ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА

Яруничева И.В. 1
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государственный земельный надзор это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации (далее – РФ), за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность [2].

Текущим мероприятием, направленным на массовое выявление нарушений земельного законодательства, наиболее распространенных на исследуемой территории, а также их предупреждение должен являться мониторинг. К сожалению, на сегодняшний день такой мониторинг осуществляется крайне редко и на относительно небольшой территории, поскольку при проведении мероприятий по осуществлению государственного земельного надзора государственные инспектора по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии не редко сталкиваются с рядом проблем и вопросов. Важной задачей повышения эффективности мер государственного земельного надзора является выявление данных проблем, условий их происхождения, для применения новых форм и методов работы, а также модернизации уже имеющихся.

Для эффективного и грамотного осуществления государственного земельного надзора необходим утвержденный единый механизм планирования мероприятий направленных на выявление нарушений земельного законодательства. На текущий момент основным источником информации о нарушениях земельного законодательства, поступающей в органы государственного земельного надзора, являются обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В связи с чем, основная деятельность органов в данной сфере направлена на проведение внеплановых проверок по данным обращениям, планирование в этом случае осуществляется на случайных выборках субъектов. В свою очередь плановые проверки осложняются требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3] в виде возможности проведения проверок не чаще чем раз в три года., необходимости согласования с прокуратурой, соотнесения с проверками муниципального и иных видов контроля и надзора. Все это приводит к тому, что государственный земельный надзор приобретает заявительный характер, теряя тем самым функцию государственного органа, обеспечивающего постоянное и всеобщее исполнение требований земельного законодательства всеми субъектами РФ.

Существуют несовершенства и в нормативно-правовой базе осуществления государственного земельного надзора, так острая нехватка методических и инструктивных материалов, необходимых для грамотного проведения проверок в рамках государственного земельного надзора, приводит признанию проверок недействительными, а норма указанная в п. 58 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486 [4],говорящая о том, что предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства выдается вместе с актом проверки при выявлении нарушений требований земельного законодательства, противоречит презумпции невиновности, указанной в статье 49 Конституции РФ [1], поскольку виновность лица, не доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

Еще одним существенным недостатком является кадровая политика государства. Немало постановлений о привлечении к административной ответственности отменяются в судах по причине нарушения процедуры и сроков привлечения к ответственности, что говорит о невысокой квалификации государственных земельных инспекторов. Данная проблема возникает из-за отсутствия обучающих программ и курсов профессиональной подготовки специалистов государственного земельного надзора. Деятельность государственного инспектора подразумевает не только на знание юридической литературы и законодательства, но еще и работу с геодезическим оборудованием. Некоторые государственные инспектора не обучены навыкам обращения с GPS станциями и тахеометрами, а установление нарушения «на глаз», установление площади земельного участка посредством обмера земельного участка с помощью рулетки по границам фактически используемого земельного участка никак не может свидетельствовать о высоком уровне надзора за соблюдением земельного законодательства. Привлечение же высококвалифицированных специалистов для прохождения государственной гражданской службы в орган, осуществляющий государственный земельный надзор, затруднено очень низким для такой работы денежным содержанием.

Также возникает проблема отсутствия или недостаточности оснащения, позволяющего определить границы земельного участка и соотнести их с данными государственного кадастра недвижимости. На текущий момент некоторое оборудование централизованно приобретено, однако его комплектность и пригодность к прямому использованию при осуществлении мероприятий по надзору вызывает вопросы.

Кроме этого, существуют проблемы связанные с выявлением нарушений земельного законодательства. Так, выявить нарушителя для привлечения к ответственности, невозможно, если нарушение установлено на неразграниченных землях, государственных или муниципальных землях, а используемый (самовольно) участок не формировался и данных ни о нем, ни о правообладателе в государственных информационных системах нет.

Свои сложности существуют при выявлении нарушений на государственной или муниципальной земле. Публичный собственник может узнать через десятки лет о незаконном использовании его земли.

Несмотря на многочисленные рабочие встречи и совещания, а так же заключенные с органами местного самоуправления соглашения о взаимодействии в рамках осуществления муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора, эффективность такого взаимодействия в ряде случаев остается на низком уровне. Очень часто муниципалитеты не уделяют должного внимания вопросам муниципального земельного контроля, хотя земельный налог относится к местным и напрямую пополняет муниципальный бюджет.

Говоря о штрафах, необходимо отметить, то что их размер не может считаться эффективным фактором стимулирования правомерного поведения. К тому же представляется исключительно неверным исчислять штрафы без учета размера земельного участка. Самовольное занятие 2 соток и 200 гектар наказывается одинаково.

В заключение следует отметить, что в отношении совершенствования государственного земельного надзора на текущий момент предприняты определенные конкретные меры. Внесены изменения в существуют проекты Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора» и Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в результате принятия которых предмет государственного земельного надзора изменен на проверки конкретных земель, земельных участков, частей земельных участков, а штрафы исчисляются исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Введение в 2015 году нового инструмента для повышения эффективности государственного земельного надзора – административного обследования объектов земельных отношений, как предполагалась, изменило процедуру планирования и реагирования на нарушения.

Однако представляется, что все эти меры хоть и призваны повысить качество государственного земельного надзора, но к серьезному улучшению ситуации с неправомерным поведением землепользователей не привело. С учетом сокращения общего числа государственных гражданских служащих, в том числе государственных инспекторов необходим кардинальный пересмотр процедур и методов не только планирования но и осуществления государственного земельного надзора. Возможно, необходимо в ближайшем будущем изменение общего функционала и статуса государственного инспектора по использованию и охране земель.

Таким образом, подводя итог аналитическому обзору и анализу проблем в осуществлении государственного земельного надзора, следует сформулировать следующие направления исследований в этой области:

1. Выработка предложений по совершенствованию механизма и нормативно-правовой базы осуществления государственного земельного надзора;

2. Применение новых форм и методов работы, а также модернизации уже имеющихся для совершенствования ведения государственного земельного надзора;

3. Оптимизация организации и осуществления государственного земельного надзора.

Исследования в этих направлениях позволят придти к эффективной организации и осуществлению государственный земельный надзора и как следствие эффективной системе управления земельными ресурсами, поскольку ее важным звеном является, государственный земельный надзор, так как проведение мероприятий по его осуществлению направлено на достижение основной цели управления земельными ресурсами – рационального использования и охраны земель.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] : – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

  2. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации федер. закон Рос. Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ [Электронный ресурс] : [ред. от 03.07.2016]. – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

3. Российская Федерация. Законы. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 26.12.2008 года № 294-ФЗ [ред. от 03.07.2016]. – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

4. Приказ. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора мин. эконом. развития Рос. Федерации от 20.07.2015 № 486 [Электронный ресурс] : – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

Просмотров работы: 3433