МАРКЕРЫ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА У ПОДРОСТКОВ С ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ В СОЧЕТАНИИ С ДИСФУНКЦИЕЙ ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МАРКЕРЫ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА У ПОДРОСТКОВ С ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ В СОЧЕТАНИИ С ДИСФУНКЦИЕЙ ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ

Паненко С.О. 1, Микашинович З.И. 2, Летуновский А.В. 2, Нагорная Г.Ю. 2
1ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрва России
2ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Метаболический синдром (MC) – это симптомокомплекс метаболических и гормональных нарушений, характеризующихся висцеральным ожирением, артериальной гипертензией, гиперурикемией, снижением толлерантности к глюкозе и гиперинсулинемией. В последние годы резко возрос интерес к проблеме МС. В некоторых регионах его распространённость достигает 20% от общей популяции [1-3]. В практическом плане немаловажно, что данное состояние обратимо – при соответствующем лечении можно добиться исчезновения или, по крайней мере, уменьшения выраженности основных его проявлений [9].

Диагноз МС может быть установлен с 10-летнего возраста, если у ребёнка или подростка имеется абдоминальное ожирение (АО) + 2 любых других вышеуказанных компонента МС [4]. В детском и подростковом возрасте не все компоненты МС встречаются одновременно, поэтому у лиц с эссенциальной артериальной гипертензией (ЭАГ) целесообразно исследовать отдельные признаки МС и их сочетания [5]. Проблема профилактики, совершенствования диагностики и лечения ЭАГ занимает ведущее место в детской кардиологии, т.к. данная патология регистрируется у 12-18% школьников [6].

Болезни желудочно-кишечного тракта (в т.ч. нарушения билиарной системы) также остаются одними из актуальнейших проблем педиатрии.

В настоящее время отмечается увеличение распространённости нозологических синтропий у детей, в т.ч. сочетание ЭАГ и различных форм дискенезии желчевыводящих путей (ДЖВП), что может быть связано с нарушением нейровегетативных регулирующих влияний, обусловенных генетической патологией.

Цель исследования: оценить частоту встречаемости маркеров МС у подростков с ЭАГ, обосновать их значимость как факторов риска данной нозологической синтропии.

Материалы и методы. Было обследовано 50 подростков в возрасте от 13 до 16 лет с диагнозом ЭАГ в сочетании с ДЖВП (основная группа). Из них: 28 юношей (56%) и 22 девушки (44%). Контрольная группа представлена 30 практически здоровыми подростками соответствующего возраста. Больные с вторичными формами артериальной гипертензии в исследование не включались. Определение показателей проводили на биохимическом анализаторе «Express-plus».

Дополнительно в плазме крови определяли содержание фактора Виллибранда, который также можно считать одним из маркеров МС [8]. Уровень фактора Виллибранда был определен на анализаторе гомеостаза «ACL-7000».

Определение уровня кортизола проводили радио-иммунологическим методом с использованием стандартных наборов «Иммунотех».

Для диагностики избытка массы тела и ожирения использовали перцентильные таблицы для соответствующего возраста и пола.

Результаты и обсуждение. При анализе массы тела у подростков с ЭАГ, установлено, что её увеличение имело место в 39% случаев, а ожирение – в 34% (увеличение массы тела обнаружно у 73% подростков с ЭАГ). При анализе контрольной группы увеличение массы тела выявлено у 15% подростков. Следовательно, наличие избыточной массы тела является ведущим фактором риска в развитии ЭАГ.

В исследовании ряда авторов продемонстрирована выраженная зависимость степени проявления метаболических нарушений от содержания кортизола в плазме [7]. В ходе исследования повышение уровня кортизола было отмечено у 64% подростков.

При МС в ряде случаев наблюдается снижение толерантности к глюкозе. В нашем исследовании гипергликемия была зарегистрирована только в двух случаях из пятидесяти.

В ходе работы было установлено, что уровень мочевой кислоты в основной группе на 34% превышал таковую в контрольной. Мочевая кислота является нейромедиатором, регулирующим соотношение между активностью симпатического и парасимпатического отдела нервной системы, таким образом, гиперурикемия является одним из факторов возникновения и развития ЭАГ.

Фактор Виллибранда (ФВ) является одним из показателей дисфункции эндотелия. Согласно данным литературы, это нарушение, степень которого определяется уровнем ФВ, не только свидетельствует об ЭАГ, но и является её патогенетическим звеном [8]. Поэтому его можно рассматривать как один из маркеров МС.

В ходе исследования было установлено, что содержание ФВ оказалось на 35,9% выше у подростков основной группы по сравнению с контрольной.

Выводы.

  1. Мономаркеры МС были выявлены у 38 подростков с ЭАГ в сочетании с ДЖВП, что составило 76% от общего числа обследованных подростков. При формировании ЭАГ у подростков с ДЖВП наблюдается увеличение массы тела, содержания в сыворотке мочевой кислоты, кортизола, фактора Виллибранда.

2. Обнаружение маркеров МС у подроствков с ЭАГ в сочетании с ДЖВП позволяет прогнозировать эволюцию МС, выделить их в группу риска развития сахарного диабета.

3. Для выявления МС у подростков целесообразно использовать комплекс методов лабораторной диагностики, включающих определение в сыворотке крови:

- концентрации мочевой кислоты

- уровня кортизола

- уровня фактора Виллибранда

- содержания глюкозы.

Литература

  1. Подачина С.В., Мкртумян А.М. Ожирение: новые возможности терапии // Эффективная фармакотерапия. Эндокринология. - 2013. - №5 (48).

  2. Волков В.С., Поселюгина О.Б. Эссенциальная артериальная гипертония и артериальная гипертония при метаболическом синдроме // Клин. медицина. - 2011. - № 2. - С. 64-65.

  3. Чазова И.Е., Мычкина В.Б. Метаболический синдром // Consilium medicum - 2002. Т. 4, №11.

  4. Шевченко О.П., Проскурничий Е.А., Шевченко О.А. Метаболический синдром.- М., 2004.-141 с.

  5. Плотникова И.В., Суслова Т.Е., Желтоногова Н.М. и др. Маркеры метаболического синдрома у подростков с артериальной гипертензией // Педиатрия. – 2007. - Т.86, №3.- С. 39-43.

  6. Леонтьева И.В. Артериальная гипертензия у детей и подростков. Приложение к Рост. вестн. перинатол. и педиат. Лекция для врачей.- М. 2009.

  7. Бупрова М.С. Метаболический синдром: клиника, патогенез, диагностика, подходы к лечению // Рост. мед. журнал .- 2001. - Т. 9. - №2.-С.56-61.

  8. Поливода С.Н., Черепок А.А. Фактор Виллебранда как маркер эндотелиальной дисфункции у пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы // Украинский ревматологический журнал.- 2000.- №1.- С. 13-18.

  9. Delles C. Dominiczak A.F. Arterial hypertension: new stakes for the new century. // Medicographia. - Vol. 34, No. 1, 2012. – P. 3 – 6.

Просмотров работы: 377