РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МОЛОДЕЖНЫЙ БИЗНЕС РОССИИ» (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МОЛОДЕЖНЫЙ БИЗНЕС РОССИИ» (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ватыляк К.В. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день одной из острых социальных проблем является проблема трудоустройства молодежи на российском рынке труда.

Эта категория населения является перспективным, мобильным и трудоспособным ресурсом развития общества, но не находит спроса среди работодателей в силу отсутствия практических навыков и опыта работы. Поэтому молодежь составляет наиболее многочисленную группу безработных в силу слабой социализации и низкой производительности труда. К тому же, около 50 % работающей молодежи имеет низкий профессиональный статус, так как работает не по специальности.

Согласно исследованиям, проводимым российскими научными работниками и организациями, занимающимися мониторингом рынка труда, определены основные причины безработицы среди молодежи, которые можно объединить в три блока:

- несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей: отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, необходимых для работы в условиях развития рынка, отсутствие практических навыков по полученной профессии;

- необоснованные представления молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости, так как выбор специальности, по которой будет осуществляться обучение, абитуриент, как правило, делает исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда;

- падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей в связи с ростом популярности среди молодежи профессий гуманитарной направленности.

Невозможность внедрения в профессиональную среду молодых, перспективных и инициативных кадров препятствует стабильному развитию социальной, экономической и политической сфер жизни общества, ведет к усугублению криминализации, безработицы, повышению смертности среди населения в возрасте от 17-29 лет, общему падению уровня жизни населения.

Решение проблемы организуется совместными усилиями самой молодежи, государственных и негосударственных учреждений: центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников, кадровых агентств, учебных заведений, осуществляющих мониторинг рынка труда, проводящих различные мероприятия и предоставляющих информацию об имеющихся рабочих местах и требуемых специальностях.

Особая роль в снижении напряженности на молодежном рынке труда отводится государству, проводящему в России государственную молодежную политику, в частности, путем внедрения и реализации программы «Молодежный бизнес России» (МБР), являющейся отражением идей широко реализуемой за рубежом программы поддержки молодых предпринимателей сети Youth Business International, адаптированной к российским условиям.

Согласно разработанной Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года, молодежное предпринимательство является мощным инструментом борьбы с безработицей, базой для «реализации деловой активности, основой для формирования и расширения среднего, уверенно «стоящего на ногах», класса, а значит, для устойчивого развития в стране массового социально и экономически здорового слоя, заинтересованного в стабильности общества и развитии демократических основ»[1].

Программа разработана в сотрудничестве российским филиалом Международного форума лидеров бизнеса IBLF, Британской неправительственной некоммерческой организацией OXFAM и «Королевским Банком Шотландии» ЗАО[2].

Механизм программы «Молодежный бизнес России» заключается в содействии развитию молодежного предпринимательства, поиске альтернативных методов создания рабочих мест и вовлечению молодежи в социально-экономические процессы региона.

В рамках государственно-частного партнерства осуществляется финансовая поддержка молодых людей путем предоставления кредитов (займов) на открытие собственного дела. Наряду с финансовой поддержкой предлагается помощь индивидуальных наставников, консультирование при составлении бизнес-планов и обучение различным вопросам ведения бизнеса, позволяющее избежать типичных ошибок на старте бизнеса и быстрее встать на ноги.

Условиями предоставления займа являются следующие:

- займ может получить любой молодой человек в возрасте от 18 до 35 лет;

- сумма предоставляемого займа – до 300 000 руб.;

- процентная ставка составляет 12% годовых;

- срок предоставления займа – от 1 до 3 лет с возможной отсрочкой выплат по основной сумме долга до 6 месяцев;

- для получения займа не требуется залога и поручительства;

- основанием для выдачи займа является бизнес-план, который предварительно рассматривается и одобряется членами экспертного совета[5].

Программа начала действовать в России с 2008 года и охватывает 8 регионов России: Калужскую, Воронежскую, Новосибирскую, Ростовскую и Кировскую области, Приморский и Краснодарский края, город федерального значения - Москву.

Обзор основных итоговых показателей реализации программы в регионах России на начальном этапе за первые 1-2 года представлен в таблице 1.

Таблица 1. - Оценка итоговых показателей реализации программы Молодежный Бизнес России в пилотных регионах в течение первых лет

Регион

Партнеры, организации

Результаты программы

Калужская область

«Женская микрофинансовая сеть» (2008 г.), ООО«САБМиллер РУС» (2009 г.).

