СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНАЩЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ АВТОБУСОВ РОССИИ И США - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНАЩЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ АВТОБУСОВ РОССИИ И США

Колесник П.С. 1, Кущенко С.В. 1, Боровской А.Е. 1, Кущенко Л.Е. 1
1Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно статистике, количество ДТП с каждым годом растет, увеличивается число аварий с тяжкими телесными повреждениями и летальным исходом. Особое место среди них занимают дорожно-транспортные происшествия с участием детей или автобусов, совершающих их перевозку. Такие дела вызывают широкий общественный резонанс и имеют последствия для водителя автобуса, хотя зачастую происходят не по его вине. Безопасность детских перевозок обеспечивается целым комплексом мер. Существуют правила организованной перевозки детей, которые включают в себя многие аспекты, такие как требования к водителю, сопровождающим, соответствующей документации и оснащению автобуса. Наибольшее распространение специализированные школьные автобусы получили в США: по данным на 2010 год более половины всех автобусов в Соединенных Штатах составляют именно школьные автобусы [1]. Изначально появившись в сельской местности, они претерпевали изменения по мере эволюции типов двигателей, однако разные производители строили абсолютно разные по качеству, характеристикам и цене автобусы, что остро ставило вопрос о стандартизации. Современный узнаваемый облик американского школьного автобуса – плод работы многих инженеров таких крупных компаний как Blue Bird, Ford, Chevrolet и DuPont. Результаты их работы оказали влияние и на стандарты перевозки детей во многих других странах. С тех пор желтый школьный автобус стал одним из символов США.

В России же вплоть до 1994 года специальных требований к автобусам, совершающим перевозку детей, не существовало. Для этого использовались обычные автобусы, на которые устанавливались опознавательные знаки «Дети». Массово школьные автобусы в России стали закупаться после 1999 года, когда был принят ГОСТ Р 51160-98 [2]. Позднее изменения в ГОСТ вносились в 2003 и 2008 году [3]. В основном школьные автобусы в России предназначены для обслуживания малонаселенных территорий, чаще всего – сельской местности. Дети из удаленных населенных пунктов перевозятся в школу, расположенную в более крупном населенном пункте. Это позволяет исключить неукомплектованность сельских школ. В таких случаях автобусы числятся на балансе школы. В крупных населенных пунктах такая необходимость возникает реже, там автобусы чаще всего используются для доставки детей к местам экскурсий или других образовательных либо развлекательных мероприятий, в этом случае школьные автобусы чаще всего обслуживаются предприятиями общественного транспорта, а школы берут их в аренду.

Внешний вид и оборудование

Особое внимание в процессе оборудования школьных автобусов уделяется безопасности. Общими правилами считаются более узкое по сравнению с общественным транспортом расположение кресел, наличие ремней безопасности и запасных выходов, и более низкие (либо выдвижные) порожки.

Согласно ПДД и правилам перевозки детей [4-6] спереди и сзади школьного автобуса должна располагаться табличка «Дети», продублированная соответствующей надписью. В задней части автобуса располагаются знаки ограничения скорости. Обязательно наличие огнетушителя и двух стандартных аптечек. Для контроля маршрута, а также соблюдения водителем режима сна и отдыха автобус оборудован тахографом и блоком ГЛОНАСС/GPS, с помощью которого в режиме реального времени можно отследить маршрут и текущее место нахождения автобуса.

На рисунке 1 представлено сравнение внешнего вида школьных автобусов России и США.

Рис.1 Внешний вид школьного автобуса. Слева – США, справа – России

По стандартам США автобус окрашен в специально разработанный компанией «Du Point» оттенок желтого цвета под названием «National School Bus Glossy Yellow». Считается, что на автобусе, окрашенном именно в такой цвет при любых условиях будут лучше видны надписи, сделанные черным, кроме того, такой автобус будет максимально заметен среди других участников движения. Также каждый автобус оснащен панорамными зеркалами, световыми сигналами, выдвижными сигналами остановки с подсветкой (рисунок 2), а иногда даже небольшим шлагбаумом в передней части (рисунок 3), необходимым для того, чтобы дети, вышедшие из автобуса, не обходили его спереди, где они были бы невидимы для водителя.

Рис.2 Выдвижные сигналы остановки

В последнее десятилетие в оборудование автобусов внедрены также системы GPS для отслеживания местоположения. Это используется не только для внутреннего управления затратами, но и может быть использовано как средство оповещения родителей о местоположении автобуса в режиме реального времени [7].

Рис.3 Шлагбаум в передней части школьного автобуса

Правила движения школьных автобусов

Перевозка детей автобусом в РФ допускается только в светлое время суток (с 6 часов утра до 10 часов вечера) и при хороших погодных условиях. Скорость движения определяется в зависимости от погодных и дорожных условий водителем или старшим группы. Максимальная разрешенная 2скорость движения школьного автобуса – 60 кмч.

