Художественная обработка древесины – это индивидуальный творческий подход, когда резчик разрабатывает способ изготовления и отделки декоративного изделия из дерева.
Существует пять основных видов художественной обработки древесины: мозаика (изображение орнаментов и сюжетов с помощью отдельных элементов); точение (предполагает вытачивание из дерева различных изделий, поражающих своей природной красотой и непревзойденной игрой светотени); пирография (рисунок получается в процессе выжигания по дереву); роспись по дереву (превращение простых растительных орнаментов в настоящие произведения искусства) и резьба по дереву (получение изображения с помощью вырезанных элементов).
Резьбой по дереву украшаются как элементы декора, дома, посуда и мебель, так и корабли, орудия труда, а также игрушки. Наиболее подходящим материалом для изготовления изделий является древесина дуба, ольхи, липы или осины. [1, с. 56]
Технология изготовления изделий методом «резьба по дереву» включает в себя следующие этапы: выбор заготовки, предварительную разметку, черновую и чистовую обработки, окончательную разметку, подгонку и соединение деталей в изделие. [2, c. 160]
В ходе выполнения работы были выявлены следующие основные виды резьбы по дереву: 1) плосковыемчатая резьба; 2) плоскорельефная резьба; 3) прорезная (ажурная) резьба; 4) рельефная резьба; 5) скульптурная (объёмная) резьба; 6) домовая (корабельная) резьба. Также существует особый вид резьбы – кудринская резьба.
Товароведная экспертиза ножей для художественной резьбы по дереву
Для художественной резьбы по дереву используются разнообразные модели ножей и стамесок. Наиболее популярным инструментом являются ножи (нож-косяк, богородский нож, нож-резак). Поэтому для проведения экспертизы были выбраны три различных группы ножей: импортные, отечественные и самодельные. Данные инструменты отличаются по нескольким категориям, среди которых: внешний вид, качество стали, а также ценовой фактор.
При исследовании эргономических свойств в процессе работы ножами, было установлено, что группа импортных ножей является самой удобной, благодаря эргономичной рукоятке. Следующим испытанием измерялась твердость ножевой стали на твердомере. Для исследуемых ножей твердость составила: у импортных – 54 HRC; у отечественных – 52 HRC; у самодельных – 63 HRC.
Поскольку не была известна точная марка сталей для каждого из ножей, то, воспользовавшись экспресс-методом «проба на искру», были примерно установлены марки стали. Результаты получились следующие: 1) импортный нож: поток красновато-желтых искр с утолщающимися «звездочками» на концах – сталь хромистая (марки Х13); 2) самодельный нож: небольшой прерывистый поток красных искр – сталь быстрорежущая с малым содержанием вольфрама (марки Р6М5); 3) отечественный нож: широкий поток прямолинейных желтых искр – сталь углеродистая (марки У7, У8).
После проведенного исследования микроструктуры на стали импортного ножа была выявлена структура «Мартенсит», при исследовании стали, из которой был сделан самодельный инструмент, была получена структура «Мартенсит + Карбиды», а на стали отечественного ножа – «Троостит отпуска».
Таким образом, в работе рассмотрены основные виды художественной обработки древесины, при этом детально проанализирован метод «резьба по дереву» и проведена товароведная характеристика трех групп ножей разного метода производства. Даны рекомендации по экспертной оценке качества инструмента.
Список литературы
Слипак В.П. Резьба по дереву [Текст] / издательство обл. ИУУ - Псков, 1994. – 89 с.
Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву [Текст] - М.: Народное творчество, 2002. – 136 с.: ил.