ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Саадова О.Л. 1, Ротова Н.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
От своевременного формирования речевых навыков детей дошкольного возраста зависит полноценное психическое развитие ребенка. В дошкольном возрасте важно не только физиологическое развитие слухового и речевого аппарата, позволяющее правильно воспринимать и воспроизводить услышанное, но и развитие коммуникативной функции речи, которое происходит в связи с усложняющейся деятельностью ребенка [5]. Овладение контекстной, объяснительной речью требует от ребенка умения выделять главное в ситуации, устанавливать причинно-следственные отношения для правильного и адекватного восприятия контекста. Известный психолог Л.С. Выготский указывал, что речь является основополагающим фактором для развития мышления и формирования «Я».В период дошкольного возраста с помощью речи ребенок учится планировать и регулировать свое поведение в социуме, что отражает мышление ребенка и одновременно влияет на него. Поэтому задача развития правильной и грамотной речи у детей дошкольного возраста является чрезвычайно важной для педагога дошкольного образовательного учреждения. Осложняется она еще и наличием у ребенка различного рода нарушений в развитии речи [2]. Для наиболее успешного решения этой задачи педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо активно задействовать родителей. Проведение в одном направлении коррекционно-воспитательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения и родителей – одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [6] (п. ст. 18) сказано о том, что«Родители являются первыми педагогами», они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Проявления речевых нарушений могут быть в нарушении звукопроизношения, слоговой структуры слов, непонимании значений слов, неправильном грамматическом оформлении высказывания, нарушении силы голоса, тембра, имеющего ускоренный или замедленный темп. Нарушения речи могут отрицательно влиять на психическое развитие ребенка, отражаться на его деятельности, поведении и на формирование личности ребенка в целом, также нарушения речи могут способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, чувства неполноценности нерешительности, замкнутости, негативизма). Причинами отклонений от возрастных норм являются органические и функциональные нарушения. Органические нарушения могут быть обусловлены генетикой, сосудистыми заболеваниями, гипоксией плода, патологией беременности, асфиксией в течение родов, повреждении зон головного мозга, а функциональные нарушения могут возникать в результате соматической ослабленности, педагогической запущенности, воздействия стрессов, вследствие недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с близкими людьми, в частности, с матерью [3].

По исследованиям педагогов и языковедов (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.В. Щерба), наиболее эффективной коррекционная работа по устранению нарушений в развитии речи детей дошкольного возраста будет при совместных усилиях педагогов и родителей. Для того чтобы работа педагогов была эффективной и приносила хорошие результаты, родителям в процессе общения необходимо учесть следующие рекомендации[1]:- Речь взрослого должна быть неторопливой и разборчивой.- Добиваться понимания речи, используя простые инструкции.- Необходимо проводить артикуляционную гимнастику ежедневно.- Почаще рассказывать, читать вместе первые детские сказки, стихи, побуждать досказывать слова по мере речевой возможности.- Проводить массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока». Подробнее рассмотрим, как и в какие игры можно поиграть с детьми для развития психических функций и речи [4]:

  • Что лишнее”. Выбрать из нескольких карточек с картинками изображение с лишним предметом.

  • Опиши словами”. Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам, нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.

  • Нравится – не нравится”. Можно играть с карточками, показывая их и называя, что изображено. Выбираем предмет или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится – мягкая, приятная на ощупь, играя, ловит мышей…; не нравится – царапается, убегает и т.д.

  • Назови одним словом”. Называем несколько предметов одним словом. Например, при названных словах тарелка, чашка, ложка – нужно озвучить слово “посуда”.

  • Бывает – не бывает”. Вариант игры “съедобное -несъедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.

  • Отвечаем быстро”. Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договориться, что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец – зеленый, солнце – желтое, потолок – белый… . Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности, – родитель и ребенок меняются местами.

  • С толковым словарем”. Играем в игру “опиши словами”, только с толковым словарем. Родитель читает определение из детского толкового словаря, ребенок угадывает, о чем идет речь.

  • Скажи наоборот”. Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сапогах), “Синий сапожок” (Красная Шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание. Развивая, таким образом, мыслительные операции, можно добиться и коррекции речевых несовершенств и дальнейшего развития мышления ребенка. Таким образом, большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля: только коллективное воздействие даст оптимальные результаты при устранении дефектов речи: невропатолог, логопед дефектолог и, конечно же, воспитатель. Необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьироваться в зависимости от конкретных проблем. Приобретённые знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка и разрешить сложные ситуации.

Список используемой литературы

1. Волковская, Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения [Текст] / Т.Н. Волковская // Дефектология. - 1999. - №4. 2. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н. Доронова. - М., 2002. 3. Игнатьева, С.А. Коммуникативная культура будущих учителей-логопедов как условие становления их профессиональной компетентности / С.А. Игнатьева [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - №6 4. Стребелева, Е.А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - №1. 5. Педагогический журнал «Педагогический мир» [Электронный ресурс] : http://pedmir.ru/index.php6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (вступает в силу с 1 сентября 2013 года) // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7598.

Просмотров работы: 634