ИНДИЯ И ЕЁ МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНДИЯ И ЕЁ МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Бубнова А.А. 1
1Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бурное развитие экономики постоянно изменяющегося мира с обоснованным прогнозом дефицита энергоресурсов на ближайшие десятилетия, а также загрязнение атмосферы, провоцирующее неустойчивое климатическое состояние планеты обеспечили объективную базу для увеличения доли ядерной энергетики. Усиление влияния атомной энергетики на производственный, научный, бытовой секторы является неотъемлемой частью долгосрочных перспектив энергетической безопасности и устойчивого энергетического развития.

Существенный рост атомных мощностей, предположительно в 5 раз, обеспечат развивающиеся страны Восточной и Южной Азии, в основном за счет Китая и Индии. Страны региона становятся еще и крупнейшими импортерами, экспортерами и транзитерами энергоресурсов. Рост промышленности и благосостояния населения в Индии стал причиной демонстрации государством увеличения энергетических потребностей.

Потенциал развития атомной энергетики в Индии довольно высок. Увеличение демографии и индустриализация продолжают оставаться основными источниками стремительного роста индийской экономики.

Не так давно Индия стала страной, решившей использовать ядерную энергию в мирных целях для удовлетворения спроса с каждым годом растущего населения, находясь на 4 месте по потреблению энергоресурсов после Китая, США, России. Нефть остается доминирующим видом топлива (36%), за которой следует газ (30%), уголь (21%), гидроэнергия - 5,0 %, на другие возобновляемые источники - 2,0 %[1]. Запасы угля в стране составляют 244,53 млн.т, нефти - 42,85 млн.т, газ - 42,43 млн.т, уран - 175 тыс.т. Еще одним толчком для развития атомной отрасли послужили соображения по выполнению Парижских соглашений по климату 2015г., препятствующие угледобыче страны, поскольку выбросы в атмосферу Индии уступают лишь США и Китаю. Выбросов СО2 от увеличения потребления энергии выросло на 115%.

Индия - государство, имеющее опыт практически в каждой из областей ядерной деятельности, проводило подземные ядерные эксперименты и подозревалось в создании ядерного оружия. Отказ со стороны правительства страны от подписания Договора о нераспространении ядерного оружия, стал предпосылкой к недопущению мировым сообществом свободного доступа Индии к новейшим разработкам и технологиям в области атомной энергетики.

До сих пор ядерная Индия оставалась весьма отсталой в промышленном отношении. В результате программа ядерной энергетики Индии продолжилась в основном без топлива или технической помощи со стороны других стран. После снятия ограничений Группы ядерных поставщиков страна получила возможность работать в сфере ядерной энергетики.

Изначально целью для ядерной энергетики Индии примерно с 2007 было обеспечить 20 ГВт к 2020 году, но в 2008 году премьер-министр назвал этот показатель «скромным» для огромного потенциала, появившегося с открытием международного сотрудничества удвоил планируемую отметку. Данная программа развития требует колоссальные инвестиции в ядерный сектор, которые могут превысить $40 млрд. и значительный импорт урана. План предусматривает к 2020г. строительство на 50 ГВт мощностей, и доля электроэнергии на атомных станциях с 3% возрастет до 9%.

Гражданские соглашения о ядерном сотрудничестве Индии были подписаны с США, Россией, Францией, Великобританией, Южной Кореей, Чехией и Канадой, а также Австралией, Аргентиной, Казахстаном, Монголией и Намибией, но пока результаты договоренности о сотрудничестве достигнуты только с Россией, так как эти отношения являются продолжением уже налаженных связей и предложенными Россией новых разработок по сравнительно низким ценам [2].

Соглашение о дальнейшем ядерном сотрудничестве с Великобританией было подписано в ноябре 2015 года на основе «комплексного пакета» сотрудничества в области энергетики и климатических вопросов на £ 3,2 млрд ($ 4,9 млрд) [2] в рамках программ и инициатив, связанных с энергетической безопасностью и доступа к источникам энергии.

В рамках соглашения с Россией начато строительство новых блоков атомных электростанций, общее количество которых составит не менее 20, в результате увеличившейся роли в индийской внешней политике отношений с Москвой, о чем свидетельствуют договоры, подписанные странами в 2014 году. Отношения Индии и России в энергоядерной сфере свидетельствуют о больших возможностях российской атомной отрасли и высоком уровне доверия к российским ядерным разработкам. Парафированное межправительственное соглашение о сотрудничестве предусматривает взаимоиспользование технологий для строительства четырех энергоблоков на АЭС «Куданкулам» в Индии, первый и второй из которых торжественно переданы индийской нации уже в 2016 году [3].

