ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная статья посвящена детским телевизионным программам, особенностям их строения и подачи. Телевидение России активно развивается и выходит на лидирующие позиции в системе средств массовой информации, охватывая практически 98 % населения страны, в том числе и детей.

Для юных телезрителей предусмотрены специализированные программы и телепередачи, которые являются элементом СМИ, и, следовательно, могут с этой точки зрения быть проанализированы.

В настоящее время в России детское телевидение представлено преимущественно телеканалом «Карусель». Проанализировав медиаконтент, этого телеканала, мы выяснили, что более половины, а именно 75% телепрограмм для детей производится по собственному формату, меньше 20 % производят другие российские телекомпании, при этом 6% программ – результат совместной работы телеканала и производящих телекомпаний.

На данном общедоступном бесплатном телеканале детям предлагают к просмотру образовательные и культурно-просветительские программы. Проанализировав представленный на «Карусели» контент, мы выяснили, что здесь присутствуют программы как для детей от трех лет, так и для подростков и юношества.

Большинство программ этого телеканала реализуют культурно-просветительскую, образовательную и рекреационную функции, которые помогают детям развиваться, узнавать каждый день что-то новое и интересное, закреплять пройденный в школе материал, а также расслабляться и отдыхать у телеэкранов.

По аудиторному признаку 46% телепрограмм нацелены на детей в возрасте от 7 до 11 лет. Далее идут программы на возраст 3-7 лет, а наименьшее количество передач направленно на подростков и юношество.

У всех представленных телепрограмм есть ведущие. Это как известные актеры, спортсмены, артисты, так и телеведущие, в том числе и дети. Характерной особенностью детских телепрограмм является то, что ведут программу известные личности, которых дети с легкостью узнают и любят.

Структура детских программ уникальна и своеобразна, но в их составе можно выявить общие элементы. Программы начинаются нарисованной анимированной заставкой. Далее в кадре появляются телеведущие, которые приветствуют зрителей и представляются. В основной части телепрограмм составляющие элементы разнятся. В каждом медиапродукте они имеют свою уникальную последовательность, свое соотношение основного структурного элемента от второстепенных. Чаще всего входят в состав программы для детей входят викторины, игры, видеосюжеты, мастер-классы, опыты, эксперименты, беседы, вопрос-ответ, интервью, встречи с выдающимися людьми, кумирами, живое общение с участниками. Завершаются телепрограммы прощанием ведущих, конечной заставкой или титрами, а вот такой элемент как анонс в детских передачах отсутствует.

По жанровому составляющему лидирует выступление в кадре или монолог, ведь для него характерно обращение к аудитории, демонстрация своих талантов, навыков и умений, проведение мастер-классов, экспериментов, опытов. Еще одни популярный жанр на детском телевидении – шоу, так этот он сочетает в себе элементы игр, бесед, викторин, конкурсов, что делает программу более непредсказуемой, живой и насыщенной. Замыкает тройку лидеров тележурнал. Такая востребованность объясняется тем, что его структура позволяет объединить в себе разные темы и формы подачи материалов.

Дизайн студий, в которых ведется съемка детских телепрограмм, также уникален, ведь его главная задача состоит в том, чтобы помогать раскрывать концепцию той или иной программы. Если по замыслу авторов, действие происходит в лаборатории, то соответственно, дизайн студии будут наполнять колбы, микроскопы, вещества в пробирках и так далее. Или же это волшебная мастерская, с иллюзией витражных окон, замками, волшебными палочками и другими сказочными атрибутами. Программы для детей старшего возраста снимают в студиях, чей дизайн приближен к комнате подростка: стены обклеены постерами, вокруг легких хаос из расставленных музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, книг, журналов.

По времени продолжительности одного выпуска программы можно разделить на четыре группы. Самые многочисленные – 25-30 минутные передачи. Это связано, прежде всего с тем, что большинство программ ориентировано на детей в возрасте от 7 до 11 лет, а для младших школьников это оптимальное время для ежедневного просмотра телевизора. Далее идут программы, длительность которых варьируется от 3 до 10 минут. Эти программы чаще всего несут в себе рекреационную функцию (которая является одной из основных на детском телевидении), помогают на несколько минут детям отвлечься, отдохнуть или размяться, если речь идет о зарядке или танце. Менее популярны на российском телевидении программы продолжительностью 10-15 минут, а также программы, длительность которых более 30 минут.

По периодичности выхода в эфир телепрограммы делятся на те, которые выходят ежедневно и на те, которые выходят только по выходным или только в будни. Среди контента телеканала «Карусель» ежедневные выпуски занимают только 12%, остальные 88% делят поровну передачи, выходящие в будни и по выходным.

Однако рейтинги детских телевизионных программ достаточно низкие, даже если их рассматривать не с точки зрения всего медиаконтента современного российского телевидения, а только контента канала «Карусель». Высокие рейтинговые позиции телеканала занимают мультфильмы и мультсериалы, а телепрограммы не входят в список популярных проектов телеканала.

Структура телевизионных программ для детей уникальна и разнообразна, так рассчитана на разные возрастные группы. Здесь приходится учитывать многие особенности детской психологии, придумывать интересную подачу, вводить любимых героев. Главная задача детских телепрограмм дать ребенку с одной стороны отдохнуть, а с другой закрепить пройденный в школе материал или рассказать о чем-то новом. Однако не стоит перекладывать всю воспитательную работу на телевидение. Многие исследователи советуют родителям не оставлять ребенка одного у телевизора, а вместе с ним посмотреть интересную, подходящую по возрасту программу.

  1. Азарин, В. Л. От замысла до экрана [Текст]: учебник/В.Л. Азарин. – М.: МНЭПУ, 1995. – 210с.

  2. Акопов, А.И. Периодические издания [Текст]: учебно-методическое пособие/ А.И. Акопов. – Ростов н/Д.: ООО МП «Книга», 1999. – 40 с.

  3. Баженова Л.М., Собкин В.С., Шариков А.В. О телевизионных предпочтениях школьников 80-х. [Текст] // Советская педагогика. - 1988. – №6. – с. 91-96.

  4. Галочкина, Г.А. Телевизионное вещание для детей и подростков [Текст]: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук/ Г.А. Галочкина; научный руководитель А.Я. Школьник; Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова. – М., 2007. – 68-79 с.

  5. Кихтан, В.В. Образовательная функция СМИ в новой информационной среде [текст]/ В.В. Кихтан // Журналистика 2009: МГУ им. Ломоносова. – 2010 г. – 66-67 с.

  6. Когатько, А.Г. Социальная ответственность детского телевидения. Развивающее телевидение для детей [Электронный ресурс]/ А.Г. Когатько. – Режим доступа:http://www.kroutov.ru/content/rgs/rgs13.shtml

Просмотров работы: 853