ВИЛЛЕМ БАРЕНЦ И ЕГО РОЛЬ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВИЛЛЕМ БАРЕНЦ И ЕГО РОЛЬ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

Стрелков И.И. 1
1Санкт-Петербургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Период времени от XV до XVII века в истории человечества принято считать Эпохой великих географических открытий. В этот период времени европейцы открывали новые земли и морские пути в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках торговых партнеров и экзотических товаров, имевших большой спрос в Европе. Понятие великие географические открытия, включает в себя, в первую очередь, первопроходческие морские путешествия португальских и испанских моряков:

– экспедиция под руководством Христофора Колумба в «Индию» в 1492 г., в итоге которой для Европы был открыт Новый Свет – Америка;

– в 1498 году португалец Васко-да-Гама, обогнув Африку, достиг Индии.

Вскоре (1512 г.) португальские моряки достигли «островов пряностей» – Молуккские острова. Открытия следовали одно за другим – в 1513 году португальцы высадились в Китае, а в 1522 году Фернан Магеллан, португалец, состоявший на службе у испанского короля, впервые обогнул Земной шар.

Таким образом, к началу XVI века, на европейском рынке Испания и Португалия чувствовали себя полными хозяевами. Они держали в руках торговлю с восточными странами, заблокировав для других стран, открытые ими торговые пути. Во второй половине XVI века Нидерланды, ранее находившиеся под испанским владычеством, обрели независимость и очень скоро заняли одно из первых мест среди ведущих морских держав. Молодая голландская республика лихорадочно искала возможность установить надежные торговые отношения со странами Юго-Восточной Азии. Голландское правительство и купеческий союз пришли к выводу, что необходимо искать обходной путь через северные ледовитые моря. В те времена существовало предположение, что где-то в районе северного полюса имеется незамерзающая акватория и существует северо-восточный проход, по которому можно попасть в Индию и Китай. Эта идея сулила очень большие прибыли и заставляла купцов вкладывать серьезные деньги в исследование Арктики.

Арктикой (в переводе с греческого "страна большого медведя») называется область вокруг Северного Полюса, включающая Северный Ледовитый океан и его моря, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка. Эта обширная территория, простирающаяся приблизительно на 1/6 часть земной поверхности, всегда привлекала внимание народов прилежащих к ней северных стран. Множество исследователей, преодолевая немыслимые трудности, покоряли ледяные просторы, чтобы составить карту арктических морей и островов, которая была так необходима для освоения полярной области Земли.

Представители разных народов посвятили жизнь крайне опасным полярным путешествиям. Многие из них трагически погибли в бескрайних снегах. Их имена остались на карте Арктики. Это норвежцы Р. Амундсен и Ф Нансен, американцы Р. Пири и Д. Франклин, итальянец У. Нобиле, наши соотечественники: братья Лаптевы, С. Дежнев, М. Вагин, Я. Пермяков, В. Русанов, Ф. Литке, Г. Седов, С. Челюскин и другие. В плеяде этих знаменитых полярных исследователей одно из первых мест занимает выдающийся голландский картограф, навигатор, руководитель трех полярных экспедиций Виллем Баренц.

ВИЛЛЕМ БАРЕНЦ И ЕГО ОТКРЫТИЯ

Виллем Баренц родился приблизительно в 1550 г. (точная дата не известна) на голландском острове Тер-Шиллинг. О родителях и детстве будущего путешественника мы практически ничего не знаем. Будучи по специальности картографом, он, совместно с Петером Планциусом, издал Атлас средиземноморья. К моменту организации первой северной экспедиции Баренц жил в Амстердаме.

