ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАПАХОВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ НА ЗАПОМИНАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАПАХОВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ НА ЗАПОМИНАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

Вергунова А.А. 1
1ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

ВВЕДЕНИЕ

Данное исследование по теме «ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАПАХОВ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ НА ЗАПОМИНАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ» выполнено в плане изучения воздействия ароматических веществ (эфирных масел растений) на изменение психофизических показателей (памяти) школьников.

Работа изложена на 36 страницах и включает: введение; три раздела основного текста: состояние вопроса, экспериментальная часть и ее результаты; общие выводы, заключение и список литературы, приложения.

Ключевые слова: запахи, растения, эфирные масла, аромокология, память, психофизиологические показатели, работоспособность, Герань душистая (ароматная) (Pelargonium odoratissimum), Лимон (Citrus × limon), Вербена лимонная (Verbena tryphylla).

Актуальность темы.Запахи играют большую роль в жизни людей. Эрих Мария Ремарк, в своем произведении «Триумфальная арка», написал: «Странно, как легко забывается всё, кроме запахов», т.е. запахи могут определять события или являться основой для их запоминания. Организм человека быстро и спонтанно реагирует и на приятный, и на дурной аромат. Тем не менее, существует направление аромотерапия, которое позволяет настроить сознание на восприятие приятных запахов. Аромотерапия произошла более пяти тысяч лет. С незапамятных времен ароматические средства применялись от болезней и изгнания «злых духов», от сглаза и порчи, в ритуальных и религиозных обрядах.

Сегодня аромотерапия весьма популярна. Это и одна из отраслей альтернативной медицины, активно развивающейся в Западной Европе и США, а также в России. Известно, что очень полезно дышать, запахами соснового или можжевелового леса. В таком случае воздух насыщается не только приятным ароматом, но и фитонцидами, которые убивают вредоносные бактерии. Курс лесной аромотерапии улучшает иммунные реакции, снимает болезненные симптомы, приводит к быстрейшему восстановлению организма. Отдельные запахи – аналоги гормонов и могут порождать выделение адреналина, что вызывает разные эмоции. Таким образом, комбинации ароматов и запахов оказывают как лечебное действие, стимулируют деятельность головного мозга, прогоняют апатию, снимают переутомление, так и диктуют настроение, возбуждают жизненную энергию, снимают переутомление, возбуждают любовь, исцеляют от «мук ревности», помогают медитировать, гармонизируют биополе. Другими словами, запахи могут воздействовать на психологическое или физическое состояние индивида [12].

Однако исследований по «аромотерапия» не много. Особенно мало работ посвященных теме влияния ароматов растений на состояние людей, в частности школьников. Большинство классных кабинетов озеленяют растениями выделяющие ароматные вещества. Они по-разному оказывают воздействие на учащихся, особенно на запоминания материалов уроков. Это определило выбор данной темы и её актуальность.

Цель работы: исследование воздействия некоторых ароматических комнатных растений на изменение памяти учащихся.

Задачи работы:

1) Исследовать влияние герани душистейшей(Pelargonium odoratissimum), лимона (Citrus × limon)и вербены лимонной (Verbena tryphylla) на память; 2) Рассмотреть динамику изменений памяти в ходе эксперимента.

Объект исследования: школьники, в возрасте от 15 до 17 лет, МОУ СОШ №18, количество участников эксперимента – 25 человека (предварительно проверенных на аллергические реакции).

Предмет исследования: запоминания учащимися информации под действием растительных ароматических веществ.

Методика: в исследовании была использована методика по выявлению объема кратковременной памяти, разработанная В.С.Рохловым [9]. Суть этой методики заключается в том, что в течение 60 секунд учащиеся внимательно слушали предложенный список из 25 слов (приложение 2), затем в течение 5 минут записывали все слова, которые им удалось запомнить, в любом порядке. Затем подсчитывали число написанных слов и оценивали каждое слово 1 балл. По сумме баллов определялось, к какой категории относится объем памяти: меньше 6 баллов – объем памяти крайне низкий; 7-12 баллов – чуть ниже среднего; 13-17 баллов – хороший; 18-21 баллов – отличный; более 22 баллов – феноменальный.

Перед экспериментом проводилась подготовка помещения следующим образом: применялось три аромадиффузора AIC Ultransmit 027 в которых наливался раствор созданный из эфирных масел из расчета на каждые 10 м2.

Таким образом, создавался раствор: в 500 мл воды добавляли по 5-7 капель эфирного масла, предварительно разведенного в 2 ст. ложках водки, тщательно перемешивали, а за тем разливали в аромадиффузоры AIC Ultransmit 027, которые размещали по всему помещению рассредоточено до и вовремя эксперимента.

Для измерения объёма слуховой кратковременной памяти испытуемым предлагалось 25 слов, которые зачитывались один раз. В течение 5 минут предлагалось воспроизвести данные слова и по количеству написанных слов сделали вывод об объёме памяти.

1 СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1 Общие понятия воздействия запахов на людей

Запахи сопровождают человека всю жизнь. Они бывают не только прекрасны, но, несут определенную пользу. Многие ароматы оказывают на организм людей существенные психо-физиологические воздействия.

