СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К РЕСТАВРАЦИИ В СССР 1970-80-Х ГГ. И РОССИИ 1990-Х ГГ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К РЕСТАВРАЦИИ В СССР 1970-80-Х ГГ. И РОССИИ 1990-Х ГГ.

Митрохина Т.А. 1
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сохранение памятников архитектуры – одна из важнейших задача современного общества. В настоящее время интерес к истории нашей истории и культуры значительно возрос Исключительную актуальность сегодня приобретает проблема сохранения исторических городов, что, в свою очередь, напрямую связано с вопросами реставрации. Современная реставрация базируется на историческом материале, реставраторы постоянно анализируют опыт прежних методик. Особенно важным представляется XX век с его многочисленными изменениями в сфере охраны культурного наследия. Поэтому все актуальнее становится задача изучения реставрационных принципов прошлых лет, выявление их положительных и отрицательных особенностей, анализ законодательной базы прошлого столетия и влияние общественных процессов на реставрационную практику.

Таким образом, целью моего исследования стало проведение сравнительного анализа и выявление особенностей методологических подходов к реставрации двух периодов ХХ века: в СССР 70-80х гг. и России 1990-х гг.

В соответствии с целью исследовании поставлены следующие задачи:

- изучение социальных предпосылок рассматриваемых периодов;

- анализ особенностей реставрационной практики в СССР 1970-80-х гг.;

- анализ особенностей реставрационной практики в России 1990-х гг.;

- изучение развития законодательной базы рассматриваемых этапов;

- анализ реставрационной практики второй половины ХХ в.

Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения истории развития реставрации и реставрационной практики прошлого века для выявления положительных тенденций, способных оказать влияние на совершенствование современной системы реставрации в России.

История развития реставрации в России начинается значительно позже, чем в Европе из-за особенностей исторического развития. Указы Петра I стали первым толчком к формированию сферы по охране культурного наследия, поэтому XVIII век принято считать начальным этапом развития реставрации. В XIX веке, в связи с интересом к различным видам наук, интерес и к объектам культурного наследия возрос и стал серьезно обсуждаться на государственном уровне. Специальный закон по охране памятников в то время отсутствовал, но государство регламентировало правила пользования и реставрации памятников в отношении уникальных объектов.

В начале ХХ в. были созданы комиссии по пересмотру действующих постановлений об охране древних памятников. Итогом стал попытка создания «Положения об охране древностей». Огромный вклад в деятельность по охране памятников внесли Российские исследователи: Ф.Ф. Рихтер, Н.Н. Врангель , Н.В. Султанов, В.В. Суслов, Ю.И. Шамурин и др. Именно в этот период было впервые сформулировано понятие «памятник зодчества». Немалую роль сыграли архитектурно-художественные сообщества: Московское архитектурное общество, Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины и др. Накопленные знания и опыт на рубеже Х1Х-ХХ вв. стал мощной основой для дальнейшего развития реставрационной деятельности.

Революция 1917г., и смена идеологии в стране, несомненно , отразились и на сфере охраны памятников. Жесткие партийные рамки усложнили ситуацию, особенно в отношении культового зодчества. Государство определило свою роль первоначально в форме декрета о первой регистрации всех памятников старины и последующей музеефикации, после чего последовал период планомерного уничтожения культовых построек, а следовательно, и основ национальной культуры.

Великая Отечественная война (1941-1945гг.) принесла большие потери памятников культуры. Уникальным памятникам Новгорода, Смоленска, Москвы, Ленинграда и др. городов был нанесен огромный урон. Положительные тенденции в деле сохранения памятников архитектуры начались сразу после победы в ВОВ: учет, обследование, реставрация и восстановление разрушенных памятников. С этого периода во всех крупных городах создаются специальные реставрационные мастерские, происходит также улучшение отношения государства к церкви. Большую роль в послевоенный период имеет постановление 1948г. «О памятниках культуры», где представлена классификация объектов, подлежащих охране. Это постановление активизировало реставрационную деятельность в СССР. «Залечивание» послевоенных ран продолжалось и в 1960-е гг., когда городские реставрационные мастерские, хорошо знакомые с местным материалом набирали темпы реставрационных работ, постепенно начинается также процесс приспособления памятников архитектуры.

Особенности реставрационной практики в 1970-1980-е гг.

