В целях педагогической поддержки личностного самоопределения студентов в условиях вуза, на наш взгляд, важно выявить психологические концепции личностного самоопределения первокурсников в выборе той или иной профессии, так как выбор личностного определения профессии может исходить не только из сознательного самоопределения первокурсника, а быть детерминирован или родителями или другими внешними причинами.
Личностное самоопределение (социализация) личности – это усвоение человеком общественно значимых ценностей, социальных норм, активная переработка общественного опыта личностью, исходя из своих субъективных позиций; выработка себя как личность, член общества; реализация своего мировоззрения в собственном опыте или посредством взаимодействия с другими членами общества; участие и вклад личности в дальнейшее развитие духовных ценностей; воспроизводство им социальных связей в своей активной деятельности и т.д.
Отмечая сложную взаимосвязь и взаимозависимость личностного самоопределения и профессионального выбора самоопределяющейся личности, считаем, что время обучения в вузе является временем активного личностного самоопределения личности, когда студент приобретает ценностные компетенции необходимые как для овладения выбранной профессией, так и полным комплексом гражданских, профессиональных и социальных ролей взрослого человека.
Период обучения для студента характеризуется овладением общекультурными и профессиональными компетенциями важными для будущей профессиональной деятельности, планированием своего дальнейшего профессионального и жизненного пути и нередко сопровождается кризисами, сопровождающими данный период как позитивными, так и негативными последствиями, усложняющими этот процесс.
Личностно - профессиональное самоопределение студентов в системе профессионального образования мы рассматриваем как длительный процесс включения личности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством учебной, производственно - практической и внеучебной деятельности на основе самопознания, соотнесения своих возможностей с требованиями к профессии и осознания себя как будущего профессионала.
В целях активизации процесса профессионального самоопределения личности, считаем необходимым целенаправленное создание педагогических условий в форме студенческих научно-исследовательских и творческих конкурсов, семинаров, круглых столов, встреч с авторитетными специалистами, посещений профильных организаций и т.д., для формирования мотивации и реализации творческих и профессиональных потребностей студентов, примеряя на себя различные роли, самоопределяясь и самоутверждаясь в выбранной профессии.
Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи. Тарту, 2006. – 196 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2007. -304 с.
Хоменко Н.В. Социально-профессиональное самоопределение школьников. М.: ИОСО РАО, 2002.- 96 с.