В 1594 году голландский парламент приступил к организации исследовательской экспедиции, целью которой было "проникнуть в северные моря, открыть царства Китая и Хана, лежащие к северу от Норвегии и Московии и по соседству с Татарией". На деньги, выделенные парламентом, снарядили 2 корабля "Лебедь" и "Посланник", под командой адмирала Корнелиуса Нея и Бранта Эйсбранца. Муниципалитет Амстердама, в свою очередь, придал флотилии 1 корабль по имени "Меркурий" и шхуну, командование которыми предложили принять В. Баренцу. К этому времени было предпринято уже несколько попыток пройти из Европы на восток северными морями, но все они закончились неудачно.

5 июня 1594 года суда покинули причал на острове Тексель. 22 июня корабли достигли острова Кильдин, их плавание вокруг Скандинавского полуострова прошло без осложнений, чему благоприятствовала хорошая погода и спокойное море. Суда встали в устье реки Колы. Голландцы познакомились с русским населением Колы и лопарями-кочевниками. Затем флотилия разделилась: "Лебедь" и "Посланник" пошли на восток к проливу Югорский шар, а корабль Баренца и шхуна направились на северо-восток4 июля перед командой «Меркурия» открылась панорама северной оконечности Новой Земли, которую Баренц назвал Ледяным мысом (ныне – мыс Карлсона). В этот же день, находясь на широте 76, голландцы открыли остров, который назвали о. Вильгельма. На берегу острова были обнаружены останки русской ладьи. 13 июля суда Баренца поднялись до широты 77, здесь море было скованно льдами. По сохранившимся небольшим разводьям корабли медленно плыли на восток, вскоре они подошли к группе небольших островов и стали здесь на якорь. Эти острова назвали Оранскими в честь тогдашнего правителя Нидерландов Морица Оранского. На новооткрытых островах моряки узрели никогда ранее не виданных животных. Геррит де-Фер, так описал их в своих записках: «Эти морские чудовища размерами гораздо больше быков, живут в море, пасть их подобна львиной, имеют четыре лапы и лишены ушей, производят одного или двух детенышей. Увидев нас, морж поплыл к лодке и чуть не вонзил зубы в корму. Люди подняли такой крик, что он в испуге удалился». Моржи своим видом так напугали европейцев, что Де-Фер сделал вывод: «охотиться на них можно только из пушек». Но голландцев уже охватил охотничий азарт, и, найдя уже впавшего в спячку белого медведя, они попытались убить его из мушкета. Раненый медведь бросился в воду и поплыл. Моряки на лодках догнали и закололи его.

Оранские острова были самой северной точкой, которой достиг Баренц во время первой экспедиции. Баренц горел желанием продолжить движение на север. Однако команда категорически воспротивилась и стала требовать возвращения. Баренц вынужден был подчиниться.

Отсюда суда двинулись назад вдоль западного побережья Новой Земли. По пути Баренц обследовал около 300 км прибрежной территории, составил карту мелко изрезанного побережья. Двигаясь в этом направлении, он неоднократно обнаруживал следы пребывания русских поморов. "Меркурий" взял курс на остров Вайгач, где и встретился с двумя другими кораблями, которые прошли через пролив Югорский шар и вышли в Карское море. Флотилия воссоединилась и благополучно возвратилась в Амстердам.

Голландский парламент результатами экспедиции был очень доволен. Однако в отчет вкралась существенная неточность: на основе собственных наблюдений и рассказов поморов голландские моряки сделали ошибочное заключение. Они решили, что дошли до крайней оконечности Татарии (Сибири), откуда надо поворачивать, чтобы достичь Китая. В своем заблуждении Баренц не подозревал, что между побережьем Карского моря и крайней восточной точкой материка лежат многие тысячи километров.