Этап 1970-х гг. можно рассматривать, как расцвет реставрационной деятельности в СССР. Отмечается рост реставрационных работ и общее количество объектов культурного наследия, современное техническое оснащение при работах, выявление и постановка на охрану вновь выявленных ОКН, уменьшение сноса зданий, составление расширенного свода памятников. Главное достижение деятельности реставрационной практики данного этапа – научно-обоснованный подход ко всем видам реставрационных работ. Главенствует комплексный подход: восстанавливаются монастыри, исторические центры городов и отдельные памятники архитектуры.

Важнейшим событием в реставрационной деятельности периода 70х-80х гг. в СССР стало принятие закона «Об охране памятников истории и культуры» 1976-1978гг. Законодательная база в сфере реставрационной деятельности активизировала общесоюзный процесс реставрационной деятельности, которая теперь вышла на новый качественный уровень.

Закон определил охрану памятников как одну из важнейших задач государства. Главные проблемы и нормативные акты были собраны в единый докуменn, где указаны правила учета, использования, контроля, реставрации памятников, а также возможность участия общественных организаций в деятельности по охране памятников истории и культуры.

Общую тенденцию влияния законодательных на процесс реставрационной деятельности можно свести в следующую таблицу:

На нескольких статьях закона 1978 г. следует остановиться особо:

  • статья 19 «Зоны охраны памятников истории и культуры», где устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта;

  • статья 22 «Согласование с органами охраны памятников проектов планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры»;

  • статья 23 «Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников истории и культуры»;

  • статья 36 «Охрана историко-культурных заповедников» и статья 37 «Охрана заповедных мест» (сделана попытка ввести «территориальный признак» в сферу охраны памятников) [1]

Потребовалось еще несколько лет для разработки подзаконных актов, чтобы привести закон в действие и в 1982г. выпущено постановление «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», а следом Приказ Министерства культуры «О некоторых вопросах, связанных с выполнением постановления Совета министров СССР "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры"». [3]

Следующая проблема, которую ставило перед собой государство – это необходимость повышения квалификации реставраторов. Разрабатывается вопрос по внедрению реставрационных специальностей в систему высшего и среднего специального образования. И в 1982 г. выпускается Постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственного учета, хранения и использования культурных ценностей в свете Закона СССР "Об охране и использовании памятников культуры"». [16]

В подзаконных актах выделяют важный документ: «Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» 1986 г. Здесь следует отметить сохранение комплексного подхода к реставрации памятников и четкое определение видов реставрационных работ (раздел 5 §92 «Правила ведения реставрационных работ на недвижимых памятниках истории и культуры»), которые включают:

1) консервация — комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейших разрушений, обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменения исторически сложившегося облика памятника;

2) Реставрация (в том числе фрагментарная) - комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика памятника путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик памятника, восполнение утраченных элементов здания, ансамбля, комплекса на основе научно обоснованных данных.

3 Воссоздание - комплекс мероприятий по восстановлению утраченного памятника при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной культурной значимости памятника.

4) Ремонт (в том числе эксплуатационный) - мероприятия по поддержанию технического состояния памятника путем проведения периодических работ без изменения его существующего облика.

5) Приспособление - комплекс мероприятий, проводимых с целью создания условий для современного использования памятника без нанесения ущерба его историко-художественной ценности и сохранности. В 1989г. выпущено «Положение об охране и использовании памятников истории и культуры» с основными принципами деятельности государственных органов охраны памятников. [3]

Особую роль играло в сохранении объектов культурного наследия играли общественные организации. На период 70-80гг приходится расцвет всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (1965г.). ВООПиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) – это самоуправляемая общественная организация, основными задачами которой являются: выявление, изучение, популяризация, охрана и реставрация историко-культурного наследия страны. Инициаторами создания Общества выступили: Кочемасов В.И (заместитель председателя Совета министров РСФСР и первый председатель ВООПИиК), писатель Леонов Л.М., художники Глазунов И.С., Корин П.Д. и Пластов Н.А., композитор Свиридов Г.В., директор Эрмитажа Пиотровский Б.Б., академики АН СССР Петрянов-Соколов И.В, и Рыбаков Б.А.