При посадке и высадке детей водитель школьного автобуса обязан включить аварийную сигнализацию. Приближаясь к остановившемуся школьному автобусу со включенной аварийной сигнализацией, водители других транспортных средств обязаны снизить скорость и при необходимости остановиться, чтобы пропустить детей [4].

В США закон дает школьным автобусам приоритет перед другими участниками дорожного движения. С начала 50-х годов стали использовать выдвижные стоп-сигналы, которые предупреждают других участников дорожного движения о необходимости остановиться. Изначально такие стоп-сигналы имели трапециевидную форму, но в настоящее время согласно регламенту [8] выглядит как двусторонний восьмиугольный знак «Стоп» не менее 45см в диаметре с белой каймой и прописными буквами. Знак должен быть светоотражающим или иметь попеременно мигающие красные световые сигналы. В качестве альтернативы допускается, чтобы светилась сама надпись с помощью светодиодов. Для школьного автобуса требуется как минимум один выдвижной стоп-сигнал, расположенный на левой части автобуса позади места водителя, однако второй сигнал также может быть установлен в задней части автобуса.

В США и Канаде приняты законы, согласно которым при остановке школьного автобуса для посадки или высадки детей, другие участники дорожного движения обязаны остановиться и ждать окончания посадки или высадки. Как правило, если подняты выдвижные стоп-сигналы с подсветкой, все водители вблизи автобуса (включая двигающихся по встречной полосе движения и совершающих обгон или опережение) должны остановиться, пока стоп-сигналы не будут снова опущены или красные световые сигналы выключены. В некоторых штатах на дороге с разделительной полосой остановка транспортных средств, двигающихся по полосе встречного движения не требуется. За нарушение этого правила предусмотрены крупные штрафы, а также наказание вплоть до лишения водительской лицензии. Однако такие нарушения должны быть засвидетельствованы представителем полиции [9], либо самим водителем школьного автобуса. В связи с этим в последнее время автобусы все чаще оснащаются камерами (рисунок 4,5), которые позволяют автоматически регистрировать транспортные средства, обходящие школьный автобус, и водитель может полностью сосредоточиться на вождении.

Когда водитель поднимает стоп-сигнал, система способна автоматически обнаружить транспортные средства, обходящие автобус в запрещенной зоне. Кроме того, камеры фиксируют изображения и видео-доказательства нарушения. На снимках видно не только нарушение, но и госномер автомобиля, его совершающего [10].

Рис.4 Камеры на корпусе школьного автобуса

С другой стороны, на движение самого автобуса накладываются ограничения: к примеру, в некоторых штатах школьным автобусам запрещено поворачивать направо при включенном красном сигнале светофора, в то время как для многих других транспортных средств, это разрешено.

Рис.5 Регистрация транспортных средств вблизи автобуса камерами [10]

Таким образом, можно сказать, что система перевозки детей школьными автобусами в США включает в себя более сложное и современное оснащение транспортных средств и более жесткие по отношению к другим участникам дорожного движения правила. Однако, в законах и правилах существуют некоторые исключения и различия, связанные с независимостью штатов и рассогласованием законов в них.

Внедрение подобного оборудования практикуется во многих европейских странах. В России такие системы позволили бы сократить число ДТП с участием детских автобусов и повысить безопасность перевозок детей.

Список литературы:

  1. GE demonstrates dual battery system for electric buses; pairing high-energy density sodium battery with high-power lithium battery optimizes performance and lowers cost – Green Car Congress, 2010.

  2. ГОСТ Р 51160-98 Автобусы для перевозки детей. Технические требования.

  3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. [Электронный ресурс] - http://protect.gost.ru/v.aspx?control=7&id=132809 Дата обращения: 26.11.2016.

  4. Правила дорожного движения от 16 февраля 2016г.

  5. Правила организованной перевозки группы детей автобусами от 17 декабря 2013г. №1177.

  6. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 г. N 652 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами"

  7. School Bus GPS Tracking - Busfinder from - Spiral Design Studio [Электронный ресурс] - http://www.transfinder.com/solutions/school_bus_gps_tracking Дата обращения: 26.11.2016.

  8. Federal Motor Vehicle Safety Standards [Электронный ресурс] http://www.nhtsa.gov/cars/rules/import/FMVSS/index.html Дата обращения: 28.11.2016.

  9. Best Practices Guide: Reducing the Illegal Passing of School Buses [Электронный ресурс] http://www.nhtsa.gov/people/injury/buses/2000schoolbus/page8.htm Дата обращения: 28.11.2016.

  10. Pilot Testing of a School Bus Stop-Arm Camera System - Thomas Cook, Jeffrey Tsai - Institute for Transportation Research and Education, North Carolina State University, Raleigh, NC 27695-8601, 2013.

Просмотров работы: 564