ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

Ликеев А.В. 1
1Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение:

Проблема поиска и сбора информации ‑ одна из важнейших проблем информационно - поисковых систем. Сейчас она заключается не в том, что информации мало и поэтому ее трудно найти, а в том, что ее слишком много, и от этого найти ответ на интересующий вопрос может оказаться сложной задачей.

Существует несколько методов поиска:

  • адресный поиск - Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.

  • семантический поиск - Процесс поиска документов по их содержанию, при данном методе поиска находится множество документов без указания адресов.

  • документальный поиск - Процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данных вторичных документов, соответствующих запросу пользователя.

  • фактографический поиск - Процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу.

Семантический:

Существует огромное количество семантических отношений, определяющих взаимосвязь между двумя понятиями. Ниже представлены наиболее часто использующиеся взаимосвязи:

  • Active relation. Семантическое отношение между двумя понятиями, одно из которых выражает выполнение действия, затрагивающего другое понятие.

  • Associative relation. Отношение, которое определяется психологически. Пример: понятие А ментально связано с понятием В. Часто ассоциативные связи – это просто неклассифицированные отношения.

  • “Instance of” relation. Отношение определяет семантическую связь между общим понятием и отдельными случаями общего понятия. Пример: Москва – случай (Instance) общего понятия “столица”.

  • Locative relation. Семантическое отношение, в котором понятие указывает на местоположение объекта, определяемого другим понятием.

  • “Part of” relation. Является меронимией, то есть отношение между целым и его частями.

Следующие три семантические связи являются частными случаями отношения иерархической зависимости (“гипоним – гипероним”):

  • “Kind of” relation. Пример: А – вид В.

  • “Narrower than” relation. Пример: понятие А более узкое, чем понятие В.

  • “Broader than” relation. Пример: Понятие А шире понятия В.

Документальный:

Документальный информационный поиск [document retrieval ] - вид информационного поиска, связанный с процессами нахождения и выдачи документов.

Задача документального информационного поиска сводится к тому, чтобы, не прочитывая текстов множества документов, по каким-то внешним описательным признакам выбирать из этого множества документы, по смыслу соответствующие информационному запросу. Для этого каждый документ снабжается поисковым образом - характеристикой, в которой кратко и однозначно выражается основное смысловое содержание документа. В виде такой же краткой и однозначной записи - поискового предписания - должен быть сформулирован и информационный запрос. Благодаря этому процедура информационного поиска может быть сведена к простому сопоставлению поисковых образов документов с заданным поисковым предписанием. Если поисковый образ документа в установленной степени совпадает с поисковым предписанием, то считается, что этот документ отвечает на информационный запрос.

В документальном информационном поиске обратная связь с абонентом служит для уточнения информационных потребностей и коррекции запроса для поиска в существующем банке документов.

     
     

Фактографический:

Выполнение фактографических запросов требует от библиографа высоких профессиональных знаний. Уметь находить фактографическую продукцию должен и будущий выпускник педагогического колледжа.

При фактографическом запросе уточняется желательная форма описания факта, его характеристика, текст или источник цитаты. Далее подбор и анализ источников, его проводят в «уме» без непосредственного обращения к источникам. Источники фактографического поиска можно разделить по трем признакам:

  1. по назначению - прямые (справочные издания и материалы в изданиях) и косвенные, требующие выборочного просмотра разнородных текстов);

  2. по надежности - новейшие, устаревшие;

  3. по способу организации информации - ориентированные на оперативный поиск (издания с детальным оглавлением, вспомогательными указателями, базы данных со средствами ориентации) или требующие сплошного просмотра текста.

Выделяют 5 групп запросов:

  1. словарные (требуется установить значения слов, их написание, неологизмов, аббревиатур, перевод иноязычных слов);

    1. географические (установить местонахождение географических объектов);

    2. хронологические (установить даты исторических событий);

    3. количественные и качественные характеристики предметов и явлений;

    4. подобрать фрагменты текстов (цитаты, афоризмы) или установить их источники.

Процесс уточнения индивидуальных запросов предусматривает прохождение ряда этапов:

  • быстрое отождествление объекта поиска (документа и/или факта);

    • ясное понимание значения искомого документа и/или факта;

      • способность интерпретации (умение увидеть содержательные взаимосвязи источников);

      • ускоренное умозаключение;

      • синтезирование (соединение разрозненных сведений в единое целое);

      • умение правильно и быстро находить те документы и факты, которые отвечают задаче поиска.

При выборе энциклопедического издания его необходимо проанализировать по следующим признакам:

  1. название

  2. автор

  3. место и год издания

  4. тематика общая (универсальная), специальная, региональная.

  5. объем (большая, малая, настольная)

  6. структура: алфавитная, систематическая

  7. научно-справочный аппарат

  8. тип статей: обзоры, справки, толкование, отсылки.

  9. наличие иллюстрированного материала

Трудности при ведении фактографического поиска: источник физически недоступен, пользователи недостаточно знают источники, отсутствие информации в источнике. Нередко приходится просматривать большие объемы текста. Нельзя сообщать сведения о населении, состоянии экономики, культуры по устаревшим изданиям.

Таким образом, существует несколько методов поиска информации, каждый из которых лучше всего использовать в определенной ситуации, например, при наличии определенных знаний в области размещения документов в базе стоит использовать фактографический поиск. В общем случае лучше воспользоваться адресным (из-за большого количества запросов и скорости отклика) и семантическим (из-за более высокой точности запроса по сравнению с адресным).

Просмотров работы: 386