АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПАРАДОКСЫ КУЛЬТУРОГЕНЕЗА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПАРАДОКСЫ КУЛЬТУРОГЕНЕЗА

Жигалов А.В. 1
1Самарский Государственный институт культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В исследовании антропологических оснований культуры я буду опираться на концептуальные идеи известного американского ученого Лесли Алвина Уайта.

Рассмотрим те условия, благодаря которым человечество поддерживает свое существование на планете. Главными являются базовые факторы поддерживающие жизнеобеспечение биологической основы людей: питание, дыхание, сон, температурный режим, защита от негативных проявлений окружающей среды и агрессивного поведения других организмов, размножение. Человек стремится к этим целям точно так же, как это делают все прочие животные. Однако человек отличается от животных не в целях, но в средствах [3,с.46]. Невозможность удовлетворить базовые потребности ведет к гибели индивида.

Целесообразный полезный труд явился тем необходимым условием, благодаря которому человек сформировался на нашей планете и выжил на ней в условиях жесткой конкуренции с представителями других видов животного мира. Именно с процессом преобразования природных условий в ходе эволюционного развития формировалось физиологическое строение (например, функции рук и органов речи, усовершенствовались органы чувств) и, самое главное, производительная деятельность преобразовала структуру психики животного в сугубо человеческую сознательную и осмысленную рефлексию. Таким образом, с одной стороны человек воздействует на предметы труда, преобразуя их для своих целей, а с другой стороны предметы, посредством трудовой деятельности, развивают самого индивида. Именно необходимость коллективных действий выработала в психике человека способность к символизации, с помощью которой в свою очередь развился мыслительный процесс. Сплоченный коллектив, способный координировать совместные действия, обмениваться идеями и аккумулировать знания, позволил виду Homo Sapiens сохранить и увеличить свою популяцию и встать на господствующий уровень животного и растительного мира.

Вторым условием становления человека стал другой важный фактор - способность определять себя как субъекта деятельности, раздвоение сущего на объект и субъект [1,с.140]. Так в процессе культурогенеза, в эпоху первобытности люди научились в своих совместных действиях различать: свою субъектность, субъектность другого, объектное бытие. Данные факторы повлияли на дальнейшее развитие и дифференциацию психики человека. Таким образом, человечество начало продуцировать особый вид внетелесной субстанции - культуру, то есть создавать искусственную среду обитания - "вторую природу". Функция культуры состоит в налаживании связи человека с его природной средой: с одной стороны с местом обитания на земле и с окружающим космосом; с другой стороны - с такими же, как он, людьми. Иными словами назначение культуры, прежде всего, в том, чтобы удовлетворять потребности человека. Эти потребности можно разделить на две категории:

1. Удовлетворяемые за счет эксплуатации ресурсов окружающей среды.

2. Удовлетворяемые исключительно за счет ресурсов человеческого организма.

Культура имеет четыре основных компонента: технологический, идеологический, социальный, а так же категорию чувств и оценок.

Технологический сектор характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технологических средств и орудий труда, тип жилищ и т. п. У человека как биологического вида это кумулятивный и прогрессирующий процесс [2,с.56].

Идеологический сектор состоит из представлений, идей, верований, обычаев, различных видов знаний.

Социальный компонент включает в себя общественные отношения и соответствующие им типы поведения, включая системы родства, экономические, военные, этические и др. Социальная организация не менее необходима для эффективной жизнедеятельности и выживания человеческого вида [2,с.57].

Чувства или установки формируют субъективный аспект, без них человек не отличался бы от животных [2,с.55].

"Пучком" мотиваторов и реализаторов поведения в культуре являются:

1) потребности человека - пусковой механизм любой деятельности;

2) способности - позволяющие удовлетворять и развивать потребности;

3) умения - превращают способности в реальные поступки.

Эта цепочка фиксирует механизмы, необходимые и достаточные для порождения деятельности [1,с.143].

Человек является не только творцом культуры, но и ее творением. Вне человеческого общества индивид не сможет развиться.

Как и все сущее, культура не возникает из пустоты. Для ее формирования необходима энергия. Растения получают ее непосредственно от солнечных лучей и с помощью процесса фотосинтеза превращают в органические соединения. Животные, в том числе человек, существуют за счет солнечной энергии запасаемой растениями.

Культура прогрессирует по мере того, как увеличивается количество энергии, используемое из расчета на душу населения, а так же по мере увеличения эффективности и экономичности средств контроля над энергией [2,с.108].

В этом тематическом ракурсе важно проанализировать противоречия между основаниями культурогенеза и деятельностью индивида, используя диахронический метод и метод моделирования.

На заре своего существования, когда человек только начинал использовать способности к символизации, продуцируемый им культурный феномен был невелик. Связано это с низкой производительностью добывания пищи охотой и собирательством. Социальная организация представляла собой общинно-родовой строй. Добываемые средства распределялись поровну между всеми членами группы. Группы локализовались на территории, исходя из принципов достаточности природных ресурсов для пропитания племени и невмешательства в ареал обитания других племен. Своеобразный древний "коммунизм".

