2 Критерии инвестиционной привлекательности территории муниципального образования

Любая сфера деятельности представляет собой образование: ее субъекты и объекты обладают разными наборами свойств. Процессы в этой сфере стремятся к постепенному охвату всех субъектов и объектов и приводят как к уравниванию наборов их свойств, так и к выравниванию степени их усреднения.

В настоящем времени всякого рода рейтинги муниципального образования, либо в целом стран, стали важнейшими критериями по состоянию уровня экономики.

Можно сказать, что выбор критериев оценки, а также получение результатов, выявленных в результате такого оценивания, может являться некоторой трудностью. Но зачастую не всегда за финальным значением можно увидеть причинно-следственные тенденции развития того или иного инвестиционного комплекса. Однако, рейтинги, которые оценивают инвестиционную привлекательность или отдельные ее компоненты, получают большое значение и часто используются инвесторами при принятии решений об инвестировании.

Следует заметить, что количество факторов могут быть бесконечным, но тем не менее, более значимые инвестиционные факторы будут включены в группу признаков инвестиционной привлекательности.

Присутствие современных механизмов коммуникации, уровень развития финансовой инфраструктуры также являются важными и незаменимыми факторами, воздействующим на приток прямых иностранных инвестиций в регион.

Политическая ситуация в муниципальном образовании имеет возможность играть главную роль. Для ее измерения используются два критерия.

Первый – это инвестиционный рейтинг муниципального образования, в том числе рейтинги инвестиционного потенциала и риска.

Второй критерий, имеющий отношение к муниципальной политической обстановке, который определяет зарубежную экономическую оживленность, –Объем инвестиций показывает общий инвестиционный климат в муниципалитете.

Активность внутренних инвесторов есть положительный сигнал для зарубежных инвесторов. Уровень открытости территории связан, в первую очередь, с экспортом и внешней торговлей.

Географические признаки муниципального образования являются еще одним важным аспектом, значимым для пояснения причин притока прямых иностранных инвестиций.

Россия – является огромной страной, следовательно, ее регионы и муниципальные образования обладают различными географическими особенностями, положениями, климатическими условиями и т.д. Относительно к России этот географический аспект приобретает дополнительное значение, которое связано с наличием издержек – издержек на ведение переговоров, согласование, договоры и др. Следовательно, чем ближе муниципальное образование расположено к центру страны, тем выше вероятность того, что инвестор будет осуществлять прямые иностранные инвестиции, так как в этом случае издержки будут значительно ниже.

Россия является страной региональных и муниципальных контрастов, поэтому очень значимому инвестору для принятия решений о вложении инвестиций, несомненно, важна четкая информация об инвестиционном потенциале отдельного муниципального образования . Таким образом, для дальнейшего развития муниципального образования необходимым условием является создание системы, оценивающая инвестиционную привлекательность территории.

Более того, для муниципальных образований, не имеющих в наличии запасов сырья, наличие методики превращается в конкурентное преимущество, с которым объект будет взаимодействовать с внешним миром. В противном же случае, нельзя будет использовать такую информацию, и полагаться на нее при принятии решений, как для инвесторов, так и для органов государственного управления.

Необходимость создания определенного имиджа очевидна, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к муниципалитету, позволяет дать возможность более хорошо предоставлять интересы граждан, способствовать улучшению инвестиционного климата, а также получать дополнительные ресурсы для развития социально-экономического потенциала.

  1.  
    1. Инвестиционный климат, как составная часть инвестиционной оценки

По мнению В.В. Кирюхина существуют инвестиционный потенциал и известная степень инвестиционного риска; они формируют инвестиционную привлекательность муниципального образования[7]. Инвестиционная привлекательность муниципального образования в свою очередь определяет инвестиционную активность. Инвестиционный климат, в свою очередь, определяется инвестиционной активностью и инвестиционной привлекательностью (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Связь понятий инвестиционная привлекательность, инвестиционная активность и инвестиционный климат

Относительно данному подходу можно отметить некоторые принципы. Инвестиционный климат – является совокупностью условий (факторов), влияющих на желание инвестора осуществить вложения, т.е. инвестиционная активность. Таким образом, являясь следствием, инвестиционная активность не может быть частью инвестиционного климата. В связи с тем, что инвестиционная активность является следствием инвестиционной привлекательности, можно сказать, что довольно затруднительно оценить на практике инвестиционный климат как совокупность инвестиционной активности и привлекательности.

Инвестиционный климат — это условия для приложения капитала, прежде всего иностранного.

Необходимо отметить, что сам по себе инвестиционный климат определяется в первую очередь экономическими условиями для капитала, а особое значение имеют социальные и политические условия, в которых действует инвестор (забастовки, социальные волнения, угроза войны и т.д.).

Инвестиционный климат является главным фактором для привлечения инвесторов на прилегающую территорию. Нельзя оставлять это без особого внимания, так как в этом случае возможет рост инвестиционной привлекательности, а также поднятие на новый уровень в рейтинге среди всех муниципальных образований.

Для того, чтобы создать инвестиционный климат, необходимо предоставить существенные гарантии инвесторам. Инвестиционная привлекательность – один из результативных оценивающих показателей инвестиционного климата.

Проведя изучение существующих подходов к соотношению понятий инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата, можно подвести итог, сказав о том, что не совсем корректно отождествлять их.

Таким образом, погода — это мгновенное состояние некоторых характеристик, а климат - статистический ансамбль состояний. Инвестиционный климат муниципального образования – интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании оценки инвестиционной привлекательности региона в течение длительного промежутка времени и влияющая на желание потенциального инвестора осуществить вложения.

2 Анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования города Краснодара

2.1 Оценка природно-ресурсного потенциала города Краснодара

Краснодарский край является одним из важнейших субъектов Российской Федерации, что, следовательно, вызывает необходимость развития и реализации многих направлений, в частности в социально-экономической сфере, удовлетворяющих жизненные потребности и интересы людей, а также страны в целом.

Краснодар – наиболее динамично растущий город Юга России. По официальным данным, численность населения города – более 900 тысяч жителей. Хотя фактически превышает 1 миллион человек.

По последним данным статистик и результатам исследований Краснодар сохраняет лидерство по большинству показателей социально-экономического развития среди крупных городов ЮФО.

Важно отметить, что особая часть экономики Краснодара приходится на малый и средний бизнес. В городе насчитывается огромное количество малых и средних предприятий. Это повышает инвестиционный потенциал города.

Краснодар, по данным статистик и результатов, часто проявляется и остается в первой десятке экономических рейтингов среди городов России [8].

Характеризуя природно-ресурсный потенциал города Краснодар, необходимо остановиться на следующих аспектах:

Географического положение. Краснодар находится в южной части Восточно-Европейской равнины на Прикубанской низменности. Город расположен на правом берегу реки Кубани, выше по течению которой находится крупнейший искусственный водоём Северного Кавказа — Краснодарское водохранилище;

Строительная отрасль. Строительством многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования город Краснодар занимается 100 строительных компаний.

Общая площадь жилья, введенного в эксплуатацию на территории города Краснодара в 2014 году, составила тысячи квадратных метров, что на 43 тысячи квадратных метров, или в 3 раза выше показателя 2013 года. Следует отметить, что плановое задание на 2014 год по вводу жилья перевыполнено на 43,3 процента (план 1200,0 тыс. кв.м) [9];

Лидеров по поводу жилья в эксплуатацию в 2014 году мы можем рассмотреть на рисунке 2.

Рисунок 2 - Лидеры по поводу жилья в эксплуатацию в 2014году

Промышленность. Краснодар занимает первое место среди муниципальных образований края, на его долю приходится более 40 процентов всего промышленного производства региона.

В состав комплекса входят более 130 предприятий.Промышленная деятельность города Краснодара представлена тремя крупнейшими разделами:

1. Добыча полезных ископаемых;

2.Обрабатывающие производства;

3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

В 2014 году отмечался рост объёмов отгруженной промышленной продукции. Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по крупным и средним промышленным предприятиям в действующих ценах составил 2,6 миллиарда рублей, что на 2,9 миллиарда рублей, или на 1процента выше уровня 2013 года, так это мы можем рассмотреть на рисунке 3 [10];

Рисунок 3 – Структура промышленного производства в 2014 году

Транспорт представлен 53 крупными и средними предприятиями всех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, электрического, воздушного и другими.

Объем услуг крупных и средних предприятий всех видов транспорта в 2015 году составил 56,2 млрд. руб., или 156,3% к уровню 2015 года.

Общественный транспорт является визитной карточкой города, как растущего мегаполиса. Отличительной чертой города Краснодара от других муниципальных образований Краснодарского края является наличие электротранспорта, это отмечает администрация Краснодарского края.

