К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Кожухова Е.Л. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность исследования проблемы профессионального стресса учителей обусловлена возрастающей ролью учителя в современном мире, в котором общество возлагает на него большую ответственность и предъявляет высокие требования. В связи с этим эмоциональная насыщенность деятельности учителя предполагает высокий процент факторов, вызывающий стресс. С одной стороны, при психоэмоциональном напряжении происходит мобилизация сил организма, что помогает в решении профессиональных задач. С другой стороны, стресс оказывает разрушительное воздействие как на учителя, так и на учебный процесс в целом. Ведь продолжительное и сильное состояние напряжение негативно сказывается на эффективность любой деятельности, в том числе и обучающей. Последствия ведут к различным формам дезадаптации, вплоть до психоэмоционального срыва.

Согласно сведениям Всемирной Организации Здравоохранения, среди профессий, которые в наибольшей степени подвержены стрессу, выделяют такие профессии как учителя, врачи, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов. Так же хочется отметить что ВОЗ упоминает о стрессе как о «болезни XXI века» и что эта проблема достигла масштабов «глобальной эпидемии».

На конференции 2015 года «Синдром выгорания — вызов XXI веку: Пути его коррекции в медицинской, психологической и педагогической практике» гендиректор учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов Владимир Богдашин заявил: "В России у 83% педагогов выявляется синдром профессионального выгорания". Так же отмечалось, что работа учителя связана с постоянным общением, поэтому они более подвержены эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации.

Термин «стресс» ввел в 20-е гг. XX века физиолог Уолтер Кеннон. Он определял стресс как универсальную реакцию организма, который в ответ на любое раздражение выбирает одну из двух стратегий: борьбу или бегство (fight-or-flight response) [1, с. 69].

В 1936 г. Ганс Селье назвал эту универсальную реакцию стрессом и определил её как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [3, с. 15]. Селье утверждал, что стресс может приводить к крайне негативным последствиям, таким как истощение, болезнь и даже смерть.

Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

  • стадию тревоги (на первой стадии организм вступает в борьбу с неким раздражающим фактором и пытается мобилизовать свои силы для противостояния ему).

  • стадию резистентности (адаптации) (на второй стадии происходит приспособление организма к новым условиям).

  • стадию истощения (если организм продолжительное количество времени подвержен напряжению, то происходит истощение сил организма, что может привести в болезни или даже к летальному исходу).

Деятельность учителя главным образом связана с профессиональным стрессом. Такой тип стресса выражается в физических и психических реакциях организма, возникающих при достаточно длительном отрицательном эмоциональном или экстремальном воздействии, связанном с трудовой деятельностью человека.

Н.В. Самоукина выделяет 3 вида профессионального стресса (дистресса) [2, с. 116]:

  1. Информационный – к возникновению стресса приводит перегрузка человека работой, когда человек не может справиться с возникшей перед ним задачей, не может принять важное решение, прежде всего, в условиях острой нехватки времени.

  2. Эмоциональный стресс связан с разрушением ценностей, внутренних убеждений человека. Эмоциональный стресс возникает при наличии эмоционального беспокойства, обиды, вины, несправедливости.

  3. Коммуникативный стресс связан со взаимодействием внутри коллектива. Может проявляться в повышенной раздражительности, агрессии, неумению отказать в просьбе, «в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения».

По нашему мнению, можно выделить несколько причин стресса, связанного с учительской деятельностью:

  1. Физические. К ним относятся условия труда: шум, плохое освещение, тесное помещение, недостаток ресурсов и т.д.

  2. Отсутствие гармоничных отношений в коллективе, конфликты. Конфликт означает противоборство чьих-либо интересов, взглядов, мнений. Можно выделить два пути протекания. Первый – это отстаивание собственных интересов, что предполагает затрачивание огромных эмоциональных ресурсов, второй – согласие с точкой зрения другого человека, что ведет к ломке собственных установок.

  3. Как отдельную причину можно выделить когнитивный диссонанс. Когда у человека возникают противоречия между двумя когнитивными элементами, он начинает испытывать внутренний конфликт. Для разрешения конфликта он должен выбрать одну из точек зрения. Если же выбор не осуществлен, то противоборство между когнициями запускает механизмы стресса.

  4. К причинам, которые непосредственно или опосредованно влияют – это отсутствие или избыток информации и отсутствие времени. Каждый день учителю приходится работать с огромными потоками информации, которая в свою очередь подлежит отбору, обработке и систематизации, что приводит к значительному затрачиванию временных ресурсов. Эти факторы как полагают специалисты могут стать основой для того чтобы даже небольшое раздражение переросло в стресс.

  5. Личные причины. Это конфликты в семье, потеря близких, финансовые затруднения, серьезные заболевания. К личным причинам также можно отнести личные характеристики: неуверенность в себе, страх неудачи, боязнь выступлений и т.д.

  6. Стресс может испытать человек, который испытал крупный успех. После достижения значимой цели часто наступает состояние пустоты. Желанная цель становится ненужной, может возникнуть апатия, безразличие. Становится непонятно зачем столько сил было затрачено на достижение результата.

В целом стресс учителя обусловлен многими причинами и носит комплексный характер.

Возможными последствиями стресса является апатия и отчуждение, цинизм, хронические прогулы и иногда решение прекратить преподавательскую деятельность, тогда в таких случаях говорят о профессиональном выгорании.

Термин «burnout» (англ. «выгорание, сгорание») впервые был введен в 1974 г. американским психологом X. Фреденбергом. Он определил выгорание как «состояние психического и физического истощения, вызванного своей профессиональной деятельностью» [6, с. 160]. Профессиональное выгорание развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоциональных, физических и умственных сил организма. «Выгорание» возникает в следствии длительной аккумуляции отрицательных эмоций без соответствующего освобождения от них.

В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания.

  1. Однофакторная модель. A. Pines, E. Aronson считали, что любой человек может испытывать стресс, «но выгорание возникает, когда потребности остаются неудовлетворенными, а надежды несбывшимися» [10]. В таких условиях человек не может определить чувство значимости от выполнения своей работы. Выгорание характеризуется физическим истощением, чувством беспомощности и безнадежности, а также развитием отрицательной самооценки и негативному отношению к работе, жизни, другим людям. Согласно данной модели эмоциональному выгоранию подвержены представители, прежде всего, социальных профессий (врачи, учителя, социальные работники и т.д).

  1. Двухфакторная модель (В. Шауфелл и др.). Данная модель очень схожа с моделью выгорания Маслач и С. Джексона. Но как считает Шауфелл редукция личных достижений может стать отправной точкой процесса выгорания, т.е. она может быть признана как признак раннего предупреждения выгорания. Вместо этого акцент должен быть сделан на ранних признаках истощения и изменившемуся отношению к самому себе. Таким образом, эмоциональное выгорание состоит из эмоционального истощения и деперсонализации [11, с. 49-50].

  1. Наиболее распространенной является многофакторная теория выгорания К. Маслач и С. Джексона. Они выделяют три основные структуры выгорания [8, с. 69]:

  • Эмоциональное истощение – человек ощущает себя беспомощным, безнадежным, никому не нужным. Происходят эмоциональные срывы, наблюдается усталость, физическое недомогание. Все чувства притупляются, человек становится безразличным к чувствам других.

  • Деперсонализация проявляется в эмоциональном отстранении и безличии. Формируется бездушное, циничное отношение у другим. Возникновение деперсонализации у педагога может выражаться в том, что учитель перестает воспринимать учеников как личность. Он рассматривает все поступки других с худшей точки зрения. Это может проявляться в нежелании контактировать с людьми, стремлении унижать, игнорировать просьбы.

  • Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) –характеризуется чувством принижения своих профессиональных качеств. Происходит негативная оценка своей компетентности и продуктивности. Человек чувствует неосуществимость своих задач и заранее готовится к провалу. Следствием может являться снятие с себя ответственности, снижение мотивации, изоляция от людей, избегание работы.

  1. Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab). Авторы выделяют три основные структуры выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Но в этом случае любой из факторов достижений может разделяться еще на два фактора [9, с. 22]. Например, деперсонализация может рассматриваться как связанная с работой, и деперсонализация, связанная с реципиентами; эмоциональное истощение может подразделяться на разочарование и уныние в работе и эмоциональное опустошение.

Здесь возникает главный вопрос: как преодолеть свой стресс и как не дать стрессу перейти в выгорание. Для профилактики стрессов самыми эффективными будут методы саморегуляции. Саморегуляция – способ управления своими эмоциями с помощью различных упражнений, компенсирующих воздействие неких раздражающих факторов. Данный способ ведет к снятию напряжения, тревожности, к восстановлению жизненных сил и повышению работоспособности.

  1. Естественные методы саморегуляции.

  1. Первое, что советуют специалисты – отвлечение. С помощью переключения внимания на другой объект можно предотвратить стресс. Когда человек думает о своей проблеме происходит зацикливание на предмете его раздумий, что ведет к нерациональному расходованию своей энергии и все большему углублению в стрессовую ситуацию.

  2. Увлечения и хобби помогают человеку расслабиться. Занятие любимым делом позитивно влияет на эмоциональное состояние человека.

  3. Во время стресса происходит выброс адреналина, что отрицательно сказывается на здоровье человека, а также происходит «торможение» всего организма. Чтобы избежать этого стоит вести здоровый образ жизни. Необходимо заниматься спортом, больше времени находиться на свежем воздухе, высыпаться и т.д. Так же физическая активность помогает отвлечься от эмоционального напряжения.

  4. Дыхание. Когда человек находится в стрессовой ситуации он дышит быстро и прерывисто, что приводит к напряжению всех мышц. Необходимо расслабиться. Нужно медленно сделать глубокий вдох и так же медленно выдохнуть. Представьте, что с каждым выдохом вы избавляетесь от стрессового напряжения.

  5. Необходимо провести целеполагание своей деятельности, составить список мотивов, побуждающих вас работать. Если приоритеты будут расставлены, это во многом сэкономит душевные силы.

  6. Уменьшение уровня притязаний снижает вероятность возникновения стресса.

  1. Искусственные методы саморегуляции.

  1. Аутогенная тренировка. Этот метод был разработан немецким психиатром И.Г. Щульцом в 1932 году. Методика включает в себя ежедневную практику занятий, которые длятся около 15 минут. Во время каждого занятия, практикующий повторяет набор визуализаций, которые вызывают состояние релаксации [5]. Данный метод способствует:

1. Уменьшению или управлению повторяющимися связанных со стрессом симптомов, таких как, проблемы со сном, беспокойство, лёгкая депрессия, усталость, астма, высокое кровяное давление, хронические боли.

2. Повышению общего доверия и благополучия.

3. Увеличению энергии и творчества.

4. Повышению трудовой производительности.

5. Снижению вероятности серьезного заболевания в будущем.

Цель всех упражнений – расслабление, направленное на мышцы, кровеносные сосуды, сердце, дыхание, брюшные органы, голову. После овладения шестью базовыми упражнениями происходит применение упражнений высшей ступени (аутогенная медитация) [4]. Эти упражнения позволяют нейтрализовать те отрицательные эмоции и переживания, которые возникли в стрессовой ситуации, что в результате приводит к освобождению от них. Аутогенная медитация позволяет оптимизировать высшие психические функции, с помощью образного мышления позволяет работать с глубинными проблемами, а также повысить свои творческие способности.

  1. Метод Биологической обратной связи (БОС). Эта техника используется для того, чтобы получить информацию о многих физиологических функциях, с помощью специальных средств, с целью научиться управлять этими функциями по собственному желанию. Идея БОС заключается в том, что путем использования силы своего ума и осознание того, что происходит внутри своего тела, можно получить больше контроля над здоровьем.

Исследователи не совсем уверены, как и почему работает биологическая обратная связь. Они знают, что БОС способствует релаксации, которая может помочь облегчить ряд условий, которые связаны со стрессом.

Во время сессии БОС, электроды прикрепляются к телу. Эти электроды посылают сигналы на монитор, который выводит показатели кровяного давления, ритма сердца, температуры и т.д. Когда человек находится в состоянии стресса, эти функции меняются. Частота пульса ускоряется, мышцы находятся в напряжении, кровяное давление повышается, дыхание учащается. Эти ответные реакции можно увидеть на мониторе, а затем получить немедленную обратную связь, о способах предотвращения стресса.

  1. Метод мышечной релаксации. В 1920-х годах американский ученый и врач Эдмунд Джекобсон разработал метод прогрессивной релаксации. Цель состояла в том, чтобы достичь психического спокойствия путем постепенного устранения мышечного напряжения за счет прогрессивной релаксации [7].

Существует два шага в процедуре релаксации: 1. Намеренное напряжение определенных групп мышц в течении 5-10 секунд; 2. Освобождение от напряжения в течении 15-20 секунд. Джекобсон советовал работать с этими упражнениями первые два месяца каждый день, затем постепенно уменьшать периодичность. После того как будут получены определенные навыки, он рекомендовал научится вызывать расслабление просто представив себе это чувство расслабления в определенной мышце, без её напряжения.

Прогрессивное расслабление мышц (PMR) является отличным методом для снижения общей напряженности тела. Релаксация оказывает значительное психологическое воздействие; через релаксацию мы можем улучшить конкретные аспекты нашей личности, укрепить положительные качества и изменить нежелательные привычки и взгляды.

Существует множество способов и техник психической саморегуляции. Одни являются достаточно простыми и понятными, другие требуют помощи и наблюдения специалиста, третьи довольно оригинальны и могут показаться странными, но эффективными. Методы саморегуляции эффективны в профилактике профессионального выгорания, так как ведут к сохранению физического и психического здоровья учителя, что будет положительно отражаться в профессиональной деятельности учителя.

Таким образом, знания причин и стадий профессионального стресса поможет учителю предвидеть момент перехода из стрессового состояния в выгорание и своевременно приступить к профилактике этого синдрома. Знания в этой области также будут способствовать снятию психоэмоционального напряжения, улучшению качества работы и производительности труда.

Список использованных источников и литературы:

  1. Кеннон У. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. / У. Кеннон. – Л.: Рабочее Изд-во «Прибой», 1927. – 175 с.

  2. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – 2-е изд./ Н.В. Самоукина. – СПб.: Изд-во «Питер», 2003. – 224 с.

  3. Селье Г. Стресс без дистресса. / Г. Селье. – М: Изд-во «Прогресс», 1979. – 123 с.

  4. Томас К. Переживание образов высшая ступень аутогенной тренировки. / К. Томас. – М : Изд-во «Эйдос», 1994. – 77 с.

  5. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка /пер. с нем. Сергея Дземешкевича. / И.Г. Шульц. – М : Изд-во «Медицина», 1985. – 32 с.

  6. Freudenberger H. J. Staff burn-out. / H.J. Freudenberger // Journal of Social Issues. – 1974. – Vol. 30, no. 1. – P. 159 – 165.

  7. Jacobson E. Progressive relaxation. — 2nd ed. / E. Jacobson. – Chicago: University of Chicago Press, 1938. – P. 493.

  8. Maslach C. A multidimensional theory of burnout. In Theories of Organizational Stress. / C. Maslach. - Oxford, UK: Oxford University Press, 1998. – P. – 68-85.

  9. Naudé J.L.P., Rothmann S. The validation of the maslach burnout inventory – human services survey for emergency medical technicians in Gauteng. / J.L.P. Naudé, S. Rothmann // Journal of Industrial Psychology. – 2004. –Vol 30, no. 3. – 21-28.

  10. Pines A. M., Aronson E. Career burnout: Causes and cures. / A.M. Pines, E. Aronson. – New York: Free Press, 1988. – P. 257.

  11. Schaufeli W.B., Dierendonck D., Bruunk B.P. Toward a process model of burnout: results from a secondary analysis // European journal of work and organizational psychology. – 2001. – № 1. 41-52

Просмотров работы: 565