РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В РАЗВИТИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В РАЗВИТИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ.

Здельников С.В. 1
1Юридический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Христианство – это одна их трех религий мировых религий (на ряду с буддизмом и исламом), возникшая в I в. н.э. в Палестине. Первоначально христианство рассматривалось как еретическое движение в иудаизме и распространялось как религия одной из сект среди евреев Палестины и среднеземноморских диаспор. Однако уже в первые десятилетия II в. с увеличением количества последователей обрело значение самостоятельной религии. В конце IV в. христианство становиться государственной религией Римской империи. Сама религия прежде всего получила распространение в сфере военно-административной элиты римского общества. Тем самым Христианство оказывало влияние на все Римское право в целом.[4]

Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римское право характеризуется особо точной разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.).

В свое время Фридрих Энгельс отмечал, что «римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений».[3]

Такие особенности римского права способствовали тому, что, когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, произошел интереснейший процесс - рецепция римского права. Рецепция (от лат. receptio) – это заимствование, преобразование.

В преобладающем большинстве теория гражданского права построена на основе римского права. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике (например, реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и т.д.). Немаловажную роль римское право оказало и на семейное право, которое также, как и другие отрасли было подвержено рецепции – например, еще римское право регулировала вопросы, связанные с браком, эмансипацией, усыновлением.

Из выше изложенного следует сделать вывод, что еще в процессе заимствования, с последующим преобразование, римского права христианские ценности получали свое отражение в законодательствах государств – рецепциентов. Однако свое отражение получали и другие христианские ценности, которые ранее не были отражены и в римском праве.

С принятием православия на Руси в 988 году, христианство стало важным фактором дальнейшего развития права и государственности на Руси, а в последующем и России. Православная церковь имела огромное влияние на развитие государства.

В последующем, а именно в 1654–1657 годы произошедший раскол православной церкви на старообрядцев во главе с протопопом Аввакумом и сторонников реформы богослужения, проводимой Никоном, разделил общество внутри государства по религиозным мотивам. Тем самым церковь, наделенная идеологической силой, оказывала непосредственное влияние на политику государственного аппарата внутри государства, а также на настроения масс.

При объединении и развитии Российского государства такая независимость и влиятельность церкви мешала установлению абсолютистской власти монархического строя России. Процесс подчинения деятельности российской православной церкви императорской власти начался в Петровскую эпоху путем ее огосударствления.

В советское время церковь была полностью лишена возможности влиять на массы, всесторонне приветствовался атеизм – совокупность положений, которые отвергают веру в Бога, во всякую религию, в сверхъестественное.[5] Так, Ленин говорил: «Мы должны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс». Политика, проводимая государством СССР, была направлена на искоренение религии, с последующей заменой ее на идеологию социализма. Однако в 1991 году произошел распад СССР, и не последовавшее ограничение церкви, со стороны нового государства приводит к возрождению религий.

В настоящее время Русская православная церковь занимает как в христианском мире, так и в ее составной части – православии, важное место. Положение православия значительно укрепилось в последние десятилетия в связи с развитием Российской Федерации. На территории России было восстановлено, а также заново построено более 26 тысяч храмов и 800 монастырей, открыты новые высшие и средние богословские учебные заведения.[2]

Согласно ст. 14 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года – Российская Федерация является светским государством. Это значит, что никакая религия не может быть установление на территории России в качестве основной или обязательной. Также говорится об отделении религиозных объединений от государства. Ст. 13 Конституции РФ говорит нам о том, что в России признается идеологическое многообразие.[1]

На всей территории Российской Федерации проживает множество этносов, наций, которые исповедует разные религии, среди всех религий наибольшее распространение получило православие.

Православие оказывало и продолжает оказывает влияние, являющееся объективно обусловленным, на такие отрасли права как уголовное, гражданское, конституционное, семейное, административное и др.Так, церковь всячески поддерживает обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также этому всячески способствует. Однако церковь призывает вмешиваться лишь в том случае, когда имеются действительные основания для такого вмешательства.

Из выше изложенного следует, что христианство находится полностью не только в правовом, но и в нравственном поле российского общества, когда ценности права разделяются христианскими ценностями, библейские мысли находят свое отражение в правовых нормах и, наконец, практическое применение законов отражается в духовном их понимании и воплощении.

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

  2. Богословие свободы. Христианство и светская власть – от Миланского эдикта до наших дней // Выступление митрополита Волоколамского Илариона, председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, на открытии учебного года Богословского факультета в Южной Италии 17 октября 2014 года - Режим доступа: URL: http://www.patriarchia.ru/, свободный.

  3. Новицкий И.Б. Римское право,— Изд. 6-е, стереотипное. — М., 1997—245с.

  4. Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор-составитель А.М. Лопухов; вступительное слово А.С. Стрельцов. – 7-е изд., переработ. и дополн. – М. : Айрис-пресс, 2013. – 512 с.

  5. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с.

Просмотров работы: 560