ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ В ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ В ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ

Краснова Т.В. 1, Дворецкий В.А. 1
1ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процесс проектирования объектов дизайна и архитектуры имеет стандартные подходы, которые десятилетиями оттачивались мастерством многочисленных авторов. Этапы проектирования могут варьироваться по продолжительности, объему, конкретному содержательному наполнению… Всё зависит от того, «что», «для кого» и «кем проектируется». В нашей статье мы бы хотели уделить особое внимание авторским подходам, которые, на наш взгляд, актуальны, часто оригинальны и, во всяком случае, заслуживают внимания, могут служить предметом обсуждения и споров, но, ведь именно «в споре рождается истина…»! Итак, процесс проектирования направлен изначально на создание образа – основы, который в дальнейшем становится базой для всего созидательного процесса. Но, что - же такое ОБРАЗ? Сформулируем так: «Образ – это идеальное представление автора о существующей действительности». То есть наше представление об «идеальном» в нашей модели мира. Для осмысления собственного представления о существующей действительности необходимо ответить себе самому на актуальные для настоящего момента вопросы, так сказать запустить процесс само осмысления. В этом помощником может стать работа с формированием графической «Я-концепции». Рассмотрим на нашем примере один из авторских подходов в проектировании и трансформации концепции в дизайне и архитектуре.

Рисунок 1 «Работа с «Я-концепцией»

Путем размышлений и ассоциативных аналогий мы определили для себя основу собственной «Я – концепции», выражающей наше «авторское представление об идеальном» в существующей действительности. Умозрительно наш образ представлялся, базирующимся на таких понятиях как: «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ», «СОЗИДАТЕЛЬ», «ТВОРЧЕСТВО», «ОТКРЫТИЕ». Далее мы осуществили попытку схематически выразить эти понятия в графике, взяв за основу правильные геометрические тела (квадрат, равносторонний треугольник, круг), являющиеся изначально гармоничными (рис. 1).

Параллельно нами осуществлялась попытка сформулировать образную концепцию через образное название. Итогом этого этапа проектирования стало образное название «МИРОТВОРЕЦ – МИРОТВОРЯЩИЙ», которое было представлено нами в графическом виде. (Рис.2)

Рисунок 2 «Графическая «Я - концепция»

Следующим этапом стал графический анализ пластической составляющей полученной формы, работа по осмыслению целесообразности композиционного, пластического, конструктивного решения нашей композиции, велась работа с модульной сеткой. Осуществлялась корректировка изображения, его пропорциональности, соподчиненности, наличия акцентов и нюансов (рис. 3)

Рисунок 3 «Корректировка концепции «Миротворец - миротворящий»

Следующим методом, применённым нами в процессе проектирования, стал метод комбинаторного проектирования. Применение полученного графического элемента (рис. 4) в создании орнаментального полотна (в качестве принта) в комбинаторных расстановках позволило нам создать основу для дальнейшего развития проекта в направлении орнаментального декорирования различных поверхностей: тротуарной плитки, декоративной росписи стен, кованных элементов, витражных вариантов… (рис 5.)

Рисунок 4 «Итоговый графический модуль, разработанный на основе «Я - концепции»

Рисунок 5 «Варианты комбинаторных расстановок»

В дальнейшем процессе проектирования нами была осуществлена попытка «развернуть» наш модуль в объемный предмет дизайна. Для примера мы решили придать ему функциональные характеристики светильника. Для выполнения поставленной задачи, был осуществлен поиск вариантов дизайна светильника. В полученном итоговом варианте мы решили по внутренней стороне деревянного каркаса добавить программируемую световую ленту, которая может выдавать разные оттенки цвета, а в центрах окружностей композиции добавить патроны с лампочками теплого света, что позволяет добиться разного типа освещения. Одним из удачных вариантов, на наш взгляд, было дизайнерское решение поместить матовый световой короб во внутреннее пространство композиции, для получения мягкого освещения. В результате проектирования мы создали функциональный предмет дизайна, который не только является элементом освещения, но и декоративным элементом, который может являться стилеобразующим и может размещаться как на потолке, так и на стенах (рис. 6). В дальнейшем процессе проектирования нами ставилась задача адаптация графической концепции к функциям торгового оборудования. Концепция была развернута вверх. На основе модуля была разработана форма торгового оборудования, были определены функциональные зоны: торгово-выстовочная зона, бренд-зона, зона переговоров, также были учтены эргономические требования, предъявляемые к дизайну такого рода продукции.

Рисунок 6 «Дизайн светильника, разработанный на основе модуля «Я-концепции»

Вертикальный элемент в виде перфорированной панели из металла выполняет функцию бренд-зоны. На нем при необходимости может быть размещён один большой или несколько небольших узнаваемых элементов торгового бренда (например: логотип компании, фото корпоративного героя или рекламируемой продукции…). Торгово-выставочной зоной являются полки из МДФ. А зона переговоров представлена двумя сидячими местами, выполненными из МДФ и кожи (рис. 7).

Рисунок 7 «Дизайн торгового оборудования, разработанного на основе «Я-концепции»

Следующим этапом стал этап адаптации модуля графической концепции к функциям административного здания – в нашем случае был разработан проект «Полицейский участок». Здесь нами учитывалось большее количество функций. В нашем проекте здание состоит из нескольких функциональных зон: дежурная часть, зона содержание лиц заключенных под стражу, зона отдыха патрульной постовой службы, административная зона, зона хранение оружия. Учитывались требования СНиПов, ГОСТов. В процессе проектирования необходимо было найти правильное решение для совмещения этих помещений, их доступности (и наоборот, некоторые помещения необходимо было изолировать, или спрятать) (рис. 8).

Вывод: в нашем случае мы видим наглядный пример того, как графическая «Я-концепция» автора (как отражение его представления об идеальном в существующей действительности) может быть адаптирована к совершенно разным функциональным задачам. Трансформируя изначальную концепцию «Миротворящий миротворец», внося корректировки, ставя перед собой конкретные задачи, мы создаём разноплановые объекты дизайна и архитектуры.

Рисунок 8 «Дизайн-проект здания, разработанного на основе модуля «Я-концепции»

Список литературы:

  1. Краснова Т.В., Широносова Е.А. «Креативная методика «вибрационные волны» в проектировании креативной рекламы и дизайна. Научные труды SWorld. 2012. Т. 11. № 2. С. 83-89.

  2. Краснова Т.В. Социальный дизайн как средство создания коммуникативной воспитательной среды. Научные труды SWorld. 2012. Т. 17. № 1. С. 26-30.

  3. Краснова Т.В. Разработка рекламного продукта (учебно-методическое пособие) Магнитогорск: МаГУ, 2014. 66 с.

  4. Краснова Т.В. Использование креативных технологий в разработке дизайн - составляющей современного образа России / СМИ и общество: Роль журналистики, рекламы и PR в формировании образа России в современных социально-экономических условиях: материалы междун. научно-практической конференции, Магнитогорск, 2015 г. /– Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. С. 75-83

  5. Шенцова О.М. Принципы комбинаторности в архитектуре// Новые идеи нового века: материалы Международной научной конференции ФАД ТОГУ.-2015.-Т.1.С.-334-341.

Просмотров работы: 493