При Обществе были созданы следующие секции: архитектурная, историческая, пропаганды, памятников музыкальной культуры и хореографического искусства, памятников науки и техники, краеведения и другие. Ведущими считались историческая и архитектурная. В них работали такие известные лица как П. Д. Барановский (архитектор-реставратор), Г.И. Гунькин (историк архитектуры)

В эти годы данная организация являлась самой массовой, численность составляла порядка 10млн человек. Оргкомитеты ВООПиК располагались в каждой области, крае, автономной республике, а также во многих городских и районных организациях. Средства на деятельность общества складываются из: благотворительных пожертвований и членских взносов (в том числе и коллективных), прибыли торговых и производственных предприятий.

При участии ВООПиК в 1970 принято постановление об утверждении списка 115 городов, представляющих национальную историко-культурную ценность. Общество занималось составлением паспортов на недвижимые памятники, созданием охранных зон памятников с окружающими их природными и культурными ландшафтами.

Общество принимало участие в создании музеев-заповедников: музеи деревянного зодчества в с. Хохловка Пермской области, «Малые Корелы» в Архангельске, «Витославлицы» в Великом Новгороде, Суздале.

Особое внимание уделялось культовым памятникам: монастырям, часовням, храмам. Например, серьезной реставрацией были охвачены: ансамбль Троице-Сергиевой лавры, крепости-монастыри Соловецкий, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов. [14]

ВООПиК стало инициаторами создания туристических маршрутов, куда бы входили значимые историко-культурные комплексы. Это популяризировало наследие страны и давало возможность получение дополнительного финансирования реставрации памятников. Первый и самый извстный маршрут - «Золотое кольцо». Основу составляют: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Москва, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Помимо них включен ряд исторически мест: Гусь-Хрустальный, Шуя, Тутаев и тд.

«Архитектурная секция ЦС ВООПИиК предлагала также создать «Северное кольцо», охватывающее исторические комплексы Вологодской, Архангельской областей и Карельской АССР. В центральной России предлагалось организовать маршрут «Литературное созвездие» (по литературным памятным местам Московской, Тульской, Орловской, Пензенской и ряда др. областей). Предлагалось развернуть комплексные маршруты водным путем по Волге, расширить работы по изучению и сбережению памятников Русского Севера, Сибири и Д. Востока.» [14]

Секция пропаганды занималась составлением тематических лекций, фотоконкурсов «Отечество», экскурсий, мероприятий. В 1966-1988 гг. проводились фестивали фильмов о состоянии памятников и их реставрации. В 1972 начал выходить сборник статей по памятникам истории и культуры страны (вышло 4 сборника). С 1980г. ВООПиК дважды в год выпускает свой альманах «Памятники Отечества». Первое специализированное издание, каждый выпуск которого посвящен историко-культурному наследию.

С 1978г. по закону «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (ст. 8) Обществу было предоставлено право согласовывать градостроительные проекты застройки исторических частей городов, разрабатывать списки памятников для постановки на государственную охрану, предлагать памятники для включения/исключения их в списки.

«Профессиональные союзы, организации молодежи, общества охраны памятников истории и культуры, научные общества, творческие союзы и другие общественные организации, а также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по охране, использованию, выявлению, учету, реставрации памятников истории и культуры и распространению знаний о них.» [15]

Начиная со второй половины 80-х г. резко снизились финансовые возможности Общества и его влияние на систему охраны исторических памятников. Связано это с тем, что из-за реформ перестройки и новой идеологии СССР были отменены некоторые права ВООПиК: право запрета на проекты негативно влияющие на историко градостроительную ситуацию, право собирать взносы с коллективных членов. Также мастерские и торговые предприятия, принадлежащие обществу были переданы Министерству культуры. Несмотря на экономические трудности ВООПиК продолжило свою работу.

В этот период усилиями организации защищено от сноса и отреставрировано около 3000 объектов, выделено 60 млн. рублей.

Активное вовлечение ОКН в систему туризма дало положительные результаты. увеличилось финансирование реставрационной деятельности, создание музейных экспозиций и туристических центров привели к популяризации памятников.

Несмотря на партийные установки и отсутствие духовной жизни в СССР, реставрация в этот период велась во всех регионах страны и отличалась высоким уровнем. В том числе большие широкие реставрационные работы проводились и на памятниках культового зодчества. Речь о сохранении первоначальной функции церкви конечно не шла, но проблема сохранения этого уникального архитектурного наследия решался достойно - приспособлением культовых построек под общественные нужды (музеи, туристические центры, выставочные здания, архитектурные мастерские).

Некоторые из наиболее значимых объектов реставрации того периода представлены ниже:

Реставрация колокольни Ивана Великого в Москве

На первом этаже Успенской звонницы был оборудован выставочный зал Музея Московского Кремля

Палаты старого английского двора в Москве

По инициативе П.Д. Барановского произведены большие научные исследования. Уникальному памятнику был возвращен первоначальный вид, более поздние перестройки сохранялись лишь в том случае, если следы наиболее древних элементов не находились.

Благородное собрание в Москве (дом Союзов)

Задача состояла в том, чтобы укрепить и заменить устаревшие конструкции, не нарушая архитектурных элементов декора.

Шатер Воскресенского собора Ново-иерусалимского монастыря, г. Истра.

Данный проект реставрации вызвал большие споры среди профессионалов по вопросам первоначально формы и высоты шатра. Проект можно рассматривать как пример реставрации без согласования со специалистами. Работы закончены были только к 1993г.

Успенскийсобор во Владимире

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Работы проводились с 1974-1980 гг. Очищен и укреплен белый камень, позолочены купола, отрегулирован температурно-влажностный режим. Внутри собора укрепили красочный слой фресок.

Золотые ворота во Владимире

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1966 г. А.В. Столетов составил проект реконструкции Золотых ворот в стадии проектного задания с пояснительной запиской, анализом графического материала и закономерностей построения архитектурных форм белокаменных памятников. Широкие реставрационные работы по укреплению конструкций, восстановлению фрагментов древней живописи. Восстановление утрат архитектурных элементов восполнены по проекту А.В. Столетова.

Покровский монастырь в Суздале

Объект культурного наследия федерального значения, действующий монастырь.

После реставрационных работ 50-60-х гг. здания монастыря в начале 80-х гг. был приспособлены под туристический комплекс. Избы-кельи построены заново в 1970-х годах на месте обветшавших старых домов.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Реставрация велась с 1971—1981г. Восстановлена первоначальная объемно-планировочная структура монастыря и архитектурная форма каждого из памятников. Воссозданы своды, декоративное убранство фасадов, оконные и дверные проемы, барабаны и главки.

Александровский мужской монастырь в Суздале

В тот период данный объект был центром реставрации памятников. Развернулась большая экспозиция, проводились конгрессы, принимались советские и иностранные делегации.

Торговые ряды в Суздале

В 1970-е годы была проведена серьезная реставрация. Авторы проекта - архитекторы-реставраторы О.Г. Гусева и М.М. Шаронов. Полностью отреставрирована восточная галерея и заново построена симметричная ей западная галерея.

Масштаб реставрационных работ этого периода демонстрирует проект приспособления Боголюбского монастыря (поселок Боголюбово Суздальского района Владимирской области) под международный культурно-профессиональный центр по проблемам сохранения, возрождения и развития русской культуры, архитектуры и духовности.

В соборе планировалось размещение конгресс-центра с залами для совещаний. Интересное решение подвала состояло в том, что в нем можно было проводить международные науки. Братский корпус и колокольня были предназначены для хорошо оборудованных архитектурных мастерских. В доме архимандриата предусматривалось размещение большого архива. В проект входило благоустройство клязьминской старицы, возведение железнодорожной ветки, преобразование центра в пешеходную зону. [18]

К сожалению, разработанный проект 1988г. не осуществился из-за новых социально-экономических изменений в стране 1990-х гг. Монастырь был передан церкви под первоначальную функцию. В данный момент это действующий монастырь.

Подводя итог первому этапу реставрации в СССР, приведем таблицу законодательных актов и общественных организаций, повлиявших на изменения в реставрационной деятельности конца ХХ в.

1970-е гг.

1990-е гг.

