ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Признание природы как самоценного субъекта взаимодействия, а не только объекта использования, предопределяет гуманный морально-ценностный подход к природе как силе бытия в физических и духовных проявлениях.

Вопросы этического отношения к природе рассматривали философы, социологи, биологи, педиатры, психологи (К, Благосклонов, О. Гиляров, Д. Кавтарадзе, О. Семенова, В. Тугаринов и др.). Этическое отношение к природе стало возможным тогда, когда отпала необходимость убивать каждого встречного животного, чтобы выжить.

Именно в младшем школьном возрасте регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными стереотипами. Чтобы знание норм не расходилось у ребенка с их реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как справедливой, необходимой, целесообразной, полезной.

Формируя гуманистически направленное отношение к природе, следует руководствоваться тем, что отношение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. Целью морально-ценностного отношения к природе является воспитание ощущения ценности жизни, уникальности каждой формы его проявления.

Особенно поражает резкий рост количества «плохих поступков», под которыми мы понимаем не только шалости и непослушание, но и насилие над животными и проявление негативного отношения к ним.

Благодаря исследованиям, проведённым Ж. Пиаже, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период жизни от 5 до 12 лет представления ребёнка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Способность размышлять о поступках, давать им оценку может и не совпадать с нравственным (или безнравственным) поведением школьника. Бойко отвечая на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо», он в то же время может совершать действия, не соответствующие этим оценкам.

Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны – не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению, таких случаев много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.

Важной составляющей морально-ценностного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: не «обижай животное», не «трогай растение» и другое. Такими запрещениями не воспитать гуманной личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия. Детям свойственно сначала оценивать поступки других, а в дальнейшем и собственные. Поэтому их необходимо знакомить с этическими нормами касательно объектов окружающей среды, обсуждать поведение ровесников, поступки персонажей специально подобранных художественных произведений [2].

В повседневном поведении ребенок может действовать согласно с этическими представлениями, получая одобрительную оценку взрослых, но социальные нормы еще не стали его моральным сознанием. Именно перенесение моральных норм во внутренний мир личности является определяющим в воспитании морально-ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Моральные действия ребенка относительно любого растения и животного (на улице, в лесу, на лугу и так далее), когда нет контроля со стороны взрослого, свидетельствуют об уровне сформированности у него морально-ценностного отношения к природе. Потому что иногда можно наблюдать, как ребенок заботится о растении или животном дома, а в естественном окружении наносит вред живым существам [1]. Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы ребенок с раннего возраста сочувственно, гуманно относился к любой форме жизни, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всём, что видят вокруг себя, беречь не только свою красивую игрушку, но и всё, что их окружает – в природе всё красивое и интересное.

Известно, каким сложным и подчас противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают – «ласкают» котенка и пр.). Познавательное отношение к природе и любознательность у ребенка в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них, так дети отрывают насекомым лапки, лапки, разрывают дождевых червей. Дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д.

Разумеется, одних знаний о животных недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к ним – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность, то есть создать условия для общения с живым существом; учить наблюдать за поведением животного, кормить, заботиться, получая от этого удовольствие.

Как показывает практика, дети упорно делят животных на «полезных» и «вредных». Они относят к «вредным» всех, кто представляет угрозу жизни и здоровью человека, наносит ущерб хозяйству или просто имеет неприятный внешний вид.

В разряд некрасивых («страшных», «противных») обычно попадают три категории организмов: те, кого мы боимся (черви, пиявки, змеи); те, кого мы вынуждены уничтожать по соображениям гигиены или как вредителей сельского хозяйства (тараканы, мухи, пауки, клопы, крысы, мыши), и те, кто в нашем представлении ассоциируются с отрицательными сказочными персонажами (Баба Яга ест мышей, лягушек и жаб).

На самом деле все эти животные красивы. Естественный отбор «трудился» над ними в течение миллионов лет эволюции, и в результате сформировались существа очень гармоничные, хорошо приспособленные к условиям своего обитания и, следовательно, с биологической точки зрения очень красивые.

С целью выявления причин негативного отношения младших школьников к некоторым животным и поиска путей преодоления этого отношения, нами было проведен психолого-педагогический эксперимент с учащимися начальных классов СОШ №7 г. Майкопа, Республики Адыгея.

Проведя анализ диагностики, можно выделить 4 основные причины негативного отношения к животным:

  1. прагматические: опасность или вред для человека, вред другим животным;

  2. эстетические: некрасивый, безобразный вид;

  3. нравственные: злые, хитрые, безжалостные;

  4. объективные: врожденные эмоции страха, брезгливости, отрицательное отношение, приобретенное через соответствующие характеристики животных в сказках.

Характеризуя особенности представлений младших школьников о животном мире, следует сказать, что их знания не всегда бывают конкретны, зачастую они носят общий или неопределённый характер: дети недостаточно понимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении животных к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих животных. Анализ собранных данных эксперимента позволяет говорить о таких особенностях отношения испытуемых к животным, как:

- проявление избирательного отношения к животным, связанное с их внешней привлекательностью, негуманное отношение к внешне непривлекательным животным, свидетельствующее о недостаточном осознании ценности жизни как таковой;

- фрагментарность, неточность представлений о животных, как живых существах и самоценности живого;

- ситуативный характер интереса, побуждающий к взаимодействию с животными (потребности живых существ, при этом игнорируются.

