ВОЗМОЖНОСТЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА БИЛАР НА РЫНКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗМОЖНОСТЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА БИЛАР НА РЫНКЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В настоящее время, в связи с популяризацией среди населения роли питания в профилактике заболеваний алиментарного характера, наблюдается устойчивая тенденция увеличения объемов и расширения ассортимента пищевых продуктов, обогащенных биологически активными веществами, как одного из инструментов повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Пока обогащенные продукты питания составляют не более 3% всех известных пищевых продуктов, однако, судя по прогнозам ведущих специалистов мира в области питания и медицины, в ближайшие 15 – 20 лет их доля достигнет 30% всего продуктового рынка.

Необходимость расширения ассортимента и увеличения объемов производства обогащенных продуктов предусмотрено основными направлениями Национальной концепции «Политика здорового питания в России», утвержденной Правительством РФ. Поэтому стало оправданным появление малых инновационных предприятий, целью которых является проведение научных исследований по приоритетным направлениям науки.

Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых продукции и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого количества конкурентоспособных компаний, повышение требовательности потребителей, увеличение объема и скорости получения информации, новых знаний – все эти и другие изменения в мире вынуждают хозяйствующие субъекты искать методы для лучшей адаптации к новым условиям.

Главным результатом такого развития является инновационная деятельность, которая в конечном итоге приводит к появлению новых продуктов, услуг, технологий производства.

Инновационная деятельность предполагает взаимосвязанный комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которого появляется новый инновационный продукт.

Этапы жизненного цикла продукта Билар из трутневых личинок состоят из технологии производства, изучения биологической активности и пищевой ценности, планирования и организации производства продукта Билар из трутневых личинок в ООО МИП «Апипродукт».

Билар (bee – пчела, larver – личинка) – это нетрадиционный продукт пчеловодства личиночного происхождения, полученный из трутневых личинок, обладающих выраженным лечебно-профилактическим действием благодаря наличию биологически активных веществ и комплексов, сбалансированных природно. В конце XX в. Апитехнологи-пчеловоды разных стран мира (Япония, Китай, Румыния, Украина, Россия и др.) начали изучать гомогенную биомассу трутнёвых личинок (ГТЛ). Было установлено, что она является новым биологически активным продуктом апитехнологии и имеет много общих свойств с маточным молочком, хотя существенно отличается ге́незисом, выходом биомассы от одной пчелиной семьи [8].

Трутневые личинки за очень короткий период онтогенеза (5-6 дней) накапливают значительный сбалансированный запас питательных веществ, позволяющий сформировать из яйца имаго. В результате этого естественным путем создаётся комплекс веществ растительно-животного происхождения, обладающих уникальными пищевыми и иммуномодулирующими свойствами, позволяющими рассматривать их как важнейшие компоненты апиларветрофии – нового направления функционального питания.

Доказано, что продукт Билар из трутневых личинок, как и маточное молочко, обладает лечебно-профилактиче­скими свойствами, особенно антиоксидантными, иммуномодулирую­щими, противоопухолевыми и др. Это обусловлено тем, что в состав Билара входят ненасыщенные вещества, такие как деценовые кислоты, сульфгидрильные соединения, которые способны связывать активные формы кислорода, окислительные свободные радикалы и создавать нерастворимые комплексы с ионами тяжелых металлов. Установлена высокая терапевтическая активность использования трутневых личинок. Этот нетрадицонный апипродукт признан более эффективным, в сравнении с синтезированными препаратами традиционной медицины [1,2,3,4].

В данной статье показан жизненный цикл инновационного продукта из трутневых личинок, производство из них порошка Билар, биохимические и микробиологические процессы при его хранении и его использование в пищевых производствах для обогащения продуктов массового потребления биологически ценными компонентами и др. На основании вышеизложенного видно, что данное направление научных исследований актуально и перспективно и может быть изучено в рамках данной д работы.

Материал и методы исследований

Теоретической основой данного исследования является научная литература по теме работы, труды отечественных и зарубежных ученых. Также в процессе написания работы были использованы печатные издания, материалы сети Интернет, нормативные документы и бухгалтерская отчетность предприятия. Методология данного исследования представлена системным подходом.

Для реализации стадии освоения жизненного цикла инноваций, проведения эксперимента применялись органолептические, стандартные химические, спектроскопические, биохимические, микробиологические методы исследований.

Продукт Билар получали из 7…9-дневных трутневых личинок методом измельчения до однородной массы. Полученную пасту сушили с помощью сублимационного вакуумного высушивания на установке СУ-5 и хранили при температуре плюс 5°С без доступа света.

Результаты и дискуссия

Инновационный цикл включает в себя два взаимосвязанных периода - создание новации и жизненный цикл инновации. Это связано с тем, что новая идея может использоваться в различных сферах и неоднократно.

Инновационный цикл будет считаться полностью завершенным, если пройдет все стадии и фазы, не останавливаясь на промежуточных.

Новация в процессе своего создания проходит три стадии, начиная с осознания потребности инновации, включая разработку идеи и заканчивая опытным экспериментом. Перед этим необходимо изучить возможности реализации идеи на практике и ее внедрение на рынок; осуществить поиск, а также отбор поставщиков и партнеров; спланировать основные и дополнительные услуги – транспортировка, сервисное обслуживание, страхование; предварительно проработать ценовую политику. После проводят экспериментальную проверку продукта: презентация, пробные продажи, выявление потенциального спроса и оценка конкурентоспособности. На этом период создания новации заканчивается.

Жизненный цикл инновации подразделяется на четыре фазы и включает комплекс мер, которые направлены на продвижение продукта, его внедрение на рынок, распространение на другие рынки сбыта, стабильную реализацию нововведений, коммерциализацию и итоговое превращение инновации в традиционный продукт. То есть, как только начинается повсеместное использование инновации другими субъектами рынка, инновационный цикл считается завершенным.

Инновационный цикл инновационного продукта из трутневых личинок включает в себя два взаимосвязанных периода - создание новации и жизненный цикл инновации. Это связано с тем, что новая идея может использоваться в различных сферах и неоднократно [6].

Идея использования личинок пчел в лечебно-профилактических целях появилась в конце 18 века и была обоснована И. Мечниковым. Свои предположения основоположник русской школы вирусологии высказал в области поиска эффективных средств лечения туберкулеза и в данном направлении лучшего средства по растворению оболочки палочки Коха трудно представить, так как воск продуцирует молодая пчела, а значит, она способна растворять восковую «броню» туберкулезной оболочки, делая ее доступной и уязвимой. Новация в виде идеи использования личинок пчел в производстве противотуберкулезных препаратов и иммуномодулирующего средства получила распространение группой ученых под руководством А.И. Черкасовой. Эксперимент по разработке новации подробно показан и научно обоснован в рамках данной работы [5].

Новация в процессе своего создания проходит три стадии, начиная с осознания потребности инновации, включая разработку идеи и заканчивая опытным экспериментом. Перед этим необходимо изучить возможности реализации идеи на практике и ее внедрение на рынок; осуществить поