ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОФИЦЕРА

Белицкий О.В. 1
1Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии» в г. Челябинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Офицерский состав ВС РФ – это категория военнослужащих, которая руководит и управляет воинскими коллективами, занимается их обучением и воспитанием. Военно-педагогические функции всегда занимали важное место в их деятельности. В современных условиях они существенно расширяются и усложняются, что предъявляет более важное требование к педагогической культуре офицера.

В настоящее время выделяют культуру общества и культуру личности, между которыми существует диалектическая взаимосвязь. Культура общества создается трудом народа и одновременно представляет собой необходимые условия для их существования.

В свою очередь культура личности предполагает профессиональную и специальную зрелость человека, сознательность и активность, умение строить свои отношения с товарищами по работе, поддерживать деловой и доброжелательный климат в коллективе, быть хорошим семьянином и т.д.

Одна из форм культуры личности офицера – педагогическая культура основанная на общей культуре, фундаменте личности. Благодаря этому личность имеет определенную ориентацию в мире, оказывается соответствующей требованиям своего времени: человек может развивать глубину суждений, обладать аналогичными способностями и концептуальным мышлением. Знание общей культуры для личности чрезвычайно велико, в том числе и для ее профессиональной деятельности [2]

Высокие требования к педагогической культуре офицера обусловлены необходимостью учета в учебно-воспитательной деятельности обилие новаций таких как: мудрые заповеди народной педагогики и индивидуальные приемы общения со священнослужителями; уровень информационной подготовки и компьютерной культуры офицера; гуманитарная направленность педагогической деятельности офицеров; проблемы педагогики и психологии деловых людей в системе рыночных отношений; готовность офицера к межнациональному общению и т.д.

Только офицер обогащенный знаниями и пониманием общечеловеческих ценностей, глубоко усвоивший отечественные культурные традиции, может стать подлинным воспитателем, заботливым наставником свих подчиненных и добиться наибольших результатов в своей профессиональной деятельности. В свою очередь нельзя воспитать и обучить будущего, по-настоящему высокопрофессионального офицера, если воспитать в нем культурного человека.

Педагогическая культура офицера – специфическое проявление общей культуры в условиях военно-педагогического процесса. Но нельзя думать, будто офицер с высоким уровнем общей культуры обязательно обладает и педагогической культурой. Она возникает под влиянием педагогической деятельности, будучи необходимым условием ее осуществления. Это достигнутый офицером уровень владения военно-педагогическим опытом, степень его совершенствования в своей деятельности, мера развития личности, и для каждого военнослужащего данный уровень, степень и меры различны. Следовательно можно говорить о высоком, среднем и низком уровне развития педагогической культуры того или иного офицера Отдельные компоненты педагогической культуры в зависимости от психологических свойств личности могут получить особую окраску. Это означает, что культура каждого офицера имеет самобытные, индивидуально неповторимые особенности.

Педагогическая культура офицера включает в себя общую и профессиональную эрудицию; высокий уровень психолого-педагогических знаний; культура познавательной деятельности; культура речи; культура педагогически направленного общения и поведения; культура внешнего вида; культура рабочего места; педагогическое мастерство.

Профессиональная эрудиция офицера базируется на глубоком знании военного дела, что в современную эпоху в действительности военнослужащего играет важную роль. Это вызвано появлением новых видов оружия и боевой техники, новых форм и способов боевых действий, а также высокой интенсивностью развития и обновления современного оружия и техники.

Благодаря глубоким знаниям общих основ военного дела, особенностей боевых действий, свойств и возможностей оружия и боевой технике офицер способен на занятиях и учениях создать реальную картину современного боя. Однако чтобы педагогически грамотно решить задачи обучения и воспитания подчиненных, он должен не просто знать соответствующее научное положение, законы, понятия и определения, но перерабатывать их в собственном сознании в интересах военно-педагогического процесса.

Военная служба – это особый род человеческой деятельности, связанный с постоянным напряжением духовных и физических сил, с экстремальными ситуациями, с тяготами, лишениями, риском, а при выполнении задач в боевой обстановке – с угрозой для жизни военнослужащих. Поэтому для эффективного и качественного обучения и воспитания воинов офицеру необходимо хорошо владеть психолого-педагогическими знаниями. Именно они выступают важнейшими средствами воспитательного воздействия.

Военно-педагогическая направленность является основным професионально-значимым свойством офицера. В нее входят интерес военного, стремление трудится в выбранной сфере, что после становится его образом жизни. Выражением данной направленность служат педагогические дела офицера, его отношение к людям, которыми он будет руководить и чувство ответственности перед ними. Стержнем является педагогическое побуждение офицера. Обладающий педагогической направленность офицер в военной службе добивается больших успехов.

Практика показывает что наиболее авторитетные офицеры обычно отличаются постоянным творческим поиском, неудовлетворенностью своего общекультурного и профессионального развития.

Помыслы и чувства, нравственные качества и гражданскую ответственность офицера определяет мировоззрение. В данной культуре становятся очевидны процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения офицером своих интересов, предпочтений, ценностей в профессиональной деятельности.

Культура мышления также связанна с культурой речи. Если офицер слабо владеет словом, то не может точно ясно и кратко излагать свою мысль. Так же это может существенно повлиять на отдания приказов своим подчиненным. Помимо этого, речь офицера является образцом для личного состава, формулирует их речевую культуру.

В структуре педагогической культуры офицера важное место занимает педагогически направленное общение и поведение. Все это проявляется в умение слушать собеседника, задавать вопросы, устанавливать контакты и понимать своих подчиненных, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. Маршал К. К. Рокосовский отмечал, что военному руководителю важно уметь «слушать солдат».

Военно-педагогическая деятельность офицера реализуется в повседневном общении с подчиненными, эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от педагогической направленности общения и поведения руководителя.

В военной службе есть определенная сложность в общении офицера и подчиненного. С одной стороны контакты между ними облегчаются, так как младшие офицеры проводят большую часть служебного времени с личным составом. С другой стороны их общение регламентируется требованиями воинского устава. Если в отношениях возникают элементы панибратства, это не должно отражаться на воинской дисциплине.

В лучших традициях Российской армии есть такое понятие как забота о чести мундира. Понятие воинской чести специально культивировалось, публиковалось специальные своды правил, в которых четко излагались требования к поведению военнослужащих.

Для офицера высокой профессионально-этической культуры характерна активная жизненная позиция, единство слова и дела, дисциплинированность, организованность, честность, скромность, достойное поведение и другие нравственные качества.

Важнейший компонент педагогической культуры является педагогическое мастерство. По мнению замечательного военного педагога А.В. Барабанщиков, педагогическое мастерство представляет синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи [1]. Важными элементами педагогического мастерства офицера должны стать педагогическая интуиция, умения и навыки в области педагогической техники, позволяющие военному педагогу с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.

Особое место в структуре мастерства военного педагога занимает педагогическая техника, включающая умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с подчиненными, управлять вниманием, навыки демонстрации своего отношения к поступкам подчиненных и др. Владение педагогической техникой позволяет офицеру-педагогу эффективно применять систему методов педагогического воздействия на отдельных военнослужащих и коллектив в целом. Педагогическое мастерство непосредственно зависит от авторитета офицера. «Совершенно понятно, – писал А. С. Макаренко, – что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем» [3].

Таким образом, педагогическая культура является важнейшим показателем профессиональной деятельности офицера, проявляющимся в степени овладения им военно-педагогическим опытом, уровнем его мастерства в военно-педагогической деятельности, а также уровнем развития его личности как военного педагога.

Литература

  1. Барабанщиков А. В., Муцынов С. С.Педагогическая культура офицера. М.: Воениздат, 1985.

  2. Военная педагогика/ Под редакцией О. Ю. Ефремовой. – СПб.: Питер. 2015

  3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Педагогика, 1983.

Просмотров работы: 1699