ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)

Савельева Е.А. 1, Нестерова Н.С. 1
1БГПУ имени М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеральный государственный образовательный стандарт внес новые задачи в работу учителя начальных классов. В современных условиях младший школьник, должен - в идеальном варианте - развиться в функционально грамотную личность. Обучающийся должен не просто уметь применить полученные знания в рамках одного предмета, а уметь их творчески адаптировать в рамках всего курса предметов начальной школы»[3].

Рассматривая уроки изобразительного искусства во взаимодействии с уроками литературного чтения, мы полагаем необходимым сформировать культуроведческую компетенцию функционально грамотной личности через предметно-пространственное действие.

Например, изучая на предмете «Литературное чтение» произведение А.С.Пушкина «Зимняя дорога», мы обращаем и акцентируем внимание младших школьников на том, каким образом автор описывает пространство, какими словами он описывает действие в пространстве, каким образом он приближает предметы в пространстве. На начальном этапе работы с текстом мы предлагаем выражать поставленные задачи перечислением только прилагательных и существительных, формируя и расширяя словарный запас, затем мы вводим понятие «эпитет» и «метафора», посредством которых младший школьник пользуется в ответе уже словосочетаниями из них. Дети нового поколения, обладающие «клиповым» мышлением очень четко проводят аналогию текста и рисунка-кадра в тексте, пошагово разбирая строки стихотворения.

«Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. По дороге зимней скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит.»

В первом предложении младший школьник должен объяснить объем пространства, охваченного лунным светом. Далее он видит приближение картинки, как кадра, на котором один объект-тройка.

Продолжая изучение пространства на предмете «Изобразительное искусство» на основе пройденного материала источника художественной литературы, обучающийся изображает на переднем плане тройку, а на заднем плане – поляны, освещаемые луной.

Обобщая и формируя культуроведческую компетенцию, мы делаем совместный вывод о том, что живопись – поэзия, которая молчит, а поэзия есть живопись в слове. Действие в поэзии разворачивается и во времени, и в пространстве, составляя основу поэтического мира. Живопись же в противопоставлении поэзии доминирующей составляющей имеет пространство, а не действие, которое в ней приобрело статичность, запечатлеваясь в одном кадре-моменте.

Любую информацию печатного вида младший школьник получает посредством текста. Тест выступает как единица любой печатной информации. Процесс осмысленного прочтения любого текста, в том числе произведений художественной литературы, помогает перейти на новый уровень функциональной грамотности, так как требует умения из полученной информации сделать свой индивидуальный вывод, построенный на собственном восприятии, осмыслении и анализе. На основе же полученного индивидуального вывода ребенок на уроке изобразительного искусства через своё индивидуальное предметно-пространственное действие творит свой индивидуальный продукт-рисунок, развиваясь в рамках культуроведческой компетенции.

Таким образом, мы полагаем, что индивидуальное развитие младшего школьника на основе предметно-пространственного действия в рамках метапредметного взаимодействия предметных курсов «Литературное чтение» и «Изобразительное искусство» позволяет поэтапное формирование, направленное на увеличение уровней функциональной грамотности младшего школьника, т.е. выполнение поставленной задачи Федерального государственного общеобразовательного стандарта [3].

Знание предмета «Литературное чтение» базируется на основе изученных произведений художественной литературы, получаемых посредством художественных текстов. ФГОС НОО под метапредметными результатами основной образовательной программы в качестве необходимого и обязательного компонента определяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»[2], в рамках изучаемой нами компетенции посредством применения текстового знания в изобразительном искусстве.

Список литературы

  1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // [Электронный ресурс]. URL : www.school 2100.ru

  2. Примерная ООП НОО (одобрена 8 апреля 2015г) [Электронный ресурс]. URL : http://15a2013g.jimdo.com

  3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL : http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html

Просмотров работы: 353