Маршрутная сеть краевого центра - это:

1) 69 городских автобусных маршрута, 54 муниципальных пригородных автобусных маршрута регулярного сообщения;

2) 14 троллейбусных маршрутов, линии электропередачи которых охватывают все крупные районы города;

3)15 трамвайных маршрутов.

Общая протяженность автобусных маршрутов более 2 тыс. км, протяженность троллейбусных - около 169 км. [11];

Потребительский рынок. Краснодар, как столица Кубани, выступает в качестве центрального звена потребительского рынка края.

В Краснодаре сосредоточено около 40 процентов всего розничного товарооборота Кубани.

В сфере торговли насчитывается около 90 тысяч трудящихся человек. В отраслях торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения занято почти половина всех субъектов малого предпринимательства.

Отрасль общественного питания Краснодара является одной из быстроразвивающихся сфер услуг. Для неё характерно стремительное расширение сети за счёт ежемесячного открытия новых предприятий всех типов собственности, широкое внедрение современных стандартов и технологий, связанных с сетевыми формами организаций.

Новые предприятия отличаются комфортабельными условиями и другими факторами, влияющими на повышение уровня.

В 2014 году на территории муниципального образования город Краснодар открыто 69 новых объектов, которые предоставляют бытовые услуги населению[12];

Сельскохозяйственный комплекс. Краснодар имеет развитый агропромышленный комплекс.

Насчитывается более 300 аграрных предприятий.

Основное сельскохозяйственное производство сосредоточено на 12 сельскохозяйственных предприятиях и фермерских предприятий.

Животноводством занимаются 4 крупных сельскохозяйственных предприятия, плодоводством — 3 хозяйства, овощеводство представлено 4 сельскохозяйственными производителями, в числе которых один из самых крупных тепличных комплексов России по производству овощей закрытого грунта — ЗАО Агрокомбинат «Тепличный».

Особая гордость агропромышленного комплекса города Краснодара — его руководители. В сельскохозяйственных предприятиях города работают 17 заслуженных работников сельского хозяйства Российской Федерации и более 50 заслуженных работников сельского хозяйства Кубани.

В рамках государственной программы администрация муниципального образования город Краснодар осуществляет системный подход к развитию агропромышленной отрасли[13].

Таким образом, муниципальное образование город Краснодар имеет все необходимые природно-ресурсные условия для привлечения как отечественных, так и зарубежных инвесторов для поддержания и развития своего потенциала

2.2 Производственный потенциал города Краснодара

Производственный потенциал представлен как суммарная количественная оценка максимально возможной результативности использования ресурсов в условиях рациональной организации и взаимодействия хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Проблема изучения производственного потенциала муниципального образования, в связи с глобализацией и развитием рыночных отношений, перешла в более определенное практическое направление.

Определение производственного потенциала как единой целостной системы, все элементы которой служат общей цели, требует акцентировать основное внимание на структурном аспекте этой проблемы с проведением анализа развития, взаимодействия и взаимосвязи его основных элементов. Можно отметить, что производственный потенциал является многоуровневым, то есть и многоаспектным объектом исследования развития основных элементов, который можно различать по признаку обособления производственных сил.

Различают производственный потенциал по различным уровням:

1)производственный потенциал страны;

2)потенциал отрасли;

3)потенциал муниципального образования;

4)потенциал предприятия.

Разные уровни потенциалов обычно различаются размерами и составом обособления ресурсов, определяющиеся классификацией производства и спроса на данный продукт. Все многообразие факторов, влияющих на формирование производственного потенциала условно можно разделить на макро- и микро- уровневые факторы.

Основные макроэкономические показатели, характеризующие состояния и прогнозы развития экономики страны и региона, влияют на формирование производственного потенциала предприятия. В первую очередь они опираются на показатели его дополняющие данные:

-о развитии отраслей экономики;

-о численности и занятости населения;

-об анализе потребительского рынка;

-о темпах инфляции и т.д.

Краснодар занял первое место в рейтинге развития городов Юга России с населением свыше 100 тыс. человек, составленного аналитическим центром «Эксперт Юг», возглавив группу городов с максимальным производственным потенциалом.

Краснодар — наиболее динамично растущий мегаполис юга России с максимальными среди южных городов показателями оборота розничной торговли и строительства жилья на душу населения. По уровню оплаты труда и инвестициям в основной капитал на одного жителя Краснодар уступает только Сочи, а по уровню зарплат, обеспеченности населения врачами и жильём входит в первую тройку городов Юга. На высоком уровне находится объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг на душу населения, — отмечают аналитики центра.

