ТЕНДЕНЦИИ УКРЕПЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ И ФЕНОМЕН «ДУХОВНОСТИ» В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕНДЕНЦИИ УКРЕПЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ И ФЕНОМЕН «ДУХОВНОСТИ» В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Кило А.А. 1
1ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Культурное самосознание в словаре социолингвистических терминов трактуют как осознание своей принадлежности к определенной культуре. Оно закрепляется в основных концептах культуры, которые в свою очередь отражают народные обычаи, менталитет, жизненный уклад и народное творчество [5].

Современная социокультурная динамика свидетельствует об унификации культурного пространства России. Наблюдается размытость представлений о принадлежности у молодёжи к конкретной исторически сложившейся структуре, особенно явным это становится в связи с процессом глобализации.

Глобализация - процесс конвергенции и роста взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов [2].

Безусловно, данное упразднение культурного самосознания это скорее свидетельство вседозволенности в отношении угнетения народной самоидентификации на протяжении нескольких сотен лет, так сказать веяние времени, укоренившееся изначально в самосознании народа ещё при Петре I.

Булычёв Ю.Ю. в своей книге пишет, что национально-культурная самобытность общества является важнейшим условием его политического суверенитета, сохранение же нацией умения духовно самостоятельно и достаточно солидарно существовать обеспечивает возможность ее мирной эволюции [4].

Это представляется очевидным в связи с тем, что данное обстоятельство замечено многими русскими мыслителями. Именно самобытность русской культуры и значимость её в масштабах цивилизации явилась основой исследований Д.С. Лихачева, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, князей Е.Н. и С.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, П.Н. Милюкова, А.А. Богданова, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Э.В. Ильенкова, Г.С. Батищева, М. Мамардашвили и других.

Согласно мнению Ю. Ю. Булычева, разрушение изначального этнопсихологического базиса народного единства влекут за собой негативные факторы для осуществления национального единения [3].

Препятствием национальной консолидации является усреднение индивида. Оно предстаёт как следствие эволюции культурного пространства общемирового характера, так сказать представляется необходимостью отречения от «дремучести» и взаимообогащением культур. Подобное положение дел - неизбежность современной действительности. Индивид в связи с борьбой за реализацию свобод, с ускорением темпов жизни, жаждой информации и возрастающих потребностей в захвате природных пространств, трансформируется в нечто новое, зачастую теряет свой культурный облик. Особым образом это прослеживается среди молодёжи в специфичном общении, хамском поведении, отрицании значимости этического воспитания, а также в пренебрежении создания культурного наследия через занятие досуговой деятельностью, отдавая приоритет виртуальной реальности.

Однако осознание культурной принадлежности молодежью для стабильности общества первостепенно, в связи с чем, обосновано привлечение внимания к данному вопросу в образовательном пространстве России. Необходимо не только знакомить с культурно-историческими центрами государства, видами творческой деятельности, ремёслами, но и сформировать интерес к данному аспекту, дабы укрепить культурное самосознание, демонстрируя его значимость и приоритет в искаженном излишней информацией восприятии современной действительности.

Общемировые процессы наводят на мысль о глобальном духовном кризисе человечества и диктуют необходимость их теоретического осмысления с непременным исследованием самого феномена духовности [7]

Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности, находящиеся между собой в неиерархических взаимоотношениях [8].

Согласно мнению З.В. Фоминой духовность как существенная характеристика человеческого бытия не может просто «иссякнуть» - это противоречило бы природе человека. Следовательно, духовные ценности современности, которые можно условно назвать утилитаристскими - вследствие ее в целом приспособительного характера, исчерпали себя и уже не могут служить ориентиром для дальнейшего развития человечества. Необходима выработка новой системы ценностей, исходя из нового назначения человека - как элемента космического целого, носителя высшего - духовного - этапа эволюции Вселенной [7].

По мнению многих мыслителей прошлого и современности возможно укрепление культурного самосознания посредством духовного воспитания.

