СОВРЕМЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА" - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА"

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальная инфраструктура – комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида.

Главный признак выделения социальной инфраструктуры в отдельную подсистему хозяйственного комплекса, что означает:

общие условия процесса общественного воспроизводства, – это ее функциональное назначение;

имеет сложное внутреннее строение – в ней различают части, звена, объекты.

Основа разделения социальной инфраструктуры на части и звенья – общее функциональное назначение составляющих в процессе общественного воспроизводства, т.е. направленность объектов на создание условий для удовлетворения определенного круга потребностей общества, населения, производства.

В самом общем виде социальную инфраструктуру разделяют на социально-бытовую и социально-культурную части. Социально-бытовая инфраструктура направлена на создание условий для воспроизводства человека как биологического существа (через бытовую среду), удовлетворения ее потребностей в надлежащих условиях жизни. Социально-культурная инфраструктура способствует воспроизводству духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду) и в значительной степени физических свойств индивида, формированию его как экономически активной личности, которая отвечает определенным требованиям общества к качеству рабочей силы.

По мнению зарубежных исследователей, региональная экономическая политика должна концентрироваться вокруг финансовой помощи социальной инфраструктуре. Значительная часть таких мероприятий является чрезвычайно капиталоемкой, обеспечивает окупаемость средств в течение длительного времени, поэтому доля государственного участия в инфраструктурных программах развитых стран мира традиционно высока. Например, именно развитие социальной инфраструктуры было определено важнейшей целью основного плана экономического и социального развития Японии на 1973-77 гг. Вопросы состояния и развития социальной инфраструктуры периодически рассматриваются на заседаниях Конгресса США. По данным слушаний 99-го Конгресса США (1986 г.), в состав социальной инфраструктуры относят дороги, мосты, порты, транспорт, искусственные водоемы и водные рекреационные системы, природоохранные объекты, парки, рекреационные объекты, школы, тюрьмы, объекты здравоохранения и психиатрической помощи, здания общественного назначения и правительственных учреждений. В отечественной экономической литературе к приведенному перечню отнесены элементы социальной инфраструктуры.

Понятие социальной инфраструктуры в отечественной науке сформировалось на грани отраслей социально-экономических знаний из сферы нематериального производства. Первые основательные работы посвященные исследованию социальной инфраструктуры, появились в 70-х гг. Сначала социальную инфраструктуру часто сводили к сфере услуг, признавая, что она является совокупностью отраслей с общим функциональным назначением, которое заключается в удовлетворении потребностей населения в услугах.

Как экономическая категория, социальная инфраструктура отражает производственные отношения по поводу деятельности различных объектов, направленной на создание комплекса общих условий для обеспечения экономического роста и жизнедеятельности населения страны, то есть процесса общественного воспроизводства.

Возможности социальной инфраструктуры в создании этих условий зависят от мощности ее экономического потенциала, который определяется ее современным состоянием и динамичностью, имеющимися объемами резервов и ресурсов.

Исходя из понятия социальной инфраструктуры, которую образуют предприятия, учреждения, организации и сооружения, составляющие материально-вещественную основу социальных общественных процессов, финансовые, трудовые и природные ресурсы влияют на развитие социальной инфраструктуры, но не являются ее экономическим потенциалом.

Главный составляющий элемент экономического потенциала социальной инфраструктуры – основные фонды (здания и сооружения, коммуникации (дороги, линии связи и т.п.)), техническое оснащение зданий, сооружений и коммуникаций. Стоимость основных фондов социальной инфраструктуры составляет более трети стоимости основных фондов экономики.