По состоянию на 21 мая 2010 года:

- займы 4 220 000 рублей,

- 123 новых рабочих места,

-поддержано 62 иждивенца, находящихся на содержании молодых предпринимателей и их работников. За два года реализации проекта ни одно молодежное предприятие не было закрыто.

Воронежская область

Фонд развития предпринимательства Воронежской области (2009 г.).

По состоянию на 19 мая 2011 года:

- займов 6 851 000 рублей,

- 191 новое рабочее место,

- поддержано 104 иждивенца, находящихся на содержании молодых предпринимателей и их работников.

Приморский край: Владивосток

Агентство США по международному развитию (USAID), Транспортная группа FESCO, МОРСКОЙ банк и ООО «САБМиллер РУС» (2010 г.).

По состоянию на июль 2011 года:

-одобрено 7 бизнес-проектов;

- займов 1 000 000 руб.;

- 26 новых рабочих мест;

- поддержано 7 иждивенцев, находящихся на содержании молодых предпринимателей и их работников.

Новосибирская обла­сть

Credit Suisse EMEA Foundation, КПМГ и Новосибирская торгово-промышленная палата (март 2011 г.).

За год действия программы проконсультировано по вопросам организации и ведения бизнеса из числа молодежи более 300 начинающих предпринимателей, обучено составлению бизнес-планов и основам предпринимательства - 74 человека, в том числе 26 из районов Новосибирской области, часть из них была профинансирована по программе «МБР» через Фонд микрокредитования Новосибирской области (11 человек), часть получила государственную поддержку по линии службы занятости и Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.

Ростовская область

Банк ОАО КБ «Центр-инвест» (12.03.2012).

Администрация г. Шахты и Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства г. Шахты. (май 2012 г.)

Администрация г. Ростова-на-Дону и Департамент экономики администрации Ростова-на-Дону (март 2013 г.).

По состоянию на 1 марта 2014 г выдано 53 кредита на 14,5 млн. руб.,

- образовано 54 малых и микропредприятий;

- 162 человека в возрасте до 30 лет создали и зарегистрировали свой бизнес.

Таким образом, данные о реализации программы, прежде всего, большие объемы займов на развитие собственного дела, позволяют судить о ее востребованности среди молодежи.

Создание дополнительных рабочих мест позволяет решить проблемы безработицы и повысить на этом фоне социально-экономические показатели региона за счет дополнительных поступлений в региональные и местные бюджеты.

Интересен уникальный опыт активного создания новых малых и микропредприятий в рамках организации собственного дела молодыми людьми в возрасте до 30 лет в Воронежской области.

Согласно исследованию «Состояние и перспективы развития программ наставничества для малого бизнеса» проведенному по заказу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации проведен мониторинг состояния и развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионах России в 2014 году. По данным исследования в Воронежской области, являющейся родиной наставничества в программе МБР за 5 лет реализации программы поддержано 105 проектов молодых начинающих предпринимателей, выдано займов на сумму 15 244 400 рублей, 41 предприятие открылось в самом городе Воронеж и 64 на территории Воронежской области. В результате молодыми предпринимателями было создано 330 рабочих мест, поддержано 146 иждивенцев [3].

Сравнительная оценка показателей реализации программы в Воронежской области в 2011 и 2014 годах представлена на рисунке 1.

Согласно проведенной оценке состояния реализации программы поддержки молодого предпринимательства в рамках программы Молодежный Бизнес России по 4 показателям в 2011 и 2014 годах, наблюдается увеличение объема займов более чем в 2 раза с 6851000 рублей до 15244400 рублей, количество поддержанных проектов - с 48 до 105. Образование новых малых и микропредприятий позволили создать дополнительные рабочие места, число которых на начальном этапе в 2011 году составляло – 191, а к 2014 - 330. Поддержкой молодых предпринимателей было охвачено в 2011 году - 104 , а к 2014 году - 146 иждивенцев, находящихся на содержании, как самих предпринимателей, так и их работников.

Подавляющее большинство проектов молодых бизнесменов сосредоточено в области сферы услуг, являющейся наиболее приоритетной сферой в условиях развития рыночных отношений и позволяющая за счет максимально полного удовлетворения потребностей потребителей получать высокие финансовые результаты собственной деятельности и развивать товарно-денежные отношения российского общества по типу международной практики.

По данным воронежской региональной общественной организации «Гражданское собрание «Лидер» в 2013 году старт получили 33 проекта в сфере услуг, 17 – производства, 19 – торговли, 6 – сельского хозяйства [4].