Потенциал городов оценивался по пяти факторам: трудового, производственного, потребительского, финансового и социального. В качестве информационно-аналитической базы использовались статистические данные Росстата, а также показатели ежегодных отчётов о развитии городов, публикуемые на официальных сайтах за 2011–2013 годы.

В ходе исследования для каждого города был рассчитан индекс социально-экономического развития. Краснодар набрал наибольшее значение — 0,3781. Среди факторов, повлиявших на результат краевого центра, — высокие темпы жилищного строительства, привлечения инвестиций, объемы производства товаров и услуг, доходы городского бюджета на душу населения, численность врачей на 10 тысяч населения и др.

На втором месте рейтинга — Ростов-на-Дону с индексом 0,3240. Аналитики «Эксперта» выделили административные центры Ростовской области и Краснодара как города с максимальным потенциалом.

В первую пятерку далее вошли Волгоград (0,2696) и Сочи (0,1948) — города с высоким потенциалом, а также Астрахань (0,1442) — с потенциалом выше среднего[14].

Нельзя оставить без внимания основной макроэкономический показатель - величину валового регионального продуктов (ВРП) в расчете на душу населения в городе Краснодар, который составляет 301436 руб. (по данным за 2013 г.). За период с 2005 по 2013 гг. наблюдается позитивная динамика данного показателя (рисунок 4) [15].

Рисунок 4 - Динамика изменения ВРП на душу населения в городе Краснодар, руб.

Положительная динамика ВРП благоприятно сказалась на росте инвестиций в муниципальное образование. За последние 6 лет (2008–2013 гг.) в экономику города Краснодар привлечено инвестиций на общую сумму более 3,7 трлн. руб. При этом среднегодовой темп роста инвестиций в муниципальном образовании составлял порядка 116 % (рисунок 5) [16].

Рисунок 5 – Инвестиции в основной капитал города Краснодара

Таким образом, в целом наблюдается рост показателей, что свидетельствует о социально-экономическом развитии муниципального образования город Краснодар, которое обосновываются высокими темпами жилищного строительства, привлечением инвестиций, высокими объемами производства товаров и услуг, доходами городского бюджета на душу населения и другими факторами.

2.3 Инвестиционная активность муниципального образования города Краснодара

Инвестиционная активность – это реальное развитие инвестиционной деятельности в социально-экономической системе и характеризуется интенсивностью инвестиций.

Механизм повышения инвестиционной активности в регионе определяется как совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государственные органы управления субъекта РФ, взаимодействуя с управлением организаций.

Существуют различные признаки инвестиционной активности:

- является основной системной характеристикой инвестиционной деятельности, которая охватывает процессы привлечения и использования различные инвестиций, включая все достижение результатов, улучшающих социально-экономическое состояние субъекта РФ.

- формируется под воздействием механизмов рынка, государственного регулирования экономики, внутри- хозяйственного управления, имеющих как общие, так и исключительные сферы влияния;

-инвестиционная активность призвана к обеспечению прироста, улучшения структур экономики, при наличии некоторых особенностей социально-экономической системы. [17].

Следует отметить тот факт, что администрация города Краснодара, по итогам 2014 года, среди рядов городов Южного федерального округа и столицы Кубани, провела анализ показателей социально-экономического развития.

Выявила, что по инвестиционной привлекательности город Краснодар становится лидером среди городов Южного федерального округа.

В ходе проводимого анализа, изучались объемы жилищного строительства, ситуация на рынке труда, размер заработной платы, уровень инвестиционной активности и другие позиции городов ЮФО — Краснодара, Майкопа, Волгограда, Ростова-на-Дону, Элисты и Астрахани.

Анализ показал, что краевому центру принадлежит лидерство по 15 показателям из 31.

Так, Краснодар занимает первое место по:

-по объему отгруженных товаров собственного производства;

-по объему платных услуг населению по крупным и средним организациям всех видов деятельности;

-по уровню безработицы;

-уровню инвестиционной активности и др. [18].

Рассмотрим более подробно статистический рейтинг, который осуществлён на основании 31 показателя социально-экономического развития за январь-сентябрь 2015 года:

- по жилищному строительству лидируют город Краснодар(119,3 %) и Волгоград (105,3 %);

- по объёму платных услуг населению по крупным и средним организациям всех видов деятельности лидирует город Краснодар (51171,9 млн. рублей), далее следует город Волгоград (22785,4 млн. рублей);

- по уровню инвестиционной активности город Краснодар снова лидирует (59,4 млрд. рублей), второй результат показал город Астрахань (53,0 млрд. рублей) [19].

