АНТИУТОПИЯ «ДЕТИ ПЕРЕСТРОЙКИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ»: 1990 – Е С ПОЗИЦИИ БИБЛИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНТИУТОПИЯ «ДЕТИ ПЕРЕСТРОЙКИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ»: 1990 – Е С ПОЗИЦИИ БИБЛИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В начале ХХI в. происходит переосмысление прошлых исторических эпох c позиций новых вызовов времени [2, с. 16]. Пристальное внимание вызывают переломные периоды в истории России, такие как революция 1917 г., крушение СССР и становление новой государственности. Особо актуальным является анализ эпохи «лихих» 1990-х годов, так как истоки большинства современных проблем коренятся в данном периоде [3, с. 144]. Вместе с тем, насущно необходимо рассмотрение данных эпох с позиции вечных ценностей.

Один из современных литераторов, творящих в стиле постмодернизм, заявил, что за все существование человечество создало только одну книгу – Библию. Все остальная литература – ремейк Библии [10]. Данное высказывание автор статьи, как воцерковленный человек, считает оригинальным и заслуживающим внимания.

Проанализировав современную художественную литературу, автор данного научного исследования остановился на произведении, вызвавшим у него особый интерес. Это антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» [9] современной писательницы, чей псевдонимом «Мария Магдалина» носит христианский оттенок. Как пояснила писательница, в честь своего ангела- хранителя. Более подробно о личности автора см. сайт mariamagdalena.ru [8].

Необходимо отдельно отметить, что из одного интервью стало ясно, автор – ученый, общественный деятель, кандидат исторических наук, автор многих исследований по истории православной церкви.

Роман – размышление о поколении, поколении тех, кто родился в 1980-е годы, и чья юность пришлась на «лихие» 90-е годы, на перелом эпох [4, с. 39]. Плохая или нет, но это была историческая эпоха. У автора историческое образование и он не может игнорировать те или иные эпохи, а только проанализировать.

В центре романа – христианские вечные темы соотношения добра и зла.

В романе есть богословские рассуждения о взаимопроникновении добра и зла, светлой тьме и тьме света. Даже эпиграф взят из Евангелия от Матфея, приведены слова Христа: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас: ибо многие придут под именем Моим» [7].

Автор позиционирует себя как православный, воцерковленный и в предисловии особо подчеркивает цель романа: если по окончании чтения антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» хоть 10 человек откроют Библию, значит все нормально. Необходимо отметить, что многих представителей поколения шестидесятников привел в церковь роман Михаила Булгакова при всей его неканоничности и неоднозначности!

Антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» уже вызвала широкий резонанс у критиков и одобрение у читателей.

Один из многочисленных критиков, которых больше чем настоящих писателей, открыл вместо Америки, что, мол, в образе Настоящего Христа, Спасителя России в романе изображен Путин.

Попутно необходимо отметить, что в интернете имеется высказывание одного священника, который, в подобающей терминологии высказался, что в романе «Дети перестройки. Предупреждение» писательница поведала о том, как в России боролись с Антихристом, и в результате победили его [8].

Имеются соответствующие высказывания представителей Православной Церкви, что терроризм «есть порождение Антихриста». Таким образом, в романе все равно зло побеждено, вне зависимости от названия, терроризм или Антихрист. В философско-эсхатологическом смысле Антихрист тоже является своеобразным террористом [6, с. 108].

Героев 12 во главе с лидером, это намек на евангельский сюжет, а предатель носит фамилию Власов. Автор предлагает небольшую загадку в стиле Дэна Брауна, кто они, эти герои? А в награду читатель становится соавтором, и его ждёт изысканное чтение. Позволим процитировать роман «Дети перестройки. Предупреждение»: «Россия. …Ты идёшь по дороге истории, ты идёшь, Россия – Магдалина в поисках Христа. Чтоб взял и поднял тебя, такую, как ты есть: прекрасную, грешную, многострадальную, ….» [7].

В романе много говорится о взаимоотношениях молодежи и Русской Православной Церкви. Русская культура и христианство, как неотъемлемая часть этой многовековой культуры, противопоставляется терроризму и экстремизму в книге писательницы «Дети перестройки. Предупреждение».

