НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРДОВСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРДОВСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ

Корнишина Г.А., Гульняшкина А.О.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшим направлением деятельности мордовских просветителей была научно-исследовательская деятельность, которая в основном была посвящена изучению культуры родного народа. Их работа в этом направлении носила многосторонний характер и выражалась в сборе, изучении и сохранении фольклорных произведений, исторического и этнографического материалов и т. д.

Интерес к исследованиям в данной области был заложен педагогами Казанской учительской семинарии, которые разрабатывали для семинаристовдомашние задания на каникулы, с учетом особенностей национальной культуры учеников. Целенаправленное изучение религиозно-обрядовой сферы традиционной культуры делалось также по заказам Переводческой комиссии православного общества Братства св. Гурия. Эти сведения нужны были при составлении переводов религиозной литературы на мордовские языки, а также принаписании учебников для национальных школ.

Одним из первых мордовских просветителей, который занималсясбором и исследованием культурных памятников и традиций своего народа был Авксентий (Арсений) Филиппович Юртов.Он родился 20 февраля 1854 г. в семье эрзянина деревниКалейкиноМензелинского уезда Уфимской губернии (ныне Альметьевский район Республики Татарстан). Вместе с мордвой в селениипроживали крещеные татары, поэтому Авксентий хорошо знал татарский язык.Этопозволило ему поступить учиться в Казанскую крещено – татарскую школу, котораябыла основана известным просветителем поволжских народов Н.И. Ильминским. Здесь А.Ф. Юртов получил начальное образование и профессию учителя народного училища. В 1872-1876 гг. он продолжил учебу в Казанской учительской инородческой семинарии. Именно в эти годы Авксентийстал изучать диалекты мордовских языков (мокшанского и эрзянского), собирать сведения по истории, этнографии и фольклору мордовского народа. После окончания семинарии А.Ф. Юртов в течение семи лет преподавал в мордовской начальной школе, которая была организована при этом учебном заведении. Педагогическую деятельность он совмещал с активными научными занятиями.

На основе собранного во время поездок по мордовским селам материала, просветитель в 1877 г. под псевдонимом «Юр-в-Ав-ий» опубликовал статью о погребальных обрядах мордвы Уфимской губернии. Это был один из первых научных историко-этнографических трудов, где довольно подробно описывался один из важнейших обрядовых комплексов мордовского народа. Результаты исследований А.Ф. Юртоваоказались довольно неожиданными для миссионерских кругов. Опубликованные им материалы свидетельствовали о том что, несмотря на усилия православного духовенства, мордва, как и другие финно-угорские народы Урало-Поволжья продолжали в той или иной степени придерживаться своих традиционных верований [1, с.144].

Также Юртовым был собран большой этнолингвистический материал, который позволил ему в 1884 г. издать «Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки». Этот букварь, по мнению известного ученого Е.Г. Осовского – одного из первого исследователей наследияАвксентия Филипповича, заложил основы развития методики обучения грамоте в мордовской школе и стал важным этапом в становлении эрзя-мордовской письменности [2, с.10].

Во время своих поездок по мордовским селам Юртов в обязательном порядке посещал местные школы, где выявлял талантливых детей и направлял их для учебы в Казанскую семинарию. Здесь он всячески старался привлечь их к своим научным изысканиям в области изучения родного языка и культуры. С их помощью просветитель собрал материал для издания в 1880-е гг. книги «Образцы мордовской народной словесности». Она имела большое значение в изучении истории и этнографии народов Поволжья. Профессор Казанского университета, видный исследователь финно-угорских народов края И.Н. Смирнов отмечал, что это издание А.Ф. Юртова было важным вкладом в научную литературу о мордве. В свою монографию «Мордва», вышедшую в 1895 г. в Казани, Смирнов включил множество отрывков из «Образцов…» Юртова.

Надо отметить, что учитель Авксентия Филипповича Н.И. Ильминский очень ценил его знания и способности. Он постоянно привлекал его в качестве эксперта для рецензирования переводов и учебной литературы на мордовских языках. В частности А.Ф. Юртов делал экспертизу большинства переводов своего ученика, М.Е. Евсевьева, который также посвятил себя изучению истории, культуры и языка мордовского народа и продолжил традиции своего учителя в области просветительства.