Законодательная база

  • принятие закона «Об охране памятников истории и культуры» 1978г. и сопутствующих распоряжений - формирование научно-обоснованного подхода к реставрации

  • отсутствие специального закона о сохранении «недвижимых» объектов культуры, отражающий современные экономические и социальные условия

Роль государства и общества

  • распоряжение активного вовлечения ОКН в систему туризма

  • рост количества ОКН и реставраций во всех регионах страны

  • деятельность ВООПиК (добровольные взносы, лекции, конкурсы) – практическая и теоретическая деятельность

  • популяризация ОКН

  • давление идеологии страны на реставрационную деятельность

  • Перенос проблем реставрации в частные руки - приватизация ОКН, появление сети негосударственных реставрационных мастерских

  • отсутствие финансирования

  • деятельность Общества изучения русской усадьбы и «Старая Москва» - теоретическая деятельность

  • Передача церквей РПЦ для первоначальной функции (восстановление культового зодчества)

Методологический поход

  • научно-обоснованный подход к реставрации (составление свода памятников, выявление и охрана ОКН)

  • комплексность (создание туристических комплексов, реставрация историчеких центров, монастырей)

  • отсутствие единой системы реставрации

  • Появление «новоделов», макетов зданий

Особенности реставрационной практики в 1990-е гг.

В начале 1990-х г. распадается СССР и создается новая Россия. Страна переходит к «рыночным отношениям», где правят конкуренция, частная собственность и предпринимательство. Смена идеологии, многопартийность приносят коренные изменения в политической, экономической и культурной сферах. Новые условия страны затронули деятельность по охране и реставрации памятников. Государство значительно снизило финансирование, а как следствие и объем реставрационных работ. Возникает широкая сеть негосударственных, коммерческих реставрационных учреждений, нуждающихся в аттестованных специалистах. Аттестация реставраторов и сейчас являлась проблемой государственной важности, от решения которой зависело будущее культурного наследия страны. Качество и объемы реставрации уже диктует прибыль, а не партийные установки.

Поменялся имущественный статус памятника и характер владения им. Появились частные лица, которым были переданы памятники в собственность. Росло число «заказчиков», которые игнорируют требования, предъявляемые к сохранению и реставрации памятников, и диктуют свои, руководствуясь своими вкусами, финансовыми возможностями, руководствуясь своими целями для получения прибыли. Происходит массовое «поновление» памятников, не имеющее ничего общего с реставрацией. При этом появляется достаточно новый вид реставрации – воссоздание утраченных памятников: Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота с Иверской часовней, часть Китайгородской стены, храм Христа Спасителя в Москве. Одна из важнейших проблем воссоздания полностью утраченных объектов культурного наследи - создание на их месте макета, или «новодела». Такое воссоздание возможно лишь при крайней необходимости (доминанта, элемент ансамбля и исторической среды) и наличии точных архивных материалов, чертежей, проведении широких научных исследований.

Новая идеология страны вновь обращается к традициям религии. Церковь возвращает свои позиции и становится новым центром культуры и возрождения национальных традиций. Государство передает церкви, изъятую в 1920-е годы , собственность. Начинается воссоздание и реставрация культового зодчества. Восстанавливаются монастыри, храмы, часовни и другие объекты духовной жизни. Церковь становится собственником значительной части культурного наследия и важнейшим «заказчиком» в сфере реставрации.

Самым значительным недостатком, возникшим с распадом СССР, была ликвидация важнейшего элемента в сфере охраны памятников: управление охраной культурного наследия на союзном уровне, научно-методический совет по охране памятников. [12]

Остро стояла проблема отсутствия нового закона о сохранении «недвижимых» объектов культурного наследия, где были бы учтены современные экономические и социальные условия. Разделение государственной собственности на федеральную и му­ниципальную требовало детальной разработки. Приватизация памятников истории и куль­туры, начавшаяся в условиях рыночных отношений, приводила лишь к запутыванию ситуации. Важными являются указы Президента о приватизации памятни­ков истории и культуры.

Не все памятники могли стать объектом частной собственности, в указе «О приватизации» (1993г.) четко прописаны критерии памятников, которые приватизации не подлежат:

  1. памятники в федеральной собственности;

  2. уникальные архитек­турные постройки (памятники старше 200 лет);

  3. памятники на территории музеев-заповедников;

  4. памятники археологии (независимо от их категории);

  5. памятники на территории музеев-заповедников;

  6. памятники и объекты науки и техники XX в.;

  7. захоронения и некрополи.

В указе «О приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения» (1994 г.) пояснялось, что приватизировать можно только памятники местного значения, за исключением следующих объектов: особо ценных, ЮНЕСКО, подлежащих передаче церкви, расположенных на охраняемых территориях.

В указе приведен перечень документов для приватизации памятников: заключение учреждения куль­ туры РФ, паспорт памятника, проект охранного договора, который оформлялся двумя сторонами — органами охраны памятников и новым собственником. При такой слабой правовой основе контроль над действия­ми нового собственника памятника был малоосуществим.[12]

Передача культовых объектов выполнялась на основании распоряжения Президента РФ 1993г. «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» и положения «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначе­ния».