Для раскрытия сюжета необходимо привести аннотацию этого романа.

«Когда взрывают твой дом – сиди тихо. Когда взрывают твой дом – сиди, зажмурившись…». Серия взрывов в Москве (в романе отражены теракты на улице Гурьянова, в Манеже и другие), приключения, трагическая судьба, любовь и гибель подростков и все это на фоне реалий безумных «лихих» 90-х, таких недавних, и уже ставших историей. 1991 и байкеры, 1993 и скины, дефолт 1998 и готы… А также зацеперы, ролевики, фанаты и прочие 50 оттенков юности. Они все по-своему любили Родину, свою Россию. Об истинном и ложном патриотизме, о жестокости окружающего мира и юношеской дружбе, о хрупкости молодой жизни и прочности первого чувства…. Вот, вкратце, о чем роман.

Что будет, если террорист или украинский националист повлияет на нашу российскую молодежь? На обычных нормальных парней и девушек? Главный герой романа родился в Припяти, так сказать, «дитя Чернобыльского взрыва», а живет и действует в России [7].

В вышеназванной антиутопии неоднократно, тепло и с любовью дается описание Москвы, как «самого уютного места на Земле», где каждый обретет дом. Роман наполнен неподдельным патриотизмом: «Это Россия, которую так хочется любить. Это Россия, которую так трудно любить. Это Россия, которая так нуждается в любви» [7]. Тем страшнее угроза терроризма применительно к Москве и России.

Один из общественных деятелей, прочитав анализируемый роман, изрек, что Россия, сейчас, мол, в таком кризисе, что ее спасти может только Бог [5, с. 192]. Любая книга – интерактивный текст, отзывающийся на любые толкования.

Если у читателя возникли какие-то библейские ассоциации, это означает лишь одно: автору удалось поднять будничные проблемы на уровень вечных тем. Что же, некогда Джон Апдайк отождествлял свое заурядное детство с мифом о Кентавре. Детская наивность помогает верить в свою избранность, особенность.

Христос – абсолютное добро, Гитлер – абсолютное зло, дьявол во плоти. Это аксиома. А человек где-то посередине. И необходимо дорожить, что у Христа были хорошие идеи.

Вместе с тем, автор подчеркивает, что любое совпадение с реальностью в романе случайно, как и сама реальность. Это всего лишь сон, как и всё, что случилось в шальные 1990-е годы после перестройки [7] .

Подводя итог данного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» одно из самых ярких произведений современной российской литературы. Автор – православный писатель, скрывающийся под христианским псевдонимом «Мария Магдалина».

2. Используя метафору одного из духовных отцов, можно сказать, что в анализируемом романе говорится, как в 1990-е в Россию пришел Антихрист, и как его победили в 2000-е.

3. Антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» – роман, который рассматривает актуальные проблемы. Этот роман обязан прочитать каждый.

Данная статья является законченной научно-исследовательской работой; материалы исследования могут быть использованы в практике научной и преподавательской деятельности.

Список использованной литературы:

1. Баринова Н.В. Инновации в высшем образовании. // Инновационное развитие российской экономики Материалы конференции, VI Международный научно-практический форум. 2013. С. 36-39.

2. Ермолов А.Ю.Лабиринты модернизации. // Российская история. 2014. № 1. С. 12-17.

3. Косорукова М.И. Культура России на рубеже ХХ-ХХI вв.: тенденции и перспективы (Общая характеристика) // В сборнике: Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития сборник научных трудов. Москва, 2014. С. 144-148.

4. Косорукова М.И. Роль культуры в воспитании молодежи в современной России //В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. 2016. С. 38-46.

5. Косорукова М. И. Культурное наследие России как ресурс ее возрождения и развития // Наука и школа, МПГУ, 2013. № 6. С. 188-193.

6. Косорукова М.И. Национальная идея и ее роль в развитии русской культуры за рубежами России (20 - 30-е гг. XX века). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2004.

7. Мария Магдалина. Дети перестройки. Предупреждение. М., 2017.

8.Сайт mariamagdalena.ru

9. Холмогоров Е. С. Русский проект: реставрация будущего. М., 2005.

10. Холодный В. И. Поисковая аксиологическая метафизика. М., 2016.

Просмотров работы: 458