В подтверждение мысли Булычёв подходит к проблематике возрождения культурного самосознания с позиции религии. Он утверждает о должном осмыслении и формообразовании принципов русского православно - национального мировоззрения, под действием которого культура сможет стать реальным фактором организации русских христианско-национальных сил и одним из важнейших условий их успешной борьбы за будущее духовно цельной, национально самобытной, цивилизационно высокоразвитой России [3].

В.А. Щученко также ратует за осуществление культурного синтеза в России именно через освоение православной традиции. Способ преодоления глубоких разрывов культурной преемственности видит в «совокупных усилиях всего народа, а не только культурной элиты, во всех сферах творчества - включая экономическое и политическое» [6].

Проникновение религиозной составляющей в образовательный процесс уже происходит на федеральном уровне. О чём свидетельствует современная ситуация противоборства процессам глобализации через духовные регуляторы во имя воздействия на культурное самосознание молодёжи. Реализуется практика преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» закреплена на уровне федерального закона. Ст. 87 Закона «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ содержит нормы, касающиеся преподавания в рамках основных образовательных программ государственных образовательных организаций (в том числе на основе Федерального государственного образовательного стандарта) учебных курсов, направленных на получение учащимися знаний о нравственных принципах и традициях православия, а также иных мировых религий [4].

На наш взгляд данная тенденция осведомления молодёжи правомерна, необходима и неизбежна. Наряду с разумным воспитательным процессом существует и весьма неординарная специфика религиозного воздействия, речь идёт о возникновении духовных общеобразовательных школ, в которых отсутствует ряд обязательных предметов в связи с противоположным объяснением бытия с позиции религии. Проникновение религии в процесс образования весьма глубок, к примеру - строительство храмов на территории учебных заведений, «освящение» школьников перед контрольными работами, и так далее. Безусловно, нами не ведётся анти пропаганда деятельности священников, это не только не правомерно, но и не разумно, тем не менее, тенденции излишней религиозности системы образования, вернее навязывание различных ритуалов весьма не однозначны.

Ю. В. Арутюнян, проанализировав динамику взаимодействия культур на основе психологической составляющей национального самосознания, говорит об обесценивании исторически накопленных народом духовных идеалов, предполагающем гипертрофированность национальных чувств путём обращения к религии, «освящением» национальных ценностей и заметным обострением национального самосознания [1]. В связи с чем, тенденция увеличения религиозного проникновения во все сферы жизнедеятельности общества - следствие глобализации.

Однако выбор в наибольшей степени логичных способов регулирования культурного самосознания молодёжи зависит в большей степени от деятелей именно образовательного пространства России, нежели от гипертрофированного влияния религии. Которое распространяется в современной действительности даже на «освящение» компьютеров, учебных классов, танков, а также космических ракет на космодромах страны (космодром Восточный).

Тем не менее, способов укрепления культурного самосознания молодёжи великое множество: привлечение в волонтёрские отряды и студенческие педагогические отряды образовательных учреждений высшего и среднего звена (студенческие педагогические и волонтёрские отряды «РОСТ», «ПАЛИТРА», «НАДЕЖДА» ГАОУ ВПО «НГГТИ»); привлечение добровольцев в реализацию тематических флэш-мобов с исполнением народных танцев; посещение музеев и художественных выставок различной направленности (выставки музея ГАОУ ВПО «НГГТИ»); культурно-массовые мероприятия внутреннего, муниципального, краевого, всероссийского характера; занятия в дополнительном образовании, досуговая деятельность на базе дворцов культуры, дворцов детского и народного творчества и так далее.

Безусловно, очевиден факт необходимости укрепления культурного самосознания, тем не менее, возможных стратегий взаимодействия современного российского общества относительно данного аспекта несколько.

Первый из них представляется в упразднении традиционных духовно-нравственных черт путём создания гедонистического общества, изнеженного благами виртуальной реальности и средств массовой информации под влиянием западной идеологии. Этот путь менее вероятен.