Анализируя инвестиционную активность муниципального образования, важно отметить, что специальные инвестиционные контракты нужно заключать не только исходя из объема инвестиций, но и из того, насколько инвестпроизводство необходимо для города Краснодар. Для столицы Кубани, как аграрного муниципального образования, особо важно заключать договора с компаниями, которые занимаются производством сельскохозяйственной техники, а также привлекать не только новых инвесторов, но и сохранить существующих.

Это действительно так, ведь сельскохозяйственный сектор города – один из главных отраслей муниципального образования, в котором необходимо вводить новшества путем приобретения новых высококачественных технологий.

Еще один факт, доказывающий инвестиционную активность муниципального образования город Краснодар, это план по созданию специалистов по привлечению средств, которые будут работать во всех муниципалитетах Краснодарского края. Они займутся улучшением инвестиционного климата и сопровождением перспективных проектов. Известно, что вместе с новым проектом будут созданы и новые нормативные и методические базы, а также осуществляться разработка стандарта деятельности специалистов и методика оценки их деятельности [20].

Таким образом, наблюдается инвестиционная активность муниципального образования город Краснодар, что объясняется объемами отгруженных товаров собственного производства, объемами платных услуг населению по крупным и средним организациям всех видов деятельности, уровнем безработицы и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы являлось изучение инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар.

В ходе исследования автор пришел к следующим выводам и обобщениям. Раскрыто понятие инвестиционной привлекательности. На основе анализа и научных источников, установлено, что инвестиционная привлекательность – это существование определенных условий инвестирования, которые оказывают влияние на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. В качестве главных составляющих инвестиционной привлекательности выделяют «инвестиционный потенциал», - количественную характеристику инвестиционной привлекательности, и «инвестиционный риск» - качественную характеристику.

В работе рассмотрены критерии инвестиционной привлекательности. Установлено, что присутствие современных механизмов коммуникации, уровень развития финансовой инфраструктуры являются важными и незаменимыми критериями, воздействующим на приток прямых инвестиций в муниципальное образование. Выделены другие особо важные критерии. Первый определяет на каком месте находится муниципальное образование среди других объектов. Второй критерий имеет отношение к муниципальной политической обстановке. Важно отметить, что географические особенности, положения, климатические условия муниципального образования являются еще одними важными критериями инвестиционной привлекательности территории.

Изучен инвестиционный климат, как составной части инвестиционной привлекательности, под которым следует понимать совокупность условий (факторов), влияющих на желание инвестора осуществить вложения.

Установлено, что инвестиционный климат определяется, прежде всего, экономическими условиями для капитала, большое значение имеют социальные и политические условия, в которых действует инвестор (забастовки, социальные волнения, угроза войны и т.д.).

В ходе исследования была проанализирована оценка природно-ресурсного потенциала города, которая показала, что город Краснодар – наиболее динамично растущий город Юга России. По официальным данным, численность населения города – более 900 тысяч жителей. Хотя фактически превышает 1 миллион человек.

По данным статистики и результатам исследований было установлено, что Краснодар сохраняет лидерство по большинству показателей социально-экономического развития среди крупных городов ЮФО.

В работе был проанализирован природно-ресурсный потенциал города Краснодара по следующим направлениям:

-географическое положение;

-строительство;

-промышленность;

-транспорт;

-потребительский рынок;

-сельскохозяйственный комплекс.

Анализ производственного потенциала города Краснодар показал, что производственный потенциал является многоуровневым, то есть и многоаспектным объектом исследования развития основных элементов.

Установлено, что город Краснодар занимает первое место в рейтинге с населением свыше 100 тыс. человек, возглавив группу городов с максимальным производственным потенциалом.

Одной из задач исследования было определение индекса социально-экономического развития. Установлено, что Краснодар набрал наибольшее значение — 0,3781.

Изучение инвестиционной активности муниципального образования города Краснодар показало, что инвестиционная активность – это реальное развитие инвестиционной деятельности в социально-экономической системе и характеризуется интенсивностью инвестиций. Таким образом, исследование показало, что в целом наблюдается рост по следующим показателям:

-по объему отгруженных товаров собственного производства;

-по объему платных услуг населению по крупным и средним организациям всех видов деятельности;

-по уровню безработицы и др.

