Важнейшим каналом восприятия информации служит зрительный канал, поэтому повышение уровня понимания учебного материала осуществляется с помощью методов и приемов визуализации информации и знаний.
Доказано что, чем глубже человек проникает в суть изучаемого процесса или явления, чем больше у него возможностей наглядно манипулировать полученными данными, тем глубже и полнее его понимание. Таким методом в обучении может выступать визуализация [1].
Применение различных методов визуализации знаний и информации улучшает процесс усвоения учебного материала, стимулирует когнитивные процессы студентов, а также позволяет повысить эффективность восприятия материала, обработка которого занимает минимум времени.
Проведенный анализ работ Д.А. Рукосуевой, позволил выделить следующие приемы и методы визуализации учебного материала.
К таким методам и приемам автор относит:
Дизайнерские приемы оформления текста.
Структурирование информации.
«Сворачивание» информации.
Графические изображения
Рассмотрим примеры их применения на дисциплине « Основы построения баз данных».
Дизайнерские приемы оформления текста. Акцентирование внимания на ключевых моментах текста с помощью рамок, различных шрифтов, цветового выделения и т.д.
Система управления передачей данных
Запрос конечного пользователя к базе данных передается от рабочей станции пользователя к некоторому интерактивному приложению, а от него – к СУБД в форме коммуникационных сообщений.
Ответы пользователю также передаются в форме подобных сообщений.
Передача таких сообщений происходит под управлением еще одного программного компонента – диспетчера передачи данных.
Структурирование информации. Графическое представление информации в виде элементов рассматриваемой предметной области и связей между ними.
Классификация баз данных
По структуре организации данных
По способу хранения данных
По характеру хранимой информации
Централизованные
Сетевые
Иерархические
Табличные
Документальные
Фактографические
Распределенные
Рисунок 1 - Классификация баз данных
«Сворачивание» информации. Методы «сворачивания» информации позволяют не только скрыть (сжать) часть информации, но и развернуть ее по мере необходимости. Таким образом, тексты, представленные с помощью методов сворачивания информации, являются динамическими и в зависимости от требований пользователя могут менять объем, что позволяет подстраивать учебный материал под каждого читателя. Сворачивание информации можно реализовать с помощью «трехмерного текста», «контекстных подсказок», «всплывающих окон».
Классификация баз данных.
иерархические сетевые реляционные
Рисунок 2 - Применение метода сворачивания информации при изучении классификации баз данных
Графические изображения (графики, рисунки, диаграммы и т.д.). Представление изучаемых процессов и явлений в виде графического изображения делает процесс их изучения наглядным [4].
Рисунок 3 - Графическое представление информации по базам данных
Использование методов визуализации знаний и информации в представлении материалов представляет одну из основополагающих платформ для эффективного восприятия и понимания. [3]
Методы визуализации помогают не только улучшить понимание и восприятие нового учебного материала, но и составлять практические задания и осуществлять контроль.
Таблица 1 - Методы и приемы визуализации информации и их применение при изучении темы «Введение в базы данных»
Методы и приемы визуализации информации |
Применение методов и приемов визуализации информации при изучении темы «Введение в базы данных» |
1) Дизайнерские приемы оформления текста |
Дайте определение выделенным понятиям по технологии обработки данных в базах данных |
2) Структурирование информации |
Составьте схему «Классификация баз данных» |
3) «Сворачивание» информации |
Создайте всплывающую подсказку для данных определений: иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных |
|
Изобразите графически любую вам известную базу данных |
Применение средств визуализированного обучения позволяет ориентировать студентов на глубокое и осмысленное восприятие получаемых знаний, т.е. на их понимание.
Таковы некоторые примеры применения методов и приемов визуализации информации при изучении темы «Введение в базы данных».
Список литературы
http://research.sfu-kras.ru/sites/research.sfu-kras.ru/files/Barkhotova_Barhatova_16.pdf
Рукосуева, Д.А. Визуализация знаний в курсе «Уравнения математической физики» / Д.А. Рукосуева // Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск: РИО КГПУ, 2009. – C. 206–208.
Рукосуева, Д.А. Использование локального гипертекстового сворачивания информации при разработке УМК по дисциплине «Уравнения математической физики» / А.В. Пиняев, Д.А. Рукосуева // Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск: РИО КГПУ, 2009. – C. 298-300 (авт. 50%).
Рукосуева, Д.А. Особенности визуализации знаний и информации в курсе математической физики / Д.А. Рукосуева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2010(1)/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2010. – С. 61-68
Рукосуева, Д.А. Особенности восприятия математических знаний с использованием методов визуализации / Д.А. Рукосуева // Молодежь и наука: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием. Т. 1/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2010. – С. 225-227.