Второй - процесс разумного взаимообогащения культур, который предполагает «мирное сосуществование» и рациональное соприкосновение с различными инновациями других культур, укрепляя при этом позиции культурного самосознания, расширяя сферы влияния духовного пространства, в связи с противодействием тенденции глобализации. Очевидна необходимость факта установления чётких границ поступления информации, жёсткий контроль получения различного рода сведений детьми, в том числе осуществляемый родителями, не маловажна также специфика формирования у родителей представления о необходимости развития творческого потенциала детей. Предполагается модификация в отношении информатизации деятелями культурно-досуговых центров и регламентированным обязательством молодёжи участвовать в той или иной культурно-досуговой деятельности. Это повлияет не только на реализацию творческого потенциала личности, но и поможет решить ряд проблем относительно виртуальной замкнутости, зависимости и самоидентификации.

Третий путь - возрождение религиозности российского общества. Однако, на наш взгляд, эта стратегия не всегда имеет разумные пределы. Актуальность столь распространяющегося воздействия также неоднозначна, в связи с информатизацией и скептицизмом, а также с безразличием по отношении к необходимости веры. Безусловно, религиозный механизм воздействия на общество имеет место быть, тем не менее, социальный пласт молодёжи не отреагирует должным образом, следовательно, действенного результата от религиозного воспитания не будет. Однако не стоит отрицать значимость религиозного влияния на возраст младших школьников, который в большей степени поддаётся воздействию.

Укрепление культурного самосознания в дальнейшем напрямую зависит не только от стратегии образовательного пространства государства, но и от желания каждым родителем воспитать достойное поколение граждан.

Список литературы

  1. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание. - Москва, 1990.

  2. Большая актуальная политическая энциклопедия. Изд. Эксмо. Ред. Беляков А. В., Матвейчев О. А.. - Москва, 2009.

  3. Булычев Ю.Ю. Христианская философия нации и проблемы русского культурного самосознания. Изд. СПБГПУ. - Санкт-Петербург, 2006.

  4. Журнал московская патриархия. Изд. Русская православная церковь. - Москва, 2013.

  5. Словарь социолингвистических терминов. Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук Михальченко В.Ю.. - Москва, 2006.

  6. Щученко В.А. Вечное настоящее культуры. Теоретические проблемы историко-культурного процесса. Изд. СПБГТУ.- Санкт-Петербург, 2001.

  7. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности: моно- графия. 2-е издание переработано – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Собинова Л.В., 2015.

  8. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». Касавин И.Т.,2009.

Cultural awareness in the dictionary of sociolinguistic terms is interpreted as the awareness of belonging to a certain culture. It is fixed in the basic concepts of culture, which, in turn, reflect the folk customs, mentality, way of life and folk art [5].

Contemporary socio-cultural dynamics testifies to the unification of cultural space of Russia. Observed blurring of notions of belonging among young people to a specific historical patterns, it becomes especially apparent in connection with the process of globalization.

Globalization - the process of convergence and growth relationships of the Nations and countries of the world, accompanied by the development of common political, economic, cultural and value standards [2].

Of course, the abolition of cultural identity is more evidence of permissiveness in relation to the oppression of national identity for several hundred years, that is to say the spirit of the times, rooted originally in the consciousness of the people under Peter I.

Bulychev Yu. Yu. writes in his book that the national-cultural identity of society is essential to political sovereignty, the persistence of nation skills spiritual self and enough solidarity to exist and allows it to peaceful evolution [4].

This appears to be due to the fact that this circumstance is noticed by many Russian thinkers. It is the originality of Russian culture and its importance in the scale of civilization has been the basis of research of D. S. Likhachev, N. I. Danilevsky, K. N. Leontiev, V. S. Soloviev, S. N. Bulgakov, princes E. N. and S. N. Trubetskoy, P. A. Florensky, N. Berdyaev, P. N. Milyukov, A. A. Bogdanov, M. Bakhtin, A. F. Losev, E. V. Ilyenkov, G. S. batishcheva, M. Mamardashvili and others.

