Универсальность информационного оружия, позволяет использовать его во всех сферах влияния, а дешевизна относительно реального оружия и лёгкость распространения делают его «джентельменским набором» любого крупного конфликта.
В данной работе проанализируем влияние информационной войны на систему образования и выделим ее содержательные особенности.
Проблема влияния информационных войн на сферы деятельности государства и общества изучалась такими учеными, как А. Зиновьевым, Г.Г. Почепцовым, С.П. Расторгуевым и многими другими.
Информационная война используется для достижения политических целей уже давно. В ней применяются технологии, направленные на корректировку общественного восприятия. Арсенал современной информационной войны включает такие приемы, как ложь, переструктурирование информации, пропаганду и акции. Переписывание истории, искажение значения важных исторических событий изменяет облик нации, ставя под сомнение всё её достояние.
Само понятие «информационная война» зародилось 18 августа 1948 г., когда в США утвердили директиву 20/1 «Цели США в отношении России»[5]. В ней были представлены следующие цели: ослабление влияния Москвы, ослабление СССР в целом; создание в экономической зависимости.
Средствами исполнения этой директивы были идеологическая и пропагандистская деятельность.
Существует несколько классификаций информационной войны. Тем не менее, ученые до сих пор не могут сойтись в едином мнении в их определении. Выделим некоторые содержательные особенности информационной войны:
информационная война ведётся скрытно;
орудия противника не могут быть сильно повреждены;
современная информационная война ведётся в условиях полной информационной свободы;
информационная война покрывает своими действиями всю территорию страны;
оружие информационной войны может быть замедленного воздействия;
информационная война ведётся одновременно с продолжением отношений между противниками.
Наиболее сильный удар наносится по воспитанию и образованию молодежи. Одним из основных ресурсов информационной войны является человеческий, поэтому противник стремится переманить к себе молодых специалистов в научно-технической области.
Ущерб экономической и образовательной системам наносится с помощью «утечки мозгов», когда отток специалистов заграницу обесценивает денежные средства, затраченные на их подготовку. Согласно последним исследованиям «Высшей школы экономики» Россия занимает одно из последних мест по занятости населения в непрерывном образовании, при том, что граждане с высоким уровнем образования наиболее востребованы на рынке труда и, соответственно, оказывают положительное влияние на экономику государства [1].
Система образования формирует не только знания, умения, навыки и компетенции студентов, но и восприятие мира, мышление, мотивации, ценности молодёжи. Кроме того, она определяет отношение гражданина к своей стране. Внедрение противников в эту систему может привести к огромным научным, экономическим и культурным потерям.
Влияние на сознание граждан начинается с юного возраста. Этому способствуют снижение качества учебных изданий, содержащих опечатки и противоречащую фактам информацию, и недостаток часов на изучение предметов.
Ещё одним из способов влияния на умы является мифотворчество (например, обучение за границей считается намного качественнее и престижнее, чем на родине). Мифотворчество опирается на неумение людей критически анализировать события и факты.
Одной из задач образования должно стать формирование критического мышления у молодежи, которое должно помочь им ориентироваться в разрастающемся информационном пространстве, анализировать и фильтровать поступающую информацию. Тем самым можно предотвратить успешность некоторых информационных атак.
Подводя итоги, можно предположить, что напряжённая ситуация, возникшая в отношениях между многими странами, грозит увеличением количества информационных атак. Часть из них направляется на сферу образования, так как именно здесь формируется облик нации.
Список литературы
Гохберт, Л.М., Забатурина, И.Ю., Ковалева, Н.В. Индикаторы образования: 2016[Текст]: статистический сборник/ Л.М. Гохберт, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики» - М.:НИУ ВШЭ, 2016.-320 с.-350 экз.-ISBN 978-5-7598-1369-9(в обл.).
http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-voyny-tipy-i-osobennosti/[Текст] [Электронный ресурс] - Информационные войны: типы и особенности.
http://glavnoedeti.com/ [Текст][Электронный ресурс]- Информационная война в образовании.
http://www.socionauki.ru/journal/articles/136100/ [Текст][Электронный ресурс]- Специфика современной информационной войны: средства и цели поражения.
Containment. Documents of American Policy and Strategy 1945–1950 / ed. by T. Etzold, J. Gaddis. – N. Y., 1978.