Особо ценные объекты культурного наследия народов РФ передаче в собственность религиозным объединениям не подлежат, так как необходимый режим сохранности могли обеспечить только музеи. В положении отмечалось, что памятники передавались религиоз­ным объединениям с прилегающими к ним территориями.

25 июля 2002 года Президентом Российской Федерации был утвержден Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который отвечал реальной экономической и социокультурной ситуации в стране. В нем представлены более четкие определения и классификация объектов культурного наследия. В законе четко определены задачи, условия использования и реставрации памятника. Также определены обязанности частного собственника по содержанию памятника. Принятие данного закона - это бесспорный прорыв в реставрационной деятельности.

Важным является введение понятия «достопримечательные места», так как ранее были лишь попытки ввести «территориальный признак» в сферу охраны памятников. Глава 1, статья 3:

«достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.» [4]

Особую играет новое понятие – историческое поселение (глава 12 ). В статье 59 дана четкая формулировка этого термина, и указан предмет охраны исторических поселений. Именно в соответствии с этим законом, Нижний Новгород признан историческим городом:

«Историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

2. Предмет охраны исторического поселения включает в себя:

1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;

2) планировочную структуру, включая ее элементы;

3) объемно-пространственную структуру;

4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);

6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

8. Территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населенного пункта. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта…» [4].

Некоторые из объектов реставрации данного периода представлены ниже:

Реставрационные исследования в с .Коломенское

Произведены обмеры. конструктивные обследования, зондажи отдельных объектов комплекса. Составлено заключение о состоянии памятника. В вырытых шурфах обнаружили фрагменты резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Начались работы по благоустройству территории.

Воссоздание Казанского собора на Красной площади в Москве

Инициатор воссоздания собора - Московское городское отделение ВООПиК. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архит. П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова.

Реставрация Гостиного двора в Москве

Сооружение массивной мансарды, надстройка южного крыла двумя этажами. Галерея потеряла вид на собор Василия Блаженного, купол изменил панораму Китай-города. Памятник превратился в «муляж».

Реставрация и воссоздание частей Китайгородской стены и башен в Москве

1995—2000 гг. - решение воссоздать некоторые снесённые в 1930-е годы части стены. Разрабатывались проекты воссоздания части Китайгородской стены и башен на сохранившихся фундаментах. 1995 г. - восстановлены Воскресенские ворот с Иверской часовней

Преобладал «лужковский» подход к исторической архитектуре. Научность реставрации отсутствовала, части стены превращались в муляжи и макеты, лишь имитирующие исторические объекты. «Часть стены и ресторан в виде башни, пристроенные к фрагменту древней стены на площади Революции, — новодел, который не имеет ничего общего с находившейся рядом с этим местом Круглой (Заиконоспасской) башней, так как за образец была взята совсем другая башня Китай-города.» [18]

Воссоздание храма Христа Спасителя в Москве

Воссозданный храм во многих деталях, декоративном убранстве и габаритах не сходится с первоначальным историческим объектом, но со стороны большого градостроительного и духовного значения (символ единства народа и православной Руси) рассматривается как пример положительной реставрации с воссозданием.

Реставрация храма Святителя Николая в Голутвине

Проведены ремонтно-реставрационные работы по восстановлению здания храма. Работы велись под руководством А.С. Матросова, Г.И. Муравина, Н.А. Бодянского по проекту архитектора Е.В. Степановой. Восстановлены завершения храма, горка кокошника на четверике, колокольня, ограда с воротами. Является примером градостроительного подхода.

Заключение

Каждый из этапов, бесспорно, важен. Такие резкие изменения стране дали толчок к дальнейшему развитию реставрации в России, и уже в 2002 вышел федеральный закон № 73 закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который отвечает новым требованиям и регулирует деятельность реставрации. В нем наиболее четко представлены определения, классификация объектов культурного наследия, определены задачи, условия использования и реставрации. Наконец введены понятия «достопримечательное место», «исторический город». Именно в соответствии с этим законом Нижний Новгород признан историческим городом.