Несмотря на то, что наука «Аромотерапия» появилась в Древнем Египте ещё до нашей эры, сегодня ей на смену пришло новое направление –Аромакология [1]. Оно изучает влияние запахи на психофизическом состоянии человека. Аромакология – это более общее понятие, включающее в себя такие разделы, как: 1) аромапсихология – способ управления окружающих с помощью средств и методов аромотерапии психическим состоянием; 2) аромадизайн – воздействие на аудиторию с помощью ароматических растений, эфирных масел и других ароматов с определённой целью: увеличения производительности труда, гармонизации отношений в трудовом коллективе, привлечения клиентов; 3) аромакультура – применение производных ароматических растений, синтетических, полусинтетических эфирных масел для комфорта; 4) аромотерапия – это метод профилактики и лечения заболеваний с помощью ароматических растений и производных из них; 5) аромакосметология – метод применения средств и способов аромотерапии для лечения и профилактики косметологических проблем и кожных заболеваний; 6) аромамассаж – специальная методика массажа с натуральными эфирными маслами, применяемая для профилактики и лечения; 7) парфюмерия – искусство составления композиций из натуральных, полусинтетических и синтетических компонентов, это наука изготовления духов, одеколонов, ароматических композиций для косметики, бытовой химии и пищевой промышленности; 8) аромапарфюмерия – редкий вид парфюмерии, обладающей легким терапевтическим эффектом, основанном на воздействии целебных компонентов, входящих в состав духов [1]. Более концентрированные запахи у эфирных масел. Эфирное масло – летучие вещества, которые можно выделить из определенного вида растений. Известно около трех тысяч эфирных масел. Результаты исследований ученых доказали, что некоторые ароматы могут заставить людей чувствовать себя напряженно или, наоборот, расслабленно[3]. Например, аромат мяты, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Ряд запахов позволяют возрождать былые воспоминания: из детства, или путешествия. Так, аромат выпечки на детском празднике или моря в круизном путешествии.

Запахи надолго сохраняться в сознании человека и активизировать эмоциональную память. Следовательно, они применяются как стимулы при исследовании долговременной памяти человека. Запоминается взаимосвязь аромата с определенным контекстом. Запах стимулирует способность возбуждать память и воображение. Это часто сопровождается сильными эмоциями, аналогичными с теми, которые испытывались в ситуации, связанной с определенным запахом. Здесь срывается взаимосвязь запах – опыт. «Запаховый опыт» оказывает влияние на подсознание и поведение, сходное с тем, какое оказывают те или иные эмоции. Запахи могут действовать как катализаторы, усиливая то, или иное эмоциональное состояние [4]. Запах связан с развитием специфических для каждого ароматического растения обонятельных рефлексов, определяемых обонятельными рецепторами. В этом случае запах должен подходить к рецептору. В связи с этим синтетические душистые вещества, используемые, в парфюмерной промышленности, не действуют на организм человека, подобно аналогичным растительным эфирным маслам. Так как они способны вызвать лишь ассоциации – память о натуральных ароматах растений, особые обонятельные рефлексы при их действии обычно не зарождаются. Надо помнить, что воссоздать в лабораторных условиях идентичные натуральным, душистые вещества невозможно из-за сложной их многокомпонентной структурой.

1.2 Характерные черты эфирных масел из растений, участвующие в исследовании

В нашем исследовании принимали участие эфирные масла растений, потенциально улучшающие память для быстрого эффекта, т.е. насыщения пространства классных кабинетов определенными ароматами.

Настоящие эфирные масла воздействуют через обонятельные рецепторы школьника на биологически активные точки слизистой носа, где представлены практически все органы и системы [11].

В эксперименте участвовали:

Эфирное масло душистой герани – отличное средство для сеансов ароматерапии. Оно хорошо стабилизирует артериальное давление, помогает при мигрени и головной боли, устраняет признаки тахикардии и нормализует работу сердца. Запах эфирного масла душистой герани некоторыми людьми воспринимается как возбуждающий, а другие, напротив, отмечают его успокаивающее действие. Это объясняется тем, что данное эфирное масло является природным регулятором нервно-психической деятельности, способствующим выходу из депрессий и снятию стрессовых нагрузок.

Ароматическое масло душистой герани хорошо повышает умственную и физическую активность, даря бодрость и оптимизм. Его применяют при переутомлении и нервном истощении.

Лимонное масло рекомендуется, как стимулирующее иммунитет, концентрацию внимания, работоспособность. Высокая антибактериальная активность эфирного масла лимона проявляется в отношениитуберкулезныхбацилл, стафилококков, стрептококков и менингококков. Эфирное масло лимона – лучший помощник в преодолении стрессов, повышении физической и психической энергии, а также в профилактике различных психосоматических расстройств.

Эфирное масло вербены лимонной приводит в норму работу органов эндокринной системы и обладает хорошим антигерпетическим и противовирусным действиями. Это отличный антидепрессант, избавляющий от чувства тревоги и стабилизирующий нервную систему. Оно хорошо снимает усталость, улучшает концентрацию внимания и мыслительную деятельность, стимулируя процессы в головном мозге [11].

1.3 Память как основной показатель психофизического состояния школьника в процессе обучения

Одним из важных психофизических особенностей человека, в том числе и школьника, является память. В современной науке память понимается «как форма психического отражения действительности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта». «Память обеспечивает человеку накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, умений и навыков и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека и развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности».

