МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

Лысцова О.О. 1
1Сибирский Федеральный Университет, Институт педагогики, психологии и социологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, является одним из принципов построения дошкольного образования и важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте. В целевых ориентирах, представленных в ФГОС, на этапе завершения дошкольного образования ребенок способен: выбирать себе участников по совместной деятельности; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, а также обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства.

Тема становления межличностных отношений имеет большую актуальность в настоящее время, поскольку множество негативных явлений среди молодежи (жестокость, агрессивность, отчужденность и др.) имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Поэтому начинать формирование позитивных межличностных отношений следует в дошкольном возрасте.

Л.С.Выготский писал: «…через других мы становимся самим собой». «Личность становится для себя тем, что есть она в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности…» [2].

Проблеме становления детских отношений уделялось и уделяется значительное количество экспериментальных исследований. Это исследования О.В.Вакуленко, Т.А.Репина, Б.Е.Робинсон, А.А.Рояк, П.Скин, Е.О.Смирнова, В.Г.Утробина, К.Флейк, Хобсон.

Под межличностными отношениями понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [4].

Межличностные отношения включают:

  1. Восприятие и понимание людьми друг друга;

  2. Межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

  3. Взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компонентами межличностных отношений являются:

  1. когнитивный компонент (познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми);

  2. эмоциональный компонент (положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми);

  3. поведенческий компонент (мимика, жестикуляция, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом).

Этапы развития межличностных отношений:

1) Этап знакомства – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга;

2) Этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) Товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием [1].

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Одной из важных задач старшего дошкольного возраста является развитие и приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками, умение заводить друзей. У детей старшего дошкольного возраста дружеские отношения ещё недостаточно устойчивые, складываются по случайным и несерьезным мотивам. В последующем у детей в группе формируется осознанная система личных отношений. К началу школьной жизни у них уже более крепкие дружеские взаимоотношения. С возрастом у детей все ярче появляется осознанность своего положения в группе сверстников. Для каждого ребенка в группе формируются свои способы взаимодействия и общения. В групповой работе у ребенка удовлетворяется потребность в общении. Уровень этой потребности у детей разный, так же как и формат ее удовлетворения.

Отношения детей дошкольного возраста развиваются в игровой деятельности. В такой деятельности перед ребенком появляется необходимость в таких качествах, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников. В условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

Наше исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения №206 г. Красноярска. В исследовании участвовало 14 детей. Дети, принимающие участие в исследовании, посещают старшую группу дошкольной организации.

Цель данной работы: исследовать особенности детских отношений в дошкольном возрасте, складывающихся в группе детского сада.

Для этого нам необходимо уточнить:

- степень участия ребенка в действия сверстника;

- эмоциональную вовлеченность ребенка в действия сверстника;

- чувствительность ребенка к воздействиям сверстника;

- преобладающий эмоциональный фон в группе детей.

Гипотеза исследования: предполагается, что межличностные отношения со сверстниками у старших дошкольников будут в целом позитивными, но со сниженным уровнем сотрудничества и низким уровнем эмоционального переживания.

В исследовательской работе мы использовали следующие методики:

  1. «Наблюдение». Позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях;

  2. «Проблемные ситуации». Это игры и действия рядом, в которых дети могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь. Ребенок поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или нет, оценить действия, разрешить конфликт);

  3. «Незаконченные истории». Один из проективных методов, позволяющих выявить отношение ребенка к окружающим. Ребенок проецирует (переносит) свое Я (свои ожидания, представления и т.д.) на других людей [3].

Результаты всех методов констатирующего эксперимента оценивались по следующим критериям:

  1. Участие в действиях сверстника. Положительное (одобрение и поддержка); отрицательное (насмешка, ругань); демонстративное (сравнение с собой);

  2. Эмоциональная вовлеченность ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним;

  3. Чувствительность к воздействиям сверстника.Отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;

  4. Преобладающий эмоциональный фон. Проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

Использование данных методик дает достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка, но и позволяет вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношения выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений.

Рис. 4 - Преобладающий эмоциональный фон

Рис. 3 - Эмоциональная вовлеченность в действия сверстника

Рис. 1 - Участие в действиях сверстника

Рис. 2 - Чувствительность к воздействиям сверстника

 

В результате проведенного исследования удалось выявить следующее:

  1. В группе детей преобладает средний уровень участия в действиях сверстника (48%). Отсутствие данного показателя совпадает с высоким уровнем (см. Рисунок 1);

  2. Преобладающим является низкий уровень эмоциональной вовлеченности в действиях сверстника (33%) (см. Рисунок 3);

  3. Чувствительность к воздействиям сверстника находится на среднем уровне (46 %) (см. Рисунок 2);

  4. Преобладающим эмоциональным фоном, в группе детей, является позитивный (48%) (см. Рисунок 4).

Заключение: таким образом, можно сделать вывод о том, что приведенные выше этапы развития межличностных отношений были пройдены детьми не полностью или в негативном направлении. В связи с этим не у всех детей были сформированы доброжелательные и уважительные отношения среди сверстников (см. Рисунок 4). Необходимо помочь детям освоить процесс положительного взаимодействия друг с другом. Это можно сделать, если ребенок в группе сверстников сможет преодолеть страх контактов с другими детьми, попробует себя в разных ролевых отношениях, увидит рядом с собой сверстника, научится согласовывать свое поведение с поведением других, испытает со сверстниками общие эмоции, научится помогать другим, сопереживать и научится видеть и подчеркивать достоинства других.

Для достижения таких результатов в детском саду необходимо:

  • поддерживающая позиция взрослого по отношению к детям;

  • предпочтение малых групп в детской и детско-взрослой деятельности;

  • рациональное расположение и разнообразие сред группы детского сада;

  • поддержка самостоятельной игровой деятельности детей.

В дальнейшем мы предполагаем уточнить влияние этих условий на развитие позитивных межличностных отношений в старшей группе детского сада.

Список литературы:

  1. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1995, №10.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1983. – Т.5: Проблемы общей психологии. – 368 с.

  3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М./ Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158с.: ил. — (Психология для всех).

  4. Стеркина, Р.Б. Дошкольное образование в России: сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Р.Б. Стеркина // М.: "Издательство АСТ", 1997.

5

Просмотров работы: 1085