Окрыленные успехом, парламентарии сразу приступили к формированию второй экспедиции. Теперь флотилию увеличили до 7 кораблей. Её главным штурманом был назначен Баренц. Командовал флотилией, как и в прошлый раз, адмирал Ней. Экспедиция стартовала 18 июня 1595 г. К осени корабли оказались в Карском море, вблизи острова Вайгач. Здесь путешественники столкнулись с неблагоприятной ледовой обстановкой и сильным встречным ветром. Встреченные по пути русские поморы говорили, что погода вскоре должна измениться, однако руководитель экспедиции адмирал Ней, не желая рисковать и подвергать себя лишениям, настроил команду на возвращение. Был составлен документ следующего содержания: "Мы, нижеподписавшиеся, объявляем перед Богом и перед миром, что сделали все, что от нас зависело, чтобы проникнуть через Северное море в Китай и Японию... Наконец мы увидели, что Богу не угодно, чтобы мы продолжили наш путь и что надобно отказаться от предприятия. Посему мы решились как можно скорее возвратиться в Голландию..." Под этим документом подписалась вся команда, кроме Баренца. Он упорно уговаривал моряков идти дальше и, в случае необходимости, остаться на зимовку. Его не слушали. Флотилия вернулась в Амстердам, не выполнив поставленной задачи.

Голландские парламентарии были разочарованы и отказались финансировать дальнейшие исследования в северных широтах. Так бесславно закончилась в 1595 г. вторая экспедиция.

Однако выгода, которую сулило открытие северо-восточного прохода, не давала покоя голландским купцам. Последние стимулировали правительство назначить премию тому, кто первый пройдет северным путем в страны востока. В 1596 году Генеральные штаты (голландский парламент) выделил значительную денежную сумму в качестве премии и сенат Амстердама приступил к организации Третьей северной экспедиции.

Снарядили два небольших корабля, капитаном одного из них был назначен Ян Рийп, второго – Якоб Хемскерк. Штурманом при Хемскерке на втором корабле стал Виллем Баренц. Это назначение было следствием происков адмирала Нея, который не мог простить Баренцу разоблачение его неблаговидного поведения во время второй экспедиции. Однако, несмотря на то, что Баренц не стал капитаном, он был фактическим руководителем экспедиции, поскольку это был самый опытный, смелый и решительный член экипажа, который на этот раз состоял из добровольцев, готовых к любым трудностям опасного плаванья и зимовок.

10 мая 1596 года корабли вышли из Амстердама. Путешественники считали, что в это время ледовая обстановка будет более благоприятна. В начале июня экспедиция миновала Нордкап, после чего возникли разногласия по поводу дальнейшего курса: Рийп предлагал продолжать движение на северо-восток, тогда как Баренц считал, что надо идти в восточном направлении. Рийп настоял на своем. Двигаясь избранным курсом, моряки вскоре обнаружили не известный ранее остров, на котором им удалось убить белого медведя. В память об этом событии остров был назван Медвежьим. 19 июня на горизонте появилась земля, которую голландцы поначалу приняли за Гренландию. Горы этой страны были покрыты льдом, имели острые вершины и поднимались от самой кромки воды. Так был открыт еще один остров, который назвали Шпицбергеном, что значит "горы с острыми пиками". Обследовав большую часть побережья западного Шпицбергена, корабли из-за скопления льда вынуждены были вернуться к Медвежьему.

Здесь флотилия разделилась. Корабль, которым командовал Рийп, пошел на север, а Хемскерк взял курс на восток, как того хотел Баренц. 17 июля они достигли Новой Земли и повернули на север. Вблизи северо-восточной оконечности острова их корабль был раздавлен льдами близь северо-восточного берега Новой Земли. Стало ясно, что зимовки не миновать. Это была первая зимовка европейцев в Арктике. Решившись остаться на зиму голландцы, конечно, не представляли всех ужасов полярной зимовки.