Принятие данного закона – это бесспорный прорыв в реставрационной деятельности, который был бы невозможен без исторического опыта. Старая школа реставрации 1970-1980-х гг. и ее основополагающие принципы, такие как научно-обоснованный подход, комплексность необходимо изучать, поскольку они, безусловно) должны войти в новую систему современной реставрационной деятельности.

Выводы

В результате проведенного исследования получены следующие выводы:

  1. Установлено, что вторая половина ХХ столетия оказалась чрезвычайно насыщенной событиями, оказавшими существенное влияние на развитие реставрации в СССР и России, в том числе политические и общественно-экономические события.

  2. В ходе научного анализа выявлены основные положительные и отрицательные тенденции, которые сведены в следующую таблицу:

Положительные и отрицательные особенности исследуемых этапов:

70-80е гг. ХХ века

90-2000е гг.

Факторы, оказавшие положительное влияние на развитие реставрации

  • Формирование научно-обоснованного подхода к реставрации (принятие закона 1978г. и сопутствующих распоряжений)

  • Комплексность (создание туристических комплексов, реставрация историчеких центров, монастырей)

  • Влияние общественности на деятельность реставрации (деятельность ВООПиК

  • Популяризация ОКН (лекции, печатные издания, конкурсы)

  • Рост количества объектов культурного наследия (составление свода памятников, учет, выявление и охрана ОКН)

  • Рост количества реставраций во всех регионах страны (за счет общественной деятельности, широкие реставрационные работы к 50-летию СССР, государственная поддержка)

  • Активное вовлечение ОКН в систему туризм (увеличение средств на реставрацию, интерес к ОКН, появление городов-музеев, и тд.)

Положительные тенденции в реставрационной практике

  • Передача церквей РПЦ для первоначальной функции (восстановление культового зодчества)

Отрицательные тенденции. повлиявшие на реставрационную практику

  • Отсутствие единой системы реставрации

  • Отсутствие финансирования реставрационной деятельности

  • Отсутствие законодательной базы, соответствующей новым условиям

  • Появление «новоделов», макетов зданий

  • Перенос проблем реставрации в частные руки (приватизация ОКН, попытки собственников обойти законы по содержанию и реставрации памятников)

  • Создание сети негосударственных реставрационных мастерских

Отрицательные особенности:

  • Давление идеологии страны на реставрационную деятельность (возведение обелисков и мавзолеев на месте исторических зданий, разрушение культового зодчества в процессе приспособления)

Список использованных источников

I. Правовые источники

1.Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры»

2. Сборник нормативных документов по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (недвижимые памятники). М., 2005. Ч. 1

3. Сборник нормативных документов по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (недвижимые памятники). М., 2005. Ч 2.

4. Федеральный закон №73 от 25 июля 2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

5. Российская культура в законодательных и нормативных актах: Музейное дело и охрана памятников. Ч .1: 1991— 1996. М ., 1998 ; Ч . 2: 1996 - 2000. М ., 2001.

II. Опубликованные источники

6. Архитектурное наследие на рубеже ХХ и XXI веков: проблемы реставрации и охраны наследия: сб./ Рос.акад.архитектуры и строит.наук, Н-и инт теории и истории архитектуры и градостроительства; под ред. А.С, Щенкова.- М.: КРАСАНД,2010.-144с

7. Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. М.,1995.

8. Веденин Ю . А .Необходимость нового подхода к сохранению культурного и природного наследия России / / Культурноеи природное наследие России. М ., 1996. Вып. 1. С .2

9. Вопросы освоения историко-культурного наследия. М ., 1987.

10. Грошев, П.Ю., О некоторых проблемах реставрации памятников архитектуры в настоящее время// научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов: тез.докл./ ННГАСУ, 1995. ч.2. – с.16

11. Охрана и реставрация архитектурного наследия России: Организационно-правовые и экономические проблемы. М ., 2000

12. Памятники архитектуры в Советском Союзе: Очерки истории архитектурной

реставрации / П од ред. А . С . Щенкова. М ., 2 0 0 4

12. Полякова, М.А., Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов/ М. А. Полякова. — М.: Дрофа, 2005. — 271с.

13. Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX—XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. — М., 2008

IV. Электронные ресурсы

14. http://russist.ru/istoria/mass-org.htm

15. http://www.voopik.ru/voopiik/history/

16. http://art-con.ru/node/5678

17. http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/list.php?SECTION_ID=55448]

18. http://zebra-tv.ru/story/227981/

Просмотров работы: 1144