В эпоху неолита произошла так называемая "неолитическая революция", переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Земледелие, как наиболее совершенный и стабильный способ добычи продукции, сконцентрированный на определенной территории, привел к возникновению первых городов, а затем государств. Получение избыточного продукта позволило освободить часть общества от непосредственного производства продуктов питания и содействовало его дифференциации в трудовой и социальной сферах. Это был необходимый, эволюционно опосредованный акт в процессе развития человечества. Благодаря централизованному управлению произошел рост и совершенствование культуры технологического сектора, детерминированная им идеологическая сфера обогащалась новыми образами, знаниями, верованиями. С другой стороны, проявились негативные аспекты в психической установке людей. Возникла проблема отчуждения человека от результатов труда и самого труда. Для многих людей труд стал восприниматься не как необходимый акт, приносящий удовлетворение не только в материальных ценностях, но и творческому началу в человеке, а как тяжелая необходимость для обеспечения этих потребностей. Концентрация значительных материальных ресурсов и власти у правящей верхушки привела к превосходству одной группы людей над другой. Осознание того факта, что не затрачивая собственной энергии на добывание материальных средств, можно черпать ее у других, привело к расслоению общества на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых. Вначале данное явление практиковалось внутри общины, затем привело к завоевательным походам и, как следствие, рабовладению. Если просмотреть историю нашей планеты с начала возникновения первых цивилизаций, не найдется ни одного дня, когда не существовало бы вооруженных конфликтов. Главная опасность настоящего времени заключается во все более стремительном развитии технологического сектора культуры, в том числе создании мощного оружия массового уничтожения, что, при дисбалансе с психическим развитием человечества, представляет серьезную угрозу. Если, согласно концепции многих ученых, филогенез повторяет онтогенез, то человечество является в настоящий момент подобным подростку "переходного периода". Представим что этот неуравновешенный, гиперамбициозный тинэйджер управляет реактивным самолетом-бомбардировщиком. Последствия могут быть катастрофическими.

Другим негативным последствием безудержной технологизации культуры стал перерасход природных ресурсов, истощение которых приведет к печальным последствиям. Как писал выдающийся философ истории культуры Моисей Самойлович Каган: " Только гармония культуры и природы способна быть альтернативой самоубийству культуры, а значит - гибели человечества" [3,с.69]. Перерасход ресурсов обусловлен неуемной алчностью индивидов к материальным средствам и желание возвысить собственный престиж с помощью финансовых средств и внешних атрибутов. В качестве примера могу привести такой незначительный, на первый взгляд, факт, как приобретение больших мощных автомобилей для демонстрации индивидами своего статуса. Если в древние времена для этих целей люди украшали себя перьями и татуировками, то в наше время средством демонстрации стал большой внедорожник. Изменилась только форма фетиша, мышление осталось прежним. Передвижение исключительно на собственном автомобиле, без особой необходимости, приводит: к загрязнению окружающей среды; малоподвижному образу жизни самого владельца, негативно сказывающемся на его здоровье; созданию заторов на дорогах, и, как следствие, неэффективной производительности труда подвижного состава промышленных и иных предприятий; увеличению добычи нефтяных ресурсов; травматизму на дорогах (тем более, что окрыленный финансовыми возможностями индивид зачастую пренебрегает правилами дорожного движения).

В сфере социального сектора проблема заключается в несправедливой редистрибуции. Именно редистрибуция, вкупе с отношением к средствам производства, лежит в основе того или иного социального строя. Чрезмерная концентрация материальных средств у небольшой группы индивидов и невозможность удовлетворить в полной мере базовые потребности другой, более многочисленной группе, непосредственно создающей блага, приводит к противоречию с энергетическими условиями прогресса культуры и, как следствие, к резкому снижению её уровня. Прогресс переходит в регресс. Кроме того увеличение напряженности между классами зачастую выливается в кровопролитные конфликты.

Парадокс современности заключается в том, что культура, выработанная человечеством как способ приспособления к окружающему миру, начинает "работать" в обратном направлении. Во что может вылиться подобная трансформация социума, при его очевидном конфликте с основными факторами условий сохранения жизни? По моему мнению, ответ очевиден: человечество может погубить война с использованием оружия массового поражения, экологическая катастрофа, деградация вида Homo sapiens. Законы эволюции беспощадны. В определенной точке возврата назад уже не будет. Либо в деятельности высшей нервной системы людей произойдут качественные преобразования, откроются новые возможности психики, и люди построят совместное сосуществование на иных принципах.

В связи с этим, людям необходимо задуматься над своими потребностями, целями и стремлениями. Наше собственное будущее в грядущих поколениях. Поэтому необходимо, кроме удовлетворения собственных потребностей, создавать прочную платформу нашим потомкам. Идти параллельно с природой, не только используя ее ресурсы, но и возобновляя их. И главной задачей на этапе современного развития, является переустройство социальной системы общественных отношений. Ибо, как нам подсказывает Лесли Уайт: "Выживание нации требует подчинения частного права всеобщему благополучию, части - целому. Социальная эволюция неизбежно влечет за собой более высокий уровень интеграции, более высокую концентрацию политической силы и контроля" [3,с.416].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган. - С.-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1996.

2. Уайт, Л. Избранное: Эволюция культуры [Текст] / Л. Уайт. - М., РОССПЭН, 2004.

3. Уайт, Л. Избранное: Наука о культуре [Текст] / Л. Уайт. - М., РОССПЭН, 2004.

 

8

 

Просмотров работы: 396