According to Yuri Bulychev, the destruction of the original ethno-psychological basis of national unity entail negative factors for the implementation of national unity [3].

Obstacle for national consolidation is the averaging of the individual. It appears as a consequence of the evolution of the cultural space of universal character, so to speak seems a necessity of renunciation from the "denseness" and mutual enrichment of cultures. This situation - the inevitability of modern reality. The individual in connection with the struggle for the realization of freedom, with the accelerating pace of life, the thirst for information and the increasing requirements to capture natural spaces, transformered into something new, often loses its cultural identity. In a special way it can be traced among young people in specific communication, rude behavior, the denial of the importance of ethical education, and in the disregard of creating cultural heritage through the lesson, recreational activities, giving priority to virtual reality.

However, awareness of the cultural background of youth for the stability of society is paramount, therefore, justified to draw attention to this issue in the educational space of Russia. It is necessary not only to acquaint with the historical and cultural centers of the state, creative activities, crafts, but to generate interest in this aspect, in order to consolidate cultural identity, demonstrating its relevance and priority in the distorted information excessive perception of modern reality.

Global processes suggests a global spiritual crisis of humanity and dictate their theoretical understanding with the indispensable study of the phenomenon of spirituality [7]

Spirituality is the highest level of development and self-regulation of a Mature personality, in which the main motivation-semantic regulators of its activity becomes the highest human values, which are interconnected in non-hierarchical relationships [8].

According to Z. V. Fomina spirituality as an essential characteristic of being human can't just «dry up» - it would be contrary to human nature. Consequently, the spiritual values of our time, which can be described as utilitarian - in General, due to its adaptive nature, is exhausted and can no longer serve as a benchmark for the future development of mankind. It is necessary to develop a new system of values, based on the new appointment of a person as part of the cosmic whole, the bearer of the highest spiritual stage of evolution of the Universe [7].

According to many thinkers of the past and present, may strengthen cultural identity through religious education.

In confirmation of thoughts Bulychev comes to the issue of revival of cultural identity from the perspective of religion. He contends that proper understanding and shaping the principles of the Russian Orthodox - national ideology, under which culture could become a real factor of the Russian Christian-national forces and one of the most important conditions for their successful struggle for the future spiritually whole, national identity, civilization highly developed in Russia [3].

V. A. Shchuchenko also calls for the implementation of the cultural fusion in Russia is through the development of the Orthodox tradition. A way of overcoming the deep ruptures of cultural continuity sees «the combined efforts of all the people, not just cultural elites, in all fields of work - including economic and political» [6].

The penetration of the religious component in the educational process is already happening at the Federal level. As evidenced by the current situation of confrontation between processes of globalization through the spiritual regulators, in the name of impact on the cultural identity of the youth. Implemented practice of teaching «fundamentals of religious cultures and secular ethics» is stipulated in the Federal law. St. 87 Law «On education» of 29 December 2012 № 273-FZ contains the provisions relating to the teaching within the framework of the basic educational programs of state educational institutions (including on the basis of Federal state educational standard) of training courses aimed at obtaining of knowledge by students about moral principles and traditions of Orthodoxy and other world religions [4].

In our opinion this trend of awareness of young people is lawful, necessary and inevitable. Along with a reasonable educational process and there is a very unusual specificity of religious influences, we are talking about the emergence of the theological schools that do not have a number of compulsory subjects in connection with the opposite explanation of Genesis from the standpoint of religion. The penetration of religion into the process of education is very deep, for example - the construction of temples on the territory of educational institutions, «sanctification» students before tests, and so on. Of course, we are not being opposite popularize of the activities of the priests, is not only lawful, but not reasonable, however, the tendency to over-religiosity of the education system, or rather the imposition of different rites is not very clear.

