ПОДГОТОВКА ЛЕКЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОДГОТОВКА ЛЕКЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение системы многоуровневого образования и реализация компетентностной модели обусловливают необходимость совершенно нового подхода к организации процесса обучения. На сегодняшний день преподаватель ВУЗа должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, использовать современные образовательные технологии, направленные на создание творческой атмосферы образовательного процесса [1].

Основной целью образования является целостное развитие личности обучающегося. Задачей педагога при этом становится обеспечение раскрытия потенциальных внутренних способностей студента.

Одной из основных форм обучения в высшей школе была и остаётся лекция. Для использования принципа наглядности применяется такой вид лекции, как лекция-визуализация. Психологические и педагогические исследования (Р. Арнхейм, Е.Ю. Артемьева, В.И. Якиманская) показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, показывает его связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека.

Подготовка лекции-визуализации преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности. В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации.

Для проведения лекции-визуализации преподаватель может использовать заранее подготовленную презентацию. Обычный показ слайдов под запись не предусматривает обратной связи от студентов, особенно если лекция проводится удалённо. Чтобы дистанционное обучение с использованием презентаций стало интерактивным, и осуществлялось взаимодействие преподавателя со студентами, можно воспользоваться технологией создания заметок с совместным доступом веб-сервиса Evernote.

Evernote – это веб-сервис и набор программного обеспечения для создания и хранения заметок. В качестве заметки может выступать фрагмент форматированного текста, веб-страница целиком, фотография, аудиофайл или рукописная запись [2]. С помощью этого инструмента можно писать, собирать, обсуждать и демонстрировать свои материалы в едином рабочем пространстве.

При создании заметки в Evernote с открытым доступом, другие пользователи Интернета смогут просмотреть её, а также увидеть изменения, вносимые в неё, в режиме реального времени. При этом это может быть предварительно подготовленная презентация, в которую затем, в ходе проведения лекции, можно будет вносить правки.

Процесс проведения лекции в таком случае представляется следующим образом. Преподаватель на мобильном устройстве (компьютере или мобильном телефоне) в своём аккаунте создаёт заметку с презентацией и открывает к ней доступ. Студенты, перейдя по сформированной ссылке с заметкой, также смогут увидеть её на экране своих устройств и, при необходимости, внести в неё свои правки, замечания или вопросы. Для проведения лекции в обычной аудитории презентацию можно будет продублировать на экран проектора.

Использование описанной технологии позволит студентам быть более вовлечёнными в процесс обучения, взаимодействовать с преподавателем, если лекция проводится удалённо. Кроме того, все проведённые лекции останутся записанными, и у студентов в любой момент будет к ним доступ при необходимости повторения материала.

Для педагога открывается возможность корректировать свой материал на основе замечаний, сделанных во время лекции. Используя заметки, преподаватель также может давать домашние задания или проводить контрольные работы, оставив незаполненными места в презентации, куда нужно будет вписать правильный ответ.

Постановка познавательных задач, возбуждение эмоционально-оценочного отношения к предмету, обеспечение обратной связи во время проведения лекции, способствуют развитию у студентов аналитического мышления, личностному росту. В этом проявляются развивающая и воспитывающаяфункции учебного процесса, а применение современных образовательных технологий привносит в него элемент творчества.

Литература:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.

2. Evernote. Материал из Википедии – свободной энциклопедии [Электронный ресурс] – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Evernote

Просмотров работы: 396