Помимо устойчивого вектора развития страны в сторону индо-российских отношений, в прошлом 2016 году Дели добился сделки с Токио, результаты которой повлияли на внешнеполитический расклад в Тихом океане. Индийский премьер Нарендра Моди и его коллега Синдзо Абэ подписали десять соглашений о сотрудничестве, но основным стал договор о мирном атоме, согласно которому Индия получит японские ядерные технологии, оборудование и топливо, и уже в в этом году будет передан Японией в пользование первый корпус ядерного реактора. Странами оговорены условия переработки Индией отработанного сырья и обогащение урана на 20%. Данное условие может дать возможность Индии использовать высокообогащенное топливо на ядерных субмаринах и авианосцах. Эта сделка в равной степени выгодна и для Японии, так как после трагических событий на станции в Фукусиме и приостановки всех АЭС в стране ядерная индустрия ищет новые рынки сбыта своей продукции.

Япония выступает скорее как соперник России в индийских делах, претендуя на одну из сфер российско-индийского сотрудничества и имеет большие шансы в силу своего технического превосходства, размеров потенциальных инвестиций и динамичности бизнес-связей.

Еще одним шагом для привлечения партнеров и инвесторов в сферу атомной энергетики станет выставка «India Nuclear Energy 2017», которая состоится в ноябре в Мумбаи. Страны-Участницы продемонстрируют новейшие свои достижения в данной области, а изюминкой программы станет испытания представляемого оборудования. Эта выставка не имеет аналогов во всем мире и является одной из основных площадок для встреч с потенциальными производителями и поставщиками.

Одним из основных источников противоречий на пути построения взаимовыгодных отношений с зарубежными поставщиками является Закон гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб обязывающий поставщика оборудования для АЭС компенсировать ущерб в случае аварии на атомной станции в течение всего срока эксплуатации.

Основным препятствием к развитию индийской мирной атомной программы остается недостаток урана, в связи с чем Индия вынуждена искать другие виды ядерного топлива, наиболее перспективным из которых является торий (запасы 25% мировых). Именно поэтому государство придает большое значение развитию технологий РБН, которые бы позволили включить торий в индийский ядерный топливный цикл. Индия уже сейчас располагает достаточно завершенной инфраструктурой даже для самостоятельного развития своей ядерной программы с использованием зарубежных технологий. Индия - страна, стремящаяся к безусловному региональному лидерству, имеет достаточный ресурсный потенциал для выхода на мировой рынок технологий и оборудования ЯТЦ и стать крупным экспортером энергии. В сочетании с амбициозными планами решается проблема предотвращения использованная мирного атома в немирных целях.

Список литературы:

1. Официальный сайт Российского энергетического агенства//[Электронный ресурс]: http://rosenergo.gov.ru/information_and_analytical_support/tek_stran_mira

2.Индия продолжает развивать связи в области атомной энергетики с Россией [Электронный ресурс]/ ИА Regnum. – Режим доступа: www.regnum. ru/news/1227383.html.

3. ИГУМНОВ П.В. Перспективы российско-индийского сотрудничества в области атомной энергетики // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. №13 С.64-68.

4. БОЙКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ Конкуренция Индии и Пакистана в сфере мирного атома. Сравнительный анализ современного этапа и перспектив // Сравнительная политика. 2015. №3 (20) С.104-112.

5. Куприянов А. Военное обозрение [Электронный ресурс]//Атом в подарок//электрон. журн. 2016. URL: https://topwar.ru/103794-atom-v-podarok.html

6. World Nuclear Association [Электронный ресурс]// Nuclear Power in India. 2017. URL: http://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-g-n/india.aspx.

7. Карелин Т. РОСАТОМ [Электронный ресурс]//Индия высоко оценивает потенциал для совместных атомных проектов с РФ в Азии и Африке//Офиц.сайт. 28.11.2016. URL: http://www.rosatom.ru/journalist/smi-about-industry/indiya-vysoko-otsenivaet-potentsial-dlya-sovmestnykh-atomnykh-proektov-s-rf-v-azii-i-afrike/

Просмотров работы: 534