Соотношение приоритетных сфер реализации бизнес-деятельности молодых предпринимателей представлено на рисунке 2.

Так, сфере услуг отводится 44% утвержденных проектов, примерно равные доли в структуре бизнес-деятельности молодых людей занимают сфера торговли (25%) и производство (23%). Меньшее количество проектов в области сельского хозяйства – 8%, говорит как о сложности организации в данной сфере собственного дела, так и о нестабильной устойчивости на рынке в силу непредвиденности сезонных и других факторов, свойственных данной области.

Опыт реализации программы поддержки молодежного предпринимательства Молодежный бизнес России в Воронежской области может служить образцом для других регионов в деле организации наставничества, демонстрируя успешный пример совместной работы частных наставников с государственным фондом поддержки предпринимательства.

Работа с молодыми предпринимателями на стадии оценки и претворения в жизнь их идей имеет очень большой эффект, благодаря предотвращению возможных ошибок неопытных бизнесменов.

В Воронежской области 17 организаций осуществляют взаимодействие в рамках программы, создан Клуб участников программы «Молодежный бизнес России», осуществляющий собрания для знакомства и обмена деловыми контактами, налаживания взаимовыгодного сотрудничества, обсуждения новых направлений развития предпринимательской деятельности.

Регулярно проводятся семинары для наставников и молодых предпринимателей, являющиеся хорошим инструментом повышения квалификации за счет организации полезных тематических обучающих курсов и семинаров.

Организованное региональное партнерство области, включающее государственные структуры, образовательные учреждения, коммерческие и некоммерческие организации, является уникальным даже на международном уровне.

Молодые предприниматели – участники программы открыли свои предприятия в городах Воронеж и Россошь: ООО «Валенсия» (дизайн, изготовление текстильных изделий для интерьера, карнизов, солнцезащитных систем и реализация портьерных тканей – магазины «Занавески», «Гардиния»), Детская спортивная школа «Организатор», Производство изделий из дерева, резьба по дереву, Креативное агентство «Вкусная реклама», Организация концертной деятельности, НОУ «Планета знаний» (образовательные услуги – преподавание иностранных языков), Профессиональная фотография, производство фотокниг.

Также в разных районах области: Богучарском районе в г. Богучар организовано ИП, занимающееся предоставлением услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла, в с. Терешково создана Пчеловодная компания «Медовый спас», осуществляющая производство меда и сопутствующих продуктов, в г. Семилуки ИП по изготовлению пленочного витража, ИП, организующее сбор, сортировку и утилизацию твердых бытовых отходов, в Верхнехавском районе с. Верхняя Хава создано ИП, занимающееся выращиванием картофеля и др.

Дальнейшее развитие программы в регионах Российской Федерации позволит решить многие проблемы социального и экономического характера и перейти к новому уровню развития, отвечающего международным стандартам.

Библиографический список:

1. Концепция Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года // Документ одобрен Координационным советом ТПП РФ по вопросам развития молодежного предпринимательства, 2012. - 29с.

2. Чернышева Н.И. Пути решения проблемы молодежной безработицы в современном обществе [Электронный ресурс] // Известия Тульского гос. университета. Эконом. и юр. науки, 2014. - № 2-1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-resheniya-problemy-molodezhnoy-bezrabotitsy-v-sovremennom-obschestve. (Дата обращения14.01.2017).

3. Состояние и перспективы развития программ наставничества для малого бизнеса // Фонд Ресурсный центр малого предпринимательства: Мониторинг и формирование информационно-аналитических материалов о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2014 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://youthbusinessrussia.org/upload/iblock/eb3/State_and_prospects_development_programs_mentoring.docx.

4. «Молодежный бизнес России»: 4 года в Воронежской области [Электронный ресурс] // Воронежская региональная общественная организация «Гражданское собрание «Лидер» . – Режим доступа: http://lider-voronezh.ru/program/pri-podderzhke-gs -lider/youth_business_of_russia_4_years_in_the_voronezh_region/.

5. Международный форум лидеров бизнеса (IBLF Russia) [Электронный ресурс] // Программа поддержки и развития молодежного предпринимательства «Молодежный бизнес России (МБР)». Режим доступа: http://www.iblfrussia.org/programmes/current/detail.php?ID=290.

6. «Молодежный бизнес России»: Воронежская область [Электронный ресурс] // Международный форум лидеров бизнеса (IBLF Russia): Публикации. – Режим доступа:http://www.iblfrussia.org/files/voronej-view.pdf .

7. Направления поддержки малого и среднего предпринимательства в 2016 году [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/.

Просмотров работы: 575