Yu. Harutyunyan, analyzing the dynamics of interaction of cultures on the basis of the psychological component of national identity, said the depreciation of the historically accumulated by people of spiritual ideals, involving the hypertrophy of national sentiment by appealing to religion, the «sanctification» of national values and a marked aggravation of national identity [1]. Therefore, the trend of increasing religious penetration into all spheres of society - a consequence of globalization.

However, the choice to the greatest extent logical ways of dealing with cultural identity of young people depends to a large extent from the figures that the educational space of Russia, rather than from exaggerated influence of religion. Which is circulated in contemporary reality, even «sanctification» computers, classrooms, tanks and also rockets on the launch sites of the country (Eastern spaceport).

However, strengthening of the cultural identity of the youth of great variety: the involvement of volunteer groups and student pedagogical teams of educational institutions of higher and middle managers (teaching and student volunteer groups «GROWTH», «PALETTE», «HOPE» GAOU VPO «MGTI»); involvement of volunteers in the implementation of thematic flash-mobs with the performance of folk dances; visit museums and art exhibitions of various kinds (Museum exhibition of GAOU VPO «MGTI»); cultural events domestic, municipal, regional, and national character; the classes in further education, leisure activities on the basis of palaces of culture, palaces of children and folk art and so on.

Of course, the obvious fact of the need to strengthen cultural identity, however, possible strategies of interaction of modern our society on this aspect several.

The first of them is the abolition of traditional spiritual-moral qualities by creating a hedonistic society, pampered benefits of virtual reality and mass media under the influence of Western ideology. This way is less likely.

The second process of mutual enrichment of cultures, which suggests «peaceful coexistence» and rational contact with the different innovations of other cultures while strengthening the position of cultural identity, expanding the sphere of influence of the spiritual space, when opposing trends of globalization. An obvious need for the establishment of clear boundaries of information flow, strict control obtaining of various information that children, including by parents, is not unimportant, the specificity of the formation of the parents understanding of the need for the development of creative potential of children. It is assumed the modification in respect of Informatization leaders of cultural centres and regulated by the obligation of young people to participate in particular leisure and cultural activities. This will affect not only the realization of creative potential of personality, but also help to solve some problems relative to the virtual isolation, dependence and identity.

The third way is the revival of religiosity in Russian society. However, in our opinion, this strategy is not always reasonable limits. The relevance of such a spreading of the impact is also ambiguous, in connection with the information and skepticism, and indifference towards the necessity of faith. Of course, the religious machinery of the impact on society is the place to be, however, the social formation of young people does not respond properly, hence, the effective result from religious education will not. However, one should not deny the significance of religious influence on age of primary school pupils, which is more amenable to.

Strengthening the cultural identity in the future depends not only on strategies of educational space of the state, but from the desire of every parent to educate worthy generation of citizens.

Bibliography

1. Harutyunyan J. V. Socio-cultural development and national identity. - Moscow, 1990.

2. Large political encyclopedia. Ed. Eksmo. Ed. A. V. Belyakov, Oleg Matveychev.. - Moscow, 2009.

3. Bulychev Yu Yu Christian philosophy of the nation and the problems of the Russian cultural identity. Ed. SPBSPU. - Saint-Petersburg, 2006.

4. The journal of the Moscow Patriarchate. Ed. The Russian Orthodox Church. - Moscow, 2013.

5. Dictionary of sociolinguistic terms. Russian Academy of Sciences. The Institute of linguistics. Russian Academy of linguistic Sciences. Responsible editor doctor of Philology Mikhalchenko V. u.. - Moscow, 2006.

6. Shchuchenko, V. A. Eternal present of culture. Theoretical problems of historical and cultural process. Ed. SPBSTU.- Saint-Petersburg, 2001.

7. Fomina Z. V. Human spirituality: the Genesis of values: monograph. 2nd revised edition – Saratov: Saratov state Conservatoire named after Sobinov L. V., 2015.

8. Encyclopedia of epistemology and philosophy of science. M.: "Canon+" ROOI "Rehabilitation". Kasavin I. T., 2009.

Просмотров работы: 388