В структуре памяти распознают следующие составляющие: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение). Например, особенно для учащегося важно запоминание. Этот процесс закрепления в сознании тех образов, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Запоминание является процессом установления связи с тем, что уже имеется в сознании индивида. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами, явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в памяти, в психологии называют ассоциациями. А вот, сохранение и забывание являются двумя взаимосвязанными процессами. Сохранение – это удержание заученного в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти, своеобразный процесс угасания и затормаживания связей. Забывание бывает полным или частичным, длительным или временным. На процесс забывания влияет несколько факторов, таких как время, деятельность, предшествующая запоминанию и степень активности имеющейся информации [6].

Воспроизведение – это процесс памяти, который заключается в появлении в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений. В основе воспроизведения лежит оживление следов в мозгу, возникновение в них возбуждения.

Узнавание – это процесс появления чувства, знакомости при повторном восприятии предмета или явления. Два процесса – воспроизведения и узнавания очень похожи, но в тоже время различны. Воспроизведение, в отличие от узнавания, характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Поэтому узнавание не может быть показателем прочности запоминания и при оценке его эффективности необходимо ориентироваться только на воспроизведение.

В основе классификации памяти лежат различные критерии: объект запоминания, то есть то, что запоминается; по-другому, этот критерий можно охарактеризовать как степень психической активности личности; с позиций этого критерия память классифицируется на образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную; степень волевой регуляции памяти или характер целей запоминания (произвольная и непроизвольная память); длительность сохранения информации в памяти (кратковременная, долговременная и оперативная память) [11].

Существует понятие, как образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на запахи, звуки и вкусы. Такая память подразделяется на следующие составляющие: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. У обычных людей достаточно хорошее развитие получают зрительная и слуховая память, они играют ведущую роль в жизни человека. Остальные виды памяти (осязательная, обонятельная и вкусовая) можно назвать профессиональными. Эти виды памяти развиваются в профессиональной деятельности (у дегустаторов и парфюмеров). Также такие виды памяти хорошо развиваются в качестве компенсационных (у слепых или глухих людей).

Есть словесно-логическая память (или смысловая) – это такой вид памяти, который опирается на установление и запоминание смысловых связей и отношений в материале, который необходимо запомнить. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память опирается на развитие других видов памяти, становится ведущей по отношению к ним, и от её развития зависит развитие других видов памяти [10].

Существует двигательная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, в том числе навыков ходьбы и письма. Если бы отсутствовала память на движения, то человеку пришлось бы каждый раз заново учиться делать простейшие движения.

Эмоциональная память – это память на чувства. Пережитые человеком чувства, как положительные, так и отрицательные, не исчезают бесследно, а запоминаются посредством эмоциональной памяти. Этот вид памяти имеет большое значение в формировании личности человека. Пережитые и сохранённые в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память является важнейшим условием духовного развития человека.

Значимая, особенно для обучающихся, является информационная память, которая подразделяется на: сенсорную, кратковременную, долговременную и оперативную.

Сенсорная память является такой подсистемой, которая обеспечивает удержание в течение очень короткого времени продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Кратковременная память является такой подсистемой, обеспечивающей оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Кратковременная память является обязательным этапом для её других видов как более или менее непосредственное запечатление и весьма кратковременное сохранение (измеряемое секундами), и является обязательным компонентом долговременной и оперативной памяти [10].

Долговременная память – это такая подсистема, которая обеспечивает продолжительное (часы, годы, десятилетия) удержание знаний, умений и навыков и характеризуется огромным объёмом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в длительную память и их фиксацией обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Исследование ученых показывает, что чисто механическое повторение не приводит к устойчивому и длительному запоминанию. Повторение служит необходимым условием фиксации данных в длительную память лишь в случае вербальной информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже хорошо усвоено субъектом. В долговременной памяти одновременно функционирует несколько форм организации знаний. Одной из них является организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных, родовых и более специфических, видовых понятий. Другой формой организации, характерной для житейских категорий, является группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких представителей категории – прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти включает в себя как понятийные, так и эмоционально-оценочные моменты, которые отражают различные личностные отношения субъекта к тем или иным сведениям [10].

Оперативная память – это мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции. Оперативная память отвечает за запоминание каких-либо сведений и данных на время, необходимое для выполнения определённой операции, отдельного акта деятельности. Так, например, в процессе решения задачи или математического действия необходимо до получения окончательного результата удержать в памяти исходные данные или промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Уже использованную информацию можно забыть, т.к. оперативная память в дальнейшем должна быть заполнена другими данными, новой информацией [10].

Таким образом, память – это один из важных факторов познавательного процесса.

2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Материалы исследования

Герань (пеларгония) душистейшая (ароматная)(Pelargonium odoratissimum) как и многие другие виды этого рода, произрастают в Южной Африке (приложение 1). Они часто имеют гибридное происхождение. Впервые обнаружили пеларгонию на мысе Доброй Надежды. Ученые утверждают, что ботаник короля Чарльза Первого и охотник за растениями Джон Традескант (1570-1638) открыл пеларгонию для Западной Европы. Это был вид Pelargonium triste, который и завезли в Европу на рубеже XVI -XVII веков. Позднее были получены семена, а за тем пеларгонии начали активно культивировать. Пеларгонию обычно называют геранью, но это не совсем правильно, хотя она и входит в многочисленное семейство гераниевых (Geraniaceae), состоящее из 11 родов и более чем 800 видов. Родовое название (Pelargonium) этому растению было присвоено французским ботаником Леринье де Бруннель (1746-1800 гг.) за его интересную биологическую особенность. После опыления и опадения лепестков столбик цветка разрастается и удлиняется, в результате чего образующийся плод становится похожим на клюв аиста (с греч. «аист» – «пеларгос») [7].

В средневековье герань выставляли на подоконники, чтобы защититься от мух, комаров и прочих насекомых, а также... от страшных ведьм и чародеев. Практически для всех народов герань считается сильнейшим биоэнергетическим стимулятором. Так, например друиды знали, что растение вбирает в себя все яды и токсины, очищает воздух, ослабляет головные боли, снимает усталость, нормализует сон.

Большую популярностьвыращивания душистой герани стало времяпрепровождением во времена Викторианской эры в Англии. Викторианцы высаживали растения в теплых оранжереях. Такое повсеместное увлечение душистыми геранями продолжалось до 1914 года, когда использование топлива для нагрева оранжерей запрещалось из-за войны, и практически заглохло в это время. В настоящее время выведено множество сортов душистых гераней, различающихся по окраске лепестков, а также запаху. Ароматы пеларгонии душистой весьма разнообразны. На сегодня существует более 150 разновидностей данного растения [7].

Пеларгония ароматнейшая или душистейшая (P. odoratissimum (L.) ex L Herit Ait) – один из наиболее распространенных в культуре видов (иногда ее называют сильнопахнущей). Это компактный кустик с коротким разветвленным стеблем высотой до 15 см и листьями, издающими сильный яблочный аромат. Мелкие – до 1,5 см в диаметре белые цветки собраны в соцветия от 3 до 11 штук [7].

Замечательные свойства эфирных масел пеларгонии известны с давних времен. Их использовали при создании душистой воды и благовонных масел, для аромокурения в Древних Египте, Греции и Риме. В Древней Руси также использовали настойку, изготовленную на основе этих масел. «Группа душистых пеларгоний уже давно используется как источник гераниевого масла, заменяющего дорогостоящее розовое масло. С целью получения масла пеларгонию возделывали уже с начала XIX века. На первых порах этим занимались в Алжире в сыроватых, низменных местах. Однако во влажных и теплых условиях пеларгония хотя и давала много вегетативной массы, но масло ее характеризовалось относительно слабым ароматом. Более качественное сырье стали получать только в Испании и южной части Франции, где для выращивания пеларгонии подобрали песчаные почвы. Климатические условия этого региона позволяют культивировать душистые пеларгонии на значительных площадях [7].

После появления во второй половине XIX века в России фабрик косметических товаров гераниевое масло продолжали импортировать в страну из Испании и Франции. Огромные плантации (первые – в 1929 г.) Советского Союза по выращиванию пеларгонии для получения эфирных масел сейчас остались в южных странах ближнего зарубежья (Абхазия, Восточная Грузия, Армения, Таджикистан). Эфирное масло пеларгонии особенно популярно на Востоке. Там оно известно под названием – масло египетской герани. Надо отметить, что 1,0 га посадок душистой пеларгонии дает средний урожай 20 т зеленой массы, из которой можно получить всего лишь 20-30 кг эфирного масла [7].

Учеными установлено, что в листьях душистой пеларгонии содержится до 0,35% эфирного масла, а в веточках и стеблях – всего лишь 0,01%. Специалисты подсчитали, что достаточно 0,00005 мг на 1,0 л воздуха, что уловить их аромат. Благодаря выделению масел и аромата пеларгонией снижается головная боль, приходит в норму сон. Действуя на нервную систему, они устраняют депрессию и поднимают настроение. Пеларгонию ценят за замечательные фитонцидные качества: благодаря выделению фитонцидов, подавляющих болезнетворные микроорганизмы, она способна обеззараживать воздух помещения. Доказано, что присутствие пеларгонии ароматнейшей в небольшой комнате убивает до 70% таких микробов [6].

Лимон (Citrus × limon) – гибридный вид деревьев из рода цитрус семейства Рутовые, плод этого растения называют лимоном (приложение 3).

Лимон – небольшое вечнозелёное плодовое дерево высотой до 5,0-8,0 м, с раскидистой или пирамидальной кроной. Предполагается, что родина лимона – подножие Гималаев, в Индии, откуда он попал с давних времен в Месопотамию, где и акклиматизировался, а потом в Италию. Арабы завезли его в X веке в Палестину. С крестоносцами лимон совершил обратное путешествие в Италию и на Сицилию, затем перекочевал в другие страны Европы и далее. По другим источникам родиной лимона считаются тихоокеанские тропические острова.

Мякоть плодов содержит органические кислоты (лимонная, яблочная), пектиновые вещества, сахара (3,5 %), каротин, фитонциды; витамины: тиамин, рибофлавин, аскорбиновая кислота (0,085 %), рутин, флавоноиды, производные кумарина, галактуроновую кислоту, сесквитерпены, гесперидин, эриоцитрин, эридиктиол. В семенах имеются жирное масло и горькое вещество лимонин. В коре обнаружен гликозид цитронин.