Это свидетельствует о социально-экономическом развитии муниципального образования города Краснодар, о его инвестиционной привлекательности, инвестиционной активности, а также о высокой оценке природно-ресурсного потенциала. Это обосновываются высокими темпами жилищного строительства, привлечением инвестиций, высокими объемами производства товаров и услуг, доходами городского бюджета на душу населения и другими факторами.

В ходе исследования автор пришел к следующим выводам и обобщениям, связанных с необходимостью разработки следующих рекомендаций для повышения инвестиционной активности муниципального образования города Краснодар:

- необходимо развитие финансовой инфраструктуры;

- создание экономических условий для капитала, прежде всего большое значение имеют социальные и политические условия, в которых действует инвестор;

- необходима поддержка среднего и малого бизнеса;

- повышение уровня оплаты труда и инвестиций в основной капитал на одного жителя.

В ближайшие годы нам необходимо не только поддерживать и сохранять, но и развивать различные отрасли в социально-экономической сфере города. Если этому будет уделено достаточно внимания, то муниципальное образование будет подниматься на более высокий уровень, быть более инвестиционно-привлекательным, а соответственно быть не только лидером среди регионов ЮФО, но и среди всех регионов России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. М.: Эксмо, 2008. С. 768

  2. Л. Дж. Гитман, М.Д. Джонк. Основы инвестирования. М.: Дело, 1997. С. 192

  3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. С. 255

  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: Инфра-М, 2003. С. 983

  5. Долан Эдвин Дж.,Линдсей Дэвид Е. Микроэкономика. СПб.: «Литера плюс». 1994. С. 448

  6. Г. Александер, Л. Дж. Бейли, Дж. Гитман, М. Д. Джонк, Дж. Доунс, У. Шарп, Инвестиции. М.: Инфра-М, 1999. С. 3

  7. Кирюхин В.В. Инвестиционный риск в анализе инвестиционной привлекательности // Проблемы современной экономики . 2006. № 3. С.19

  8. Информация о муниципальном образовании. [Инвестиционный портал муниципального образования город Краснодар]. URL.:http://investment.krd.ru (дата обращения: 12.01.2016).

  9. Характеристика основных отраслей экономики муниципального образования город Краснодар. Строительная отрасль. [Официальный интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и Городской Думы Краснодара].URL.:http://krd.ru (дата обращения 14.03.2016).

  10. Характеристика основных отраслей экономики муниципального образования город Краснодар. Промышленная отрасль. [Официальный интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и Городской Думы Краснодара].URL.:http://krd.ru (дата обращения: 25.02.2016).

  11. Союз транспортников Кубани. Транспортная отрасль Краснодара (из отчета главы муниципального образования город Краснодар «О результатах своей деятельности и о результатах деятельности администрации муниципального образования город Краснодар в 2015 году»). URL.:http://stk-kuban.ru(дата обращения:28.03.2016).

  12. Характеристика основных отраслей экономики муниципального образования город Краснодар. Потребительский рынок. [Официальный интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и Городской Думы Краснодара].URL.:http://krd.ru (дата обращения: 19.03.2016).

  13. Характеристика основных отраслей экономики муниципального образования город Краснодар. Сельскохозяйственный комплекс. [Официальный интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и Городской Думы Краснодара].URL.:http://krd.ru (дата обращения: 5.04.2016).

  14. Главные новости. Экономика.[Официальный интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и Городской Думы Краснодара].URL.:http://krd.ru (дата обращения: 24.03.2016).

  15. Производство валового регионального продукта. [Федеральная служба государственной статистики].URL.:http://krsdstat.gks.ru (дата обращения: 13.03.2016).

  16. Инвестиционная стратегия Краснодарского края до 2020 года. [Инвестиционный портал Краснодарского края].URL.: http://investkuban.ru (дата обращения: 7.04.2016).

  17. Ройзман И. Типология инвестиционного климата регионов на новом этапе развития российской экономики//Инвестиции в России. 2003. № 3. С. 3-15

  18. Инвестиционная активность города Краснодар//Официальный сайт газеты «Московский комсомолец». 2016. [Электронный ресурс].URL.: http://kuban.mk.ru (дата обращения:3.04.2006).

  19. Результаты сравнительного анализа от 30 декабря 2015. [Официальный интернет-портал Администрации муниципального образования город Краснодар и Городской Думы Краснодара].URL.: http://krd.ru (дата обращения: 9.04.2016).

  20. По сообщениям корреспондентов «РГ». На Кубани создадут институт инвестиционных уполномоченных//региональное приложение к «Российской газете». 2016. №71(6939)

34

Просмотров работы: 7001