В частности М.Е. Евсевьев в своих выступлениях и публикациях вслед за Юртовымуказывал на то, что представления о полной христианизации эрзян и мокшан значительно преувеличено. Об этом он, например, сообщил в отчете Переводческой комиссии за 1893 год о религиозных представлениях жителей деревни КардафлейГородищенского уезда Пензенской губернии.Макар Евсевьевичисходил из того, что мордва приняла всю «внешнюю сторону христианства», придерживаясь по сути своих дохристианских воззрений: «она усердно соблюдает все посты, ходит в церковь, ставит свечки перед иконами и в то же время, кажется, еще усерднее исполняет все древние языческие обряды» [3, с. 30]. На конкретных примерах исследователь доказал, насколько прочно дохристианские обряды вошли в религиозное сознание мордвы, переплелись с христианскими обрядами, слились с церковными праздниками.

С докладом о религиозных верованиях мордвы М.Е. Евсевьеввыступил и на Миссионерском съезде в Казани в 1910 году. Проект программы съезда, опубликованный в 1908 году, предлагал в качестве тем для обсуждения, наряду с прочими, «выяснение современного религиозно-нравственного состояния инородцев» [4, с. 1]. М.Е. Евсевьев ограничивает свой доклад съезду лишь материалами о мордовской традиционных верованиях, хотя к тому времени у него был собран богатый материал о верованиях и других народов Поволжья.

Этот материал он использовал в своем сообщении «Языческие моления у мордвы Пензенской губернии», с которым выступил в 1911 г. в Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В нем освещение различных сторон духовной жизни родного народа шло вместе с исследованием разнообразных чувашских, марийских и татарских обрядов. Личный архив ученого хранит неопубликованные описания этих обрядов – результат полевых экспедиций – и материалы учеников по Казанской инородческой учительской семинарии. Интерес к культурам соседних с мордовским народов был продиктован, с одной стороны, пониманием взаимовлияния и взаимопроникновения культур, с другой, – осознанием значения каждой культуры как феномена.

Впоследствии материалы этого сообщения были напечатаны в журнале «Живая старина», на страницах которого в 1914 году была опубликована статья «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии». Это издание во всей полноте представило научной общественности России мордовские праздники и обряды годового цикла. М.Е. Евсевьев рассматривает традиционные дохристианские культы своего народа, изучает их эволюцию после принятия мордвой православия. Ученый подчеркивает взаимодействие русской и мордовской культур, проявившееся в некоторых обрядовых заимствованиях. Эту работа ученого снабжена фотографиями, которые ему удалось сделать во время совершения мордвой религиозных молений. Причем Евсевьев несколько раз упоминает о том, что во многих селеньях ему не удалось сделать фото, так как местные жители боялись осквернить обряд, не разрешив «сделать из него портрет» [5, с.12].

Таким образом, научно-исследовательская деятельность мордовских просветителей была направлена на формирование в научной и общественной среде представлений о различных сторонах культуры своего народа. Подобная работа также прямо и опосредованно развивала национальное самосознание мордвы исодействовала восстановлению богатейшего этнокультурного пласта, в котором проявлялся национальный менталитет народа.

  1. Религиозно-обрядовая культура в трудах просветителей финно-угорских народов Урало-Поволжья //Международ. науч.-практич. конф-ия, посвященная 100-летию со дня рождения Народ. писателя Мордовии К.Г.Абрамова, 18-19 нояб. 2014: [материалы] / редкол. Е.А. Жиндеева (отв. ред.) [и др.]. – Саранск, 2014. – С.143-148.

  2. Авксентий Юртов: Сб. ст., документов и материалов. К 150 летию со дня рождения / Сост. И. А. Зеткина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 96 с.

  3. Отчет Переводческой комиссии Православного Миссионерского общества, учрежденного при Братстве св. Гурия в Казани. – Казань, 1893. – 81 с.

  4. Программа занятий съезда деятелей по христианскому инородческому просвещению в г. Казани в 1910 г. – Казань, 1909. – 4 с.

  5. История Мордовии: в 3 т. Т. 3: От Гражданской войны к гражданскому обществу/Н. М. Арсентьев, В. М. Арсентьев, Э. Д. Богатырев . -Саранск: Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2010. -512 с.

Просмотров работы: 574