Природа и сущность социальной инфраструктуры. Интенсификация экономического роста требует проведения комплекса социальных мероприятий и создания вспомогательных объектов, образующих некую инфраструктуру. Экономическая деятельность, как сказано выше, тесно взаимосвязана с социальной деятельностью и направлена на удовлетворение социальных потребностей человека. В свою очередь, потребности человека могут быть реализованы только через использование конкретных материально-вещественных объектов, предназначенных именно для этих целей. Существует два концептуальных подхода к определению понятия «социальная инфраструктура» — отраслевой н деятельностный. Сущность «отраслевого» подхода в том, что экономическое развитие должно носить комплексный характер, способствующий созданию необходимых условий для обеспечения эффективного функционирования производства и удовлетворения потребностей населения. При этом обращается внимание на то, что инфраструктура представляет собой совокупность общих условий, а не отдельных элементов и объектов. Сторонники «отраслевого» подхода определяют социальную инфраструктуру как совокупность структурных и функциональных элементов хозяйственной системы: отраслей, производств, предприятий, учреждений, организации, объектов, включенных в производственные отношения, направленные на создание общих условий общественного прогресса. Положительные моменты данного подхода: в процессе производства учитываются общие условия труда (подготовка квалифицированных трудовых ресурсов, физическое и нравственное здоровье работающих, уровень их благосостояния), а также компоненты (транспорт, связь, энергоснабжение, водоснабжение), непосредственно обеспечивающие условия производства Недостатками: инфраструктура представляется как механическая совокупность отдельных отраслей, производств, организаций и учреждений, обеспечивающих поддержание на определенном уровне материального производства, являясь фактически его частью и развивающейся по экономическим законам. «Деятельностный» подход к социальной инфраструктуре, по мнению Ж.Т. То- щенко, наиболее полно учитывает все составляющие обеспечения жизнедеятельности человеческого сообщества, в том числе: цель развития инфраструктуры и главный критерий — создание рациональных условий жизни каждого отдельного человека; в качестве факторов развития инфраструктуры рассматриваются потребности, ожидания, ценностные установки населения.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

- Создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах

- Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства

- Эффективное использование трудовых ресурсов

- Улучшение и сохранение физического здоровья населения;

Рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

- Финансирование социальной инфраструктуры

- Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в ее дифференциации на два типа:

- отрасли, работающие и развивающиеся за счет собственных ресурсов и ориентированные на хозрасчет и получение прибыли как основной цели своей деятельности. К ним относятся торговля, общепит, бытовое обслуживание

- отрасли, осуществляющие свою деятельность за счет централизованных, территориальных и коллективных общественных фондов потребления. Эти отрасли полностью или частично ориентированы на бюджетные средства.

Анализируя элементы социальной инфраструктуры, соответствующие государственному устройству России, следует обратить внимание на различие в их функциональном предназначении. Основные функции элементов инфраструктуры федерального уровня можно определить как: выравнивание возможностей населения субъектов Федерации по удовлетворению потребностей населения; удовлетворение инфраструктурных потребностей [1 и III уровней; обеспечение инфраструктурной целостности страны. Основными функциями инфраструктуры уровня субъекта Федерации являются: выравнивание возможностей населения муниципальных образований субъекта Федерации по удовлетворению потребностей населения: удовлетворение потребностей 1 и II уровней; обеспечение инфраструктурной целостности субъекта Федерации. Основные функции инфраструктуры уровня муниципального образования заключаются в: обеспечении и максимально возможном удовлетворении инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований; максимально полном удовлетворении потребностей I уровня; обеспечение инфраструктурной целостности муниципального образования. Социальная инфраструктура, как одно из проявлений общественной жизни, имеет двойственный характер: с одной стороны, социальная инфраструктура — это материальная база для реализации социальной политики, материальновещественные элементы, без которых социальная политика не может осуществляться. С другой стороны, развитие и совершенствование социальной инфраструктуры (модернизация ее элементов и функций для наиболее полного удовлетворения социальных потребностей населения) является одной из целей реализации социальной политики, осуществляемой государством. Совершенная, соответствующая определенному периоду развития общества, социальная инфраструктура это материально-вещественный результат социальной политики, критерий её адекватной реализации.Однако в реальной жизни сложилась ситуация, когда за создание социальной инфраструктуры никто практически никакой ответственности не несет. Местные органы власти не везде имеют полномочия и права, необходимые для того, чтобы вмешиваться в ход решения важнейших производственных и социальных задач. А в ряде случаев они плохо сориентированы в их важности, больше заботятся о производственных проблемах, чем о том, что волнует и интересует население. Это происходит в значительной степени потому, что формирование инфраструктуры как единого целого не планируется, а средства, выделенные на их развитие, как правило, не соответствуют общим масштабам развития производства и потребностей людей.

Поэтому реализация всех крупных проектов программно-целевого подхода требует совершенствования управления, более четкого разделения компетенции (прав и обязанностей) ведомств и предприятий, с одной стороны, и местных органов власти – с другой.

Таким образом, развитие социальной инфраструктуры – это многоаспектная проблема, целевой установкой решения которой является создание условий, достойных человеческой природы

Просмотров работы: 2414