МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенным и наглядно - образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана не полно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической разработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и - что самое главное - отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений и, соответственно, недостаточная реализация возможностей экологического воспитания в познавательном развитии дошкольников. Именно этим объясняется актуальность темы нашего квалификационного исследования.

Объект исследования – процесс экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении.

Предмет исследования – экспериментальная деятельность старших дошкольников в процессе экологического образования.

В основу исследования положена гипотеза – активное применение экспериментирования в педагогическом процессе экологического образования старших дошкольников способствует повышению их познавательной активности и развитию экологических понятий и представлений.

Цель нашего исследования – выявить значение природоведческого экспериментирования в эколого-познавательном развитии старших дошкольников.

Что же такое эксперимент? Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum»,что переводится как «проба, опыт».В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения [5].

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С.Выготский.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются и сухие абстракции.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.

В практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время экспериментирования, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные эксперименты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними [11].

С целью проверки выдвинутой гипотезы, нами был организован и проведен психолого-педагогический эксперимент, который включал три этапа:

на первом этапе – констатирующем - решалась задача анализа педагогического процесса экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, и выявлялось место экспериментирования в системе этой работы; проводилась диагностика на выявление уровней экологической воспитанности; на втором - формирующем- отрабатывалась технология развития экологических представлений и отношений старших дошкольников на основе внедрения метода экспериментирования; на третьем этапе - контрольном- проводились диагностика экологических представлений и отношений у детей старшего дошкольного возраста и анализ полученных результатов.

Для выявления уровня развития экологических представлений дошкольников об объектах, предметах и явлениях живой и неживой природы была использована методика диагностических заданий С.Н. Николаевой, Л.М.Маневцовой, И.В. Цветковой [10] и самостоятельно разработанные диагностические задания.

Анализ проведенной диагностики дает основание полагать, что дети на шестом году жизни практически не достигли больших успехов в освоении знаний о природе. Они не познали не только факты, но и достаточно несложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, например, связь живого и неживого в природе, единство и многообразие живых существ, непрерывное движение, изменения и развитие природы, влияние человека на природу и др.

Большинство детей экспериментальной и контрольной группы не овладели знаниями о системе частных и общих связей в их иерархии, этого можно достичь в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

На основе данных констатирующего эксперимента были выявлены уровни сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий. Большая часть детей продемонстрировала средний и низкий уровни развития интересующих нас показателей. На основании индивидуальных карт обследования и наблюдения воспитателя за степенью овладения экспериментальной деятельностью выясняли, что дети обеих групп имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью.

Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию экологических знаний и представлений об объектах живой и неживой природы посредством активного использования природоведческих экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапеэксперимента с целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

2) место для приборов, для хранения материалов (природного, "бросового");

3) место для проведения опытов;

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Работа с детьми была направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

2. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

Кроме указанных выше, проводились эксперименты и с другими предметами неживой природы:

1. Измерить температуру воздуха в квартире, на улице и сравнить.

2. Налить воду в формочки для льда и заморозить её в холодильнике или на улице в морозный день. Предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лёд растает, и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лёд: кто держал его в рукавичках или голых руках. На огне довести воду до кипения, наблюдать за паром, подставить стёклышко и увидеть, как пар опять превращается в воду.

3. В ванночку с водой опускать различные по весу предметы. В одном стакане растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой, опустить в оба стакана яйца. Бросить в стакан с водой сначала щепотку сахарного песку, затем соли, кристалликов марганца.

4. Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха. Опустить пустую бутылочку в таз с водой - из бутылочки выходят пузырьки. Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладится, надеть на её горлышко воздушный шарик, Поставить бутылку в миску с горячей водой.

5. Пропустить воду через песок и глину.

6. Рассмотреть, взвесить, определить рукой температуру предметов из различных металлов.

6. Измерить температуру горячей и холодной воды.

7. Зажечь спичку, свечу, рассмотреть пламя. Что осталось в результате горения?

8. "Радужная плёнка". Поставить миску с водой на стол, чтобы на неё не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадёт в воду. Наблюдать за поверхностью воды.

9. Определить стороны горизонта по компасу. Определить по компасу, где находиться север, юг, восток, запад.

Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

Во время совместного экспериментирования перед детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему?

В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Мы решили, что наиболее целесообразно объединить сообщаемые знания об объектах неживой природы (песок, глина, камни, вода, воздух и т.д.) и объектах живой природы (о растениях) в блоки. Блок включает в себя различные виды организованной и самостоятельной деятельности дошкольников, таких, как: наблюдение, беседа, занятия, экспериментирование, экскурсии, прогулки, игры-эксперименты, которыми мы и пользовались в нашей исследовательской работе.