Люди покинули корабль, выгрузив с него продовольствие, инструменты и прочее снаряжение. Обо всем, что случилось дальше нам стало известно из дневника де-Фера – хирурга и парикмахера экспедиции

В Ледяной гавани, на северной оконечности Новой Земли (сейчас это место называется Спорый Наволок), из частей корабля и плавника, найденного на берегу (остров представлял собой голые камни, на которых ничего не росло), под руководством корабельного плотника моряки сколотили довольно прочный домик с дверью и очагом посередине. Трубу смастерили из бочек. Бревенчатые стены проконопатили по всем правилам корабельной науки, но этого оказалось недостаточно: полярные ветры продували жилище насквозь. Крышу сделали из парусины, натянутой на раму и укрепили слоем песка. Эта крыша защищала зимовщиков до самой весны. Нары оборудовали вдоль стен.

Люди отчаянно боролись за свою жизнь, работали, не зная отдыха. Работа помогала не впасть в отчаяние. Осень была короткой, вскоре грянули морозы, которые крепчали с каждым днем. К домику зачастили голодные белые медведи, их визиты причиняли самые большие неприятности: медведи уничтожали скудные продовольственные запасы, нападали на людей. Бороться с ними было сложно, так как оружие того времени не обладало достаточной силой, чтобы убить такого огромного зверя. Тем не менее, голландцы научились охотиться не столько с помощью оружия, сколько с помощью капканов и ловушек. Они перебили немало зверья (песцов, медведей), их мясо играло большую роль в рационе зимовщиков, а из шкур шили одежду и одеяла.

Наступил такой день, когда солнце, опустилось за горизонт и больше не взошло. За стенами избушки ревела вьюга, на крыше скреблись голодные песцы. Радовало только одно – медведи прекратили набеги и залегли в спячку. Люди заперлись в своей избушке, постоянно поддерживая огонь в очаге. Однако с наступлением больших холодов, дым перестал выходить в трубу, он заполнял помещение, не давал дышать, ел глаза. Люди страдали от холода, сырости и тоски. В избушке были часы с маятником. Эти часы стали предметом всеобщего внимания: их заводили, боясь в полной темноте потерять счет времени. Однако наступил момент, когда от холода часы остановились и больше не пошли. Чтобы не поддаться отчаянию, укрепить тело и дух, зимовщики придумывали различные занятия. Снятый с мачты клотик (деревянный шарик) использовали для игры в хоккей и увлекались этой игрой пока сильные морозы не загнали их в дом. Лишенные возможности выходить наружу, голландцы изобрели несколько комнатных игр. Автор записок Де-Фер, изобретательный весельчак, организовал любительский драмтеатр. Когда дело пошло к весне он же придумал гольф с упрощенными правилами и люди с увлечением отдавались игре на свежем воздухе.

У зимовщиков было с собой несколько книг, в том числе «История Китая» Мендоса. Эту книгу Баренц взял с собой в путешествие, надеясь по дороге прочитать её. Книга оказалась чрезвычайно полезной: её читали и перечитывали вслух и каждый по очереди. Когда по расчетам зимовщиков наступило 31 декабря, они встретили Новый год, устроив настоящий пир, на котором, в отличие от будничного меню, составленного, в основном, из соленого или копченого мяса песцов, люди лакомились оладьями, а также гренками, смоченными в вине. При этом произносили торжественные речи и пели.

Не меньше, чем о развлечениях, зимовщики заботились о чистоте. У них была приспособлена бочка, в которой каждый мог принять ванну раз в неделю. Де-Фер отмечал, что купание немало способствовало сохранению здоровья.

Время шло и однажды Хемскерк, выйдя из занесенного снегом домика, громко закричал. Все бросились к нему и застыли от удивления: солнце, появления которого они ждали не раньше, чем через две недели, сияло над горизонтом. Оказалось, что зимовщики ошиблись в расчетах.

Но картина, которую осветило солнце, была весьма печальной. Зима не прошла даром для зимовщиков: это были изможденные от голода люди, многие из них были поражены цингой. Особенно тяжелое положение было у самого Баренца. С весной проснулись изголодавшиеся за зиму медведи и стали донимать людей еще больше, чем прежде. Они забирались на крышу, пытаясь разорвать парусину, и даже прорывались в сени.

Надежда на то, что с началом таяния льдов удастся освободить корабль, рухнула. Подтаявшие льдины отнесли судно далеко в море и в нескольких местах проломили борта. К счастью, моряки еще осенью догадались перенести спасательные шлюпки с корабля на берег. Когда их очистили ото льда и снега, выяснилось, что шлюпки серьезно пострадали. В бортах были пробоины. Шлюпки удалось починить с помощью досок с покинутого корабля к середине июня, после чего их спустили на воду и погрузили в них остатки продовольствия. Баренц был так болен, что его пришлось нести на руках. Моряки провели шлюпки по узкому проходу, образовавшемуся между берегом и ледяным полем. Они снова обогнули Ледяной мыс, и пошли на юг вдоль берега Новой Земли.

По дороге 20 июня 1597 года Виллем Баренц скончался. Вскоре после Баренца умерло еще два матроса. Нет никаких сведений, где и когда был похоронен Виллем Баренц. Предполагали, что его могила может находиться на Новой Земле, но многократно организованные поиски окончились безрезультатно. Вероятнее всего его похоронили во льдах, так как на шлюпках было сложно подойти к берегу.

Только через семь недель утлые суденышки добрались до Колы, где их приняло на борт русское торговое судно. От русских моряков зимовщики узнали. Что неподалеку стоит голландское судно. Это был корабль Рийпа. Выяснилось, что после того как корабли разошлись, Рийп повернул к берегам Норвегии, а к зиме возвратился в Голландию. Весною он вышел на поиски Баренца и остановился в Коле, где и взял на борт оставшихся в живых 12 человек.

Вернувшись в Амстердам, двое из спутников Баренца опубликовали свои дневники: Ян Гюйген ван Линсхотен, сопровождавший его в первых двух экспедициях и вышеупомянутый Де-Фер, записки которого были переведены на латинский, французский, итальянский, английский, немецкий, испанский и русский языки.

В 1871 году капитан норвежской зверобойной шхуны Эллинг Карльсен обогнул с севера Новую Землю и на её восточном берегу нашел лагерь Баренца. Несмотря на то, что люди покинули это место триста лет назад, домик хорошо сохранился: по-прежнему нары окружали очаг, на стене висели часы с маятником, в углу стояла бочка-ванна, а на столе лежала «История Китая». Это был трогательный памятник мужественным людям, пережившим тяжелейшую полярную зимовку и выстоявшим в борьбе с природой.

Путешествие Баренца было последней экспедицией, посланной на поиски северо-восточного прохода. Гибель Баренца и страшные лишения, пережитые его товарищами, навсегда отбило у голландцев охоту к полярным экспедициям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Баренцу судьба уготовила великую посмертную славу. Он первый исследовал море, получившее в 1853 году его имя. Он сделал вторичное (после русских мореходов) открытие Шпицбергена. Для его времени Баренц стал рекордсменом по глубине проникновения в воды арктического бассейна. Баренц первый составил карту сильно изрезанной западной и северной береговой линии Новой Земли, а также участков восточного и южного побережья.

Баренцу с его соратниками удалось пережить первую исторически доказанную зимовку европейцев в высоких широтах Арктики. Опубликованные по материалам этой зимовки записки долгое время служили пособием для всех исследователей крайнего севера.

Помимо моря, именем Баренца назван один из островов в архипелаге Шпицберген, острова у западного побережья Новой Земли и город Баренцбург на Шпицбергене.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://arktik.ucoz.ru/

  2. http://ru.wikipedia.org/

  3. http://holendry.ucoz.ru/

  4. http://www.arktika-antarktida.ru/

  5. http://www.severnash.ru/

  6. http://www.rgo.ru/

  7. http://www.nationalgeographic.com/

  8. http://geography.kz/

  9. http://www.gazeta.lv/

  10. http://korabley.net/

Просмотров работы: 894