Лечебное действие лимона объясняют наличием лимонного масла и лимонной кислоты, широко распространенной во многих растениях. Лимонная кислота наряду с яблочной и янтарной играет важную роль в обмене веществ. Не меньшее значение в лечебном действии лимонов имеет аскорбиновая кислота (витамин Q). Препараты из лимона обладают общеукрепляющим, противовоспалительным, противомикробным, противоглистным, противосклеротическим и ранозаживляющими свойствами. Характерный запах лимона обусловлен наличием эфирного (лимонного) масла в различных частях растения. Основные компоненты эфирного масла лимона – терпен, α-лимонен (до 90 %) и цитраль (до 6 %).

С лечебно-профилактической целью лимоны употребляют при гиповитаминозах, авитаминозах, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушении минерального обмена, ревматизме, мочекаменной болезни, атеросклерозе, цинге, ангине, подагре, гипертонии [5].

Вербена лимонная (Verbena tryphylla) завезена из Южной Америки в Западную Европу испанцами еще в XVIII столетии. Первый европейский ботаник, который опубликовал описание этого растения, был французский Филибер Коммерсон, когда отправился вместе с Луи Антуаном, графом де Бугенвиль, в кругосветное путешествие около 1767г. В 1797 году профессора Мадридского королевского Ботанического сада Казимир Гомес и Антонио Ортега Палау и Вердера назвали Aloysia citrodora на латыни и «Hierba-де-ла Princesa» – на испанском языке в честь Марии Луизы Пармской, принцессы Астурии, жены покровителя сада инфанта Карлоса де Бурбона, принца Астурийского и сына короля Карлоса III. Причем практически сразу это ароматное растение стали использовать в парфюмерном деле [8].

В начале XIX века вербену завезли в Индию, на Мартинику, Реюньон, а также в Италию. Попала она в Европу как декоративное растение, но затем для получения эфирного масла её начали выращивать на юге Франции и французских колониях (Алжир, Тунис, Мадагаскар). Были попытки выращивать её и в субтропических областях СССР (Крым, Кавказ, Средняя Азия) [2].

Вербена лимонная (Verbena tryphylla) – это многолетний кустарник, происходящий из Америки. В диком виде она произрастает в Перу, Чили, горах на северо-востоке Аргентины, в Бразилии, Уругвае, где растет, в основном, на высоте около 2000 м, поднимаясь в отдельных местах до 3500 м. Высота растения на родине от 3,0 до 5,0 м в высоту, а в умеренном климате – от 0,8 до 2,0 м. Это растение с прямыми ветвями, бледно-зелеными, удлиненными (7-10 см), листьями в мутовках по 3-4 штуки. Листья с зубчатым краем и хорошо заметными эфирномасличными желёзками на жилках на нижней стороне листа. Вкус острый, немного горький. Соцветия на конце побега с небольшими белыми цветками. Семена в Европе практически не образуются. Сырье Вербены лимонной можно встретить в европейских аптеках, иногда применяется ее эфирное масло для одеколонов и духов. Листья содержат до 0,9% эфирного масла, основные компоненты которого – цитраль, лимонен, гераниол, транс-оцимен, бета кариофиллен, гермакрен D, и некоторые сесквитерпены. Кроме того, листья содержат флавоноиды, в основном, флавоны (slavigénine, eupafoline, hispiduline, и т.д.). Эфирное масло Вербены лимонной устраняет депрессивное состояние, раздражительность, нервное истощение, повышает внимании, предотвращает стресс, хроническую усталость, гипотонию, головокружение, головную боль, спастические боли. Основные компоненты эфирного масла Вербены лимонной:цитраль, лимонен, линалоол, бета-кариофиллен, 1,8-цинеол, гераниол и его ацетат, нерол и его ацетат, неролидол, альфа-терпинеол, карвон, сесквитерпены [2].

В настоящее время используют Verbena tryphylla некоторые известные мировые бренды. В наших условиях вербена лимонная может расти только как горшечная культура, на нейтральных почвах, плодородных и хорошо дренированных. Размещают её на солнечном подоконнике, а на лето – в солнечном месте.

2.2 Методы исследования

В настоящее время все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основными переменными: длительностью усвоения или заучивания; интервалом между усвоением и воспроизведением; длительностью воспроизведения. Материал может предъявляться испытуемым зрительно или на слух. Кроме этого есть и иные способы: зрительно-слухо-моторный, зрительно-моторный, зрительно-слуховой.

Непроизвольное запоминание представляет собой процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач. Непроизвольное запоминание – это познавательные и практические действия, являющиеся закономерными процессами с наследственными особенностями высшей нервной деятельности индивида [13]. Для изучения особенностей непроизвольного запоминания используется ряд конкретных методик. Например, А.А. Смирнов при исследовании роли активности в непроизвольном запоминании предлагал испытуемым пары фраз, на которых они должны были выводить определённые орфографические правила, а затем придумывать примеры на эти правила. На следующий день испытуемым предлагалось воспроизвести те фразы, которыми они оперировали накануне. Опыты показали, что собственные фразы запоминались гораздо продуктивнее предложенных экспериментатором.

Методика И.П. Зинченко направлена на изучение влияния направленности деятельности на продуктивность запоминания. Для этого он предложил методику классификации предметов и составления числового ряда. При выполнении этих обеих задач предметы числа запоминались непроизвольно. Когда предметы и числа были объектом деятельности испытуемых (классификация предметов в первом опыте и составление числового ряда во втором), они запоминались лучше, чем, когда служили фоновыми раздражителями. Однако и в этом случае (когда объекты выступали в качестве фонового раздражителя) запоминание было результатом проявления со стороны испытуемых какой-либо активности по отношению к этим объектам, хотя она и проявлялась лишь в форме случайных ориентировочных реакций.

Существуют следующие известные методики непроизвольного запоминания.

1. Методика «Классификация изображений предметов». Экспериментальный материал – 15 карточек, на каждой из которых изображён один предмет. Таким образом, 15 предметов легко классифицируются: животные, фрукты, игрушки. Кроме изображения предмета, на каждой карточке (в правом верхнем углу) написано двузначное число. Перед началом исследования карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкция следующего типа, в которой говорится о том, что будет проводиться опыт на умение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоит в том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название. После окончания опыта его участникам предлагается по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображённые на карточках, а затем числа. На основании анализа данных делаются выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания [13].

Кратковременная память представляет собой такой её вид, который характеризуется очень кратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением. Для измерения объёма кратковременной памяти могут использоваться различные методики.

2. «Метод Джекобса». Этот метод проводится на цифровом материале и представляет собой следующую работу. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, которые содержат от 4 до 10 элементов. Ряды цифр составляются случайно. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 секунды, испытуемые письменно воспроизводят в протоколе элементы рядов. Опыт повторяется несколько раз на различных цифровых рядах. После эксперимента испытуемый даёт отчёт о том, какими приёмами он пользовался для запоминания рядов. Анализ результатов и формулирование выводов об объёме кратковременной памяти проходит на основании полученных количественных данных, а также на основе словесного отчёта испытуемых о ходе процесса запоминания.

3. Методика Л.С. Мучника и В.М. Смирнова «Определение индекса кратковременной памяти». В первой части предложенного ими теста задания выполняются по методу Джекобса. Во второй части опыта определяется объём оперативной памяти, для чего испытуемому предъявляют случайные однозначные числа, которые он должен попарно складывать в уме и запоминать результаты сложения. После окончания испытуемый должен воспроизвести все результаты подсчётов. По окончании двух опытов подсчитывается по специальной формуле индекс кратковременной памяти [6].

4. Методика «Измерение объёма кратковременной памяти методом определения отсутствующего элемента». Испытуемые предварительно знакомятся с рядом стимулов, которые используются в эксперименте. Затем эти стимулы предъявляются им в случайном порядке. Задача испытуемого состоит в том, чтобы определить, какой из элементов ряда отсутствует в предъявленной последовательности. В качестве стимулов для запоминания могут выступать числовые ряды, слова и др. В заключение эксперимента делаются выводы об объёме кратковременной памяти.

5. Методика «Выявление объема кратковременной памяти», разработанная Рохловым В.С. [9, 13].

В течение 1 минуты студенты внимательно слушали предложенный список из 25 слов, затем в течение 5 минут записывали все слова, которые им удалось запомнить, в любом порядке. Затем подсчитывали число написанных слов и оценивали каждое слово 1 балл. По сумме баллов определялось, к какой категории относится объем памяти (см.табл.1)

Таблица 1 – Объем памяти и его характеристика

Количество баллов

Характеристика памяти

6 и меньше

Объем памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти

7-12

Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться

13-17

Объем памяти хороший.

18-21

Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточно хорошей волей

Свыше 22

Ваша память феноменальна

В нашем исследовании была использована методика по выявлению объема кратковременной памяти, разработанная В.С.Рохловым [9].

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При использовании растительных ароматических веществ отмечено увеличение объема кратковременной памяти и улучшение показателей при работе с корректурными таблицами. Установлено положительное действие растительных ароматических веществ на психофизиологические функции обследуемых, снижение времени выполнения задания и уменьшение или увеличение количества ошибок.

Коэффициент точности выполнения задания после воздействия ароматическим маслом Pelargonium odoratissimum у 12 испытуемых уменьшается с 1 до 0,8, только у двоих до 0,7 , у 11 школьников данный показатель стабильный. Коэффициент умственной продуктивности у большинства испытуемых увеличивается, стабильный у трех человек. Объем зрительной информации у всех испытуемых возрастает.

Разница между показателями скорости выполнения корректурной пробы до и после воздействия растительных ароматических веществ Verbena tryphylla более чем в 2 раза превышала аналогичный показатель в контроле. Рост количества ошибок после воздействия Verbena tryphylla увеличился в 3,6 раза. Увеличение числа операций в одну минуту под действием растительных ароматических веществ Verbena tryphylla существенно превосходило контрольные показатели.

Вдыхание растительных ароматических веществприводило к достоверному увеличению скорости выполнения операций. Более быстрыми темпами возрастало среднее число операций в одну минуту. Вдвое быстрее, чем в контроле, снижалось время, затрачиваемое на одну реакцию.

При оценке корректурной пробы после воздействия ароматических масел Citrus × limon уменьшается количество ошибок в 2 раза, что свидетельствует об улучшении концентрации внимания испытуемых. Скорость выполнения задания заметно уменьшилась, в среднем в 12 раз.

При проведении опыта воздействия ароматических веществ Pelargonium odoratissimum и Verbena tryphylla являлись благоприятные для испытуемых (начало недели, полдень, атмосферное давление – норма). При проведении опыта воздействия ароматических масел Citrus × limon условия – не благоприятные (конец неделе, вторая половина дна, атмосферное давление – пониженное), поэтому концентрация внимания испытуемых низкая и данные отличаются от других контрольных параметров в 3 раза.

В итоге, в ходе исследований было выявлено, что все испытанные растительные ароматические вещества существенно влияли на рефлекторную активность ЦНС, ускоряя выработку динамического стереотипа. Вследствие этого значительно увеличивалась скорость работы исследуемых. При воздействии ароматических веществ предпочтение необходимо отдать композиции растительных ароматических веществ, поскольку она активизирует практически все изучаемые параметры, а, следовательно, создавать группы их цветочных горшечных культур с исследуемыми астениями.

Следовательно, по результатам анализа теста путем несложных математических вычислений, возможно, допустить, что растительные ароматические вещества Pelargonium odoratissimum и Verbena tryphylla в большей степени, чем композиция растительных ароматических веществ, способствовали повышению умственной работоспособности обследуемых. При этом использование растительных ароматических веществ Pelargonium odoratissimum сопровождалось увеличением количественных показателей работы, а применение масла Verbena tryphylla – увеличением и количественных, и качественных критериев. Методика «память на числа» позволила оценить изменения объема памяти обследуемых под воздействием растительных ароматических веществ растений.

Результаты исследования показали, что объем памяти достоверно увеличивается. Под влиянием растительных ароматических веществ Pelargonium odoratissimum и Citrus × limon достоверно увеличивается число запоминаемых слов. Наилучшие результаты отмечены при использовании растительных ароматических веществ Verbena tryphylla. Количество ошибок у испытуемых не наблюдалось (Рисунок 1).

 

Verbena tryphylla

Citrus × limon

 

Ряд 1 – контроль; Ряд 2 – опыт

Рисунок 1 – Определения объема кратковременной слуховой памяти (приложение 3)

Изучение воздействия растительных ароматических веществ на объем кратковременной памяти показало, что исследуемые вещества можно применять с целью улучшения кратковременной памяти школьника. Наиболее эффективным действием обладают растительные ароматические вещества Verbena tryphylla и композиция растительных ароматических веществ Melissa officinalis, Pelargonium odoratissimum, Verbena tryphylla и Citrus × limon, которые в большей мере увеличивают объем памяти и сокращают количество ошибок при работе.

Таким образом, применение эфирного масла Verbena tryphylla в отличие от других растительных ароматических веществ значительно уменьшало тремор конечностей, способствуя повышению точности двигательной активности обследуемых.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Наши исследования показали, что под влиянием ароматов Pelargonium odoratissimum число ошибок у школьников увеличилось на 10%, а под влиянием ароматов Verbena tryphylla число ошибок снизилось на 49%. Следовательно, память под действием масел Verbena tryphylla повысилось почти в 2,5 раза по сравнению с применением ароматов Pelargonium odoratissimum.

В ходе исследований было выявлено, что все испытанные растительные ароматические вещества существенно влияли на рефлекторную активность ЦНС. Вследствие этого значительно увеличивалась скорость работы исследуемых индивидуумов. При озеленении помещений следует отдавать предпочтение, прежде всего, Verbena tryphylla и представителям Verbena. Pelargonium odoratissimum возможно применять в различных композициях с вербеной для усиления запоминания материалов учащимися и для создания декоративного эффекта в помещениях. Сочетать вербену лимонную и герань ароматную (душистейшую) с гибридными сортами данных видов для придания декоративно эффекта композиционным группам в интерьере. Использовать в этих сочетаниях Citrus × limon, в качестве ароматного и акцентного растения (приложение 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, что объем памяти зависят от многих условий. Успех запоминания определяется от того, в какой степени материал осмысливается учеником. Точность запоминания и воспроизведения – способность без искажения воспроизвести информацию, характеризующая степень соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом. Прочность запоминания во многом зависит от повторения. А повторение – это важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Оно связано с осмыслением материала. Скорость запоминания – время, необходимое для точного усвоения материала. Мобилизационная готовность памяти – это умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо.

Для школьника очень важно запомнить материал, представленный в классе, а соответственно меньше времени потратить на выполнение домашней работы. Следовательно, одним из перспективных направлений эффективного повышения работоспособности и улучшения психоэмоционального состояния учащихся в экстремальных условиях является использование растительных ароматических веществ или комнатных цветочных культур для биогенизации воздушной среды классных комнат и помещений учебных заведений. Применение растительных ароматических веществ и горшечных растений способствует оздоровлению воздуха помещений, что проявляется в снижении микробной обсемененности, снижении содержания аммиака.

Таким образом, запах лимона повышают работоспособность и производительность, снижают сонливость, вызванную перенапряжением. У школьников под влиянием ароматов Citrus × limon число ошибок снижается на более 49%. Под влиянием ароматов Pelargonium odoratissimum число ошибок увеличивается на 10%, Verbena tryphylla – 25%. Наряду с выраженным дезинфицирующим эффектом насыщение воздуха растительными ароматическими веществами оказывают положительное воздействие на организм школьника в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аринштейн, А.И. Мир душистых растений/ А.И.Аринштейн, Н.М.Радченко, К.М.Петровская, А.А. Серкова. – М., 1983.

  2. Вербена лимонная: аромат из «Унесенных ветром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.greeninfo.ru/blog/x-files.html/tID/11769

  3. Вергунова, А.А.Влияние ароматов на внимание школьников/ А.А.Вергунова, О.Б.Сокольская// Материалы Четвертой Всероссийской конференции по итогам научно-исследовательской работы студентов за 2014 год – Саратов: Изд-во «Буква», 2015 – 128 с. C. 30-32.

  4. Девис, П. Аромотерапия от А до Я/ П.Девис. – М.: Фаир-пресс, 2007. – 672с.

  5. Ковалева, Н.Г. Лечение растениями (очерки по фитотерапии)/ Н.Г.Ковалева.– М., 1971.

  6. Клацки, Р. Память человека: структура и процессы/ Р.Клацки. – М., 1978.

  7. Лазарев, А. Пеларгония (Pelargonium), сорта и формы, выращивание в помещении и в открытом грунте, рецепт ароматического масла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.floraprice.ru/articles/home/pelarg

  8. Машковская, С. Вербена – цветок с историей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moisad.ua/travyanistye-mnogoletniki/1526-verbena-tsvetok-s-istoriej.html

  9. Рохлов, В.С.Практикум по анатомии и физиологии человека/В.С.Рохлов , В.И.Сивоглазов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  10. Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/В.М.Смирнов.– М.: ИЦ «АСАДЕМА», 2003.

  11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред.А. А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. –560 с.

  12. Хэйзелтон, Л. Завлекательный запах/ Л.Хэйзелтон // Работница.– 1995.– № 4.

  13. Фонтейн, К. Альтернативная медицина/ К.Фотейн// Ваш домашний доктор. – М.: Эксмо. 2005. – 432с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

   

Рисунок 1 – Герань душистейшая (Pelargonium odoratissimum) или Пеларгония ароматная

Рисунок 2 – Лимон (Citrus × limon)

 

Рисунок 3 – Вербена лимонная (Verbena tryphylla)

Приложение 2

Слова, используемые для проверки слуховой памяти у испытуемых школьников:

Вариант 1. Сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, трава, певец, радио, перевал, абстракция, сердце, букет, столетие, аромат, неподвижность, мужчина, женщина, календарь, горы, автомобиль, вертолёт, тротуар, океан, фильм.

Вариант 2. Ложка, кружка, доска, материк, мороз, кисть, холодильник, аквариум, течение, картина, букет, стена, платформа, море, клей, телефон, холм, трава, троллейбус, рельсы, стол, вены, атмосфера, ветер, вершина.

Вариант 3. Театр, вечность, власть, социум, образование, деревня, голова, колокол, календарь, звонок, гвоздь, век, перевал, течение, верхолаз, путешественник, выживание, корректор, конечность, трактор, пашня, аметист, неподвижность, калейдоскоп, полет.

Приложение 3

Определение объема кратковременной слуховой памяти при воздействии ароматических масел

Испытуемый

Герань душистейшая (Pelargonium odoratissimum)

Вербена лимонная (Verbena tryphylla)

Лимон

(Citrus × limon)

/№

контроль

опыт

контроль

опыт

контроль

опыт

1

22

23

21

22

19

22

2

10

12

13

16

17

18

3

11

21

15

19

14

18

4

15

18

16

22

14

18

5

15

18

17

18

19

19

6

11

13

13

19

15

16

7

15

19

19

22

15

19

8

13

15

15

20

16

16

9

14

19

16

19

14

15

10

16

19

19

23

16

18

11

18

19

20

22

20

21

12

12

14

17

18

15

18

13

14

19

15

19

15

20

14

16

22

19

24

20

20

15

11

13

15

18

16

17

16

11

17

19

22

14

16

17

15

18

16

19

15

17

18

13

15

14

18

14

17

19

13

16

18

23

13

15

20

16

17

20

24

16

20

21

20

23

18

18

17

19

22

14

18

16

19

16

18

23

10

16

16

18

14

17

24

14

14

18

24

15

18

25

11

17

17

21

18

19

Итого

355

433

422

507

397

451

Среднее

14,2

17,3

17

20,3

16

18

1 – концентрация памяти у испытуемых (контроль)

2 – концентрация памяти у испытуемых после воздействия ароматическим маслом лимона (опыт)

Приложение 4

Предложения по сочетанию исследуемых ароматных растений, а также их композиции с другими декоративными и гибридными видами

   

Композиция из вербены лимонной и гибридной, полыни лимонной, пеларгонии ароматной, мелиссы

Композиция из лимона, вербены лимонной, пеларгонии ароматной

   

Вербена лимонная и гибридная в сочетании с мелиссой лекарственной

Куст вербены лимонной в с пеларгонией душистой

36

Просмотров работы: 404