В нашем исследовании применялись игры-эксперименты. На основе проведения этих игр дети получают представления о различных физических свойствах воды, света, звука и др.; представления из области естествознания: о разновидности камней, ракушек, минералов, почвы, о разнообразии природно-климатических зон, животного мира. Физические представления: измерение объема, массы, времени, температуры. Элементарные представления из области астрономии: смена дня и ночи, сезонов; планеты, созвездия, звездное небо. Примеры игр – экспериментов: «свойства магнитов и магнетизм», «звук», «свойства воды» и т.д. Разнообразные способы обследования в ходе этих игр значительно углубили и обогатили знания детей. Эти первые открытие, которые сделали для себя дети, вызвали радостные переживания.

Перечисленные методы и формы экологического воспитания активно сочетались с экспериментированием. С детьми экспериментальной группы проводились несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Элементарные опыты позволили более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений. Также проводились различные опыты с водой и воздухом, песком и глиной, камнем и деревом. Все эти природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому знакомство с их свойствами очень полезно. Воду мы замораживали и выпаривали, делали из кипятка на морозе иней, придавали ей цвет, вкус и запах. Обнаруживали воздух: создавали разными способами ветер, наливали воду из крана и наблюдали за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросали в воду мелкие предметы и замечали, как вверх поднимались пузырьки. Дерево и камень сравнивали по твердости: если нажимать на них гвоздем – след в виде ямки остается только на дереве, это помогло детям понять, почему белка и другие лазающие животные легко передвигаются по деревьям.

В ходе нашего исследования мы убедились в том, что экспериментирование как игра по определенным правилам так увлекает дошкольника, что и после окончания занятия он переносит его в свободную игровую деятельность. Любимым местом в группе стал уголок экспериментирования, в котором может продолжаться детская игра в исследование. Здесь проявляется избирательность интересов ребенка: одного не оторвать от опытов с магнитами, другой увлечен взаимодействием с природным материалом, а третий экспериментирует с компасом.

Игры в исследование, по нашему мнению, способны перерасти в реальное творчество. И при этом вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. У ученого, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого самопроявления.

Важнейшая особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две противоречивые тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания рождают новые вопросы. Наличие этих двух тенденций делает простейший эксперимент ведущим методом деятельностного познания ребенком явлений живой и неживой природы. В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности.

Контрольный этап эксперимента определил устойчивое повышение уровней сформированности экологических представлений у детей экспериментальной группы.

Анализ результатов показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

  • знания детей о неживой природе.

Очевидно, что:

1. Природоведческое экспериментирование способствует формированию экологических представлений детей об объектах, предметах и явлениях природы, повышает познавательное развитие и закладывает основы для осознанно - правильного отношения к объектам природы.

2. Практическая реализация метода экспериментирования повышает эмоциональную отзывчивость, учит правильному поведению детей в природе, а значит, в совокупности эффективно влияет на формирование начал экологической культуры в дошкольном детстве.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования о том, что активное применение экспериментирования в педагогическом процессе экологического воспитания старших дошкольников способствует повышению их познавательной активности и развитию экологических представлений и понятий, получила свое подтверждение экспериментально.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранова Э. Учимся задавать вопросы / Э.Баранова//Дошкольное воспитание, 2005.- №12.- С.12-13.

  2. Богданец Т.И. Наблюдаем природу – готовимся к школе /Т.И.Богданец// Дошкольное воспитание, 2003.- № 7- с. 24-30.

  3. Богданец Т.И.Экологические знания – первые представления о мире /Т.И.Богданец//Дошкольное воспитание, 2003.-№12.-С.52-54.

  4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей ДОУ/Т.М.Бондаренко.- Воронеж: Учитель, 2002.- 184с.

  5. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду/ А.И.Иванова.- М.: Сфера, 2007.-75 с.

  6. Комлева И. Дети экспериментируют? Да./ И.Комлева //Дошкольное воспитание, 2004.-№8.- С.29-30.

  7. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет?/М.Х.Левитман- СПб.: СОЮЗ, 1998.- 80с.

  8. Лиференко О.С. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Ознакомление дошкольников с магнитами / О.С. Лиференко // Дошкольная педагогика, 2011.- №9.-С 12-15.

  9. Любина Г.Т. Игра – это работа ребенка над самим собой /Г.Т.Любина// Ребенок в детском саду, 2002,№6.- с. 26-33.

  10. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей/С.Н.Николаева.- М.: Академия, 2002.- 336с.

  11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.Е.Чистякова.- М.: Детство-Пресс, 2010.-128 с.

Просмотров работы: 1711