В результате устного опроса было установлено, что подавляющее большинство испытуемых считали, что есть животные добрые, хорошие, плохие и злые. При этом на первом месте среди животных, которые не нравятся детям оказался волк, в этот же перечень попали паук, жаба, бык, оса, некоторые другие животные. Очевидно, что такое отношение к ряду животных имеет негативные экологические следствия и требует перестройки в положительное или, по крайней мере, в нейтральное.

План коррекционной работы мы составляли с учётом результатов диагностики. Целью коррекционной работы было ознакомление с животным миром, активизация интересов и положительных переживаний, а так же самой главной задачей было накопление детьми эмоционального – положительного опыта отношения к животным. На основе анализа полученных ответов нами была разработана соответствующая экспериментальная программа. Она предполагала следующие основные направления:

- доведение до сознания детей положения о том, что бытующее мнение об опасности для человека крупных хищников, пресмыкающихся, змей сильно преувеличено, что животных этих по вине человека становится все меньше и меньше;

- показ экологических особенностей этих животных, их роли в природе (экосистемах) и в жизни человека, формирование представления о том, что хищники убивают других животных не потому, что они злые, а потому, что они не могут существовать иначе;

- обращение внимания дошкольников на трогательную заботу зверей о своем потомстве, факты взаимопомощи и другие элементы “гуманизма” в мире животных;

- создание игровых ситуаций, в которых дети могли бы поставить себя на место животных, выступить в роли их.

В течение учебного года проводилась систематическая работа по расширению знаний детей о животных:

1.Индивидуальные беседы с детьми;

2. Проводилась следующая работа с родителями:

- родительское собрание на тему «Бережное отношение к животным»;

- выставка поделок из овощей и ягод (образы животных);

- придумывание вместе с ребёнком загадок о животном, которое можно встретить в наших лесах;

- разучивание с детьми стихотворений о животных;

- выставка рисунков на тему «Что видели на экскурсии»;

- рекомендации книг для прочтения детям;

- изготовление вместе с детьми кормушек для птиц;

- составление рассказов о своих «домашних любимцах».

- фотовыставка «Мы и наши меньшие друзья».

3. Экскурсии в лес;

4. Рисование на тему «Что видели на экскурсии»;

5. Конкурс загадок;

6. Проект «Наши друзья – подземные жители дождевые червяки»;

7. Чтение рассказов «Судили-рядили» Н. Сладкова, «Птицы за окном» В. Чаплиной, «Как муравей домой спешил» В. Бианки.

8. Создание игровых ситуаций.

После коррекционной работы с детьми у некоторых детей изменилось отношение к животным и к природе. Если в самом начале работы по этой программе «негативно» к животным относились 19 детей из 20, то после - 3 ученика из 20. А также у детей изменилось отношение к природе, повысился интерес к насекомым и земноводным. Дети стали приносить энциклопедии и интересоваться различными животными, откуда они произошли, кто их родственники и почему они хищники или травоядные.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. А от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. В младшем школьном возрасте возможно сформировать положительное отношение к животному миру. Оно способствует становлению адекватного экологического сознания. Показателями положительного отношения к животным, у детей младшего школьного возраста являются: стойкий интерес к познанию животного мира и взаимодействию с природными объектами, представление о многообразии и единстве живых существ, их самоценности, уникальности, необходимости заботиться об их благополучии; восприятие природных объектов в качестве субъектов поведения и общения, их антропоморфизм на основе эмпатии, идентификации (эмоциональный компонент); потребность в нравственно-мотивированной, экологически целесообразной деятельности (практический компонент).

2. Возможность формирования положительного отношения в этом возрасте обусловлена высокой степенью развития у ребенка следующих психологических характеристик: потребностей в познании окружающего мира и общении с природой, любознательности, эмоциональности, отзывчивости к людям и природным объектам, способности к осознанию нравственных норм поведения и к самооценке.

3. Исходной основой воспитания положительного отношения к животным является формирование субъектного восприятия и положительных чувств к живым существам. Развитие эмоциональной стороны отношения должно несколько опережать усвоение ребенком системы природоведческих знаний о животном мире.

4. Педагогическими условиями, обеспечивающими успешность формирования положительного отношения к животным у детей являются:

а) обогащение знаний, направленных на формирование положительного восприятия животных, непрагматической мотивации во взаимодействии с ними (стержнем выступают сведения об уникальности и самоценности животных, вокруг которых концентрируются остальные природоведческие знания);

б) создание ситуаций, стимулирующих формирование у школьников способностей осуществлять моральный выбор на основе гуманных чувств к животным, и понимания возможных последствий своих поступков;

5. Доказана эффективность:

  • непосредственного взаимодействия ребенка с животными в ходе наблюдения под руководством педагога и самостоятельно;

  • игровых ситуаций на развитие умений понимать животных и сопереживать им;

  • упражнений, направленных на преодоление негативных чувств к животным и формирование навыков правильного взаимодействия с ними;

  • игр с экологическим содержанием.

И, конечно же, эффективность работы будет зависеть от регулярности непосредственного общения детей с «некрасивыми животными».

Список использованных источников

  1. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - с. 38-46.

  2. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.

  3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать за природой. - М, 2002. - с. 56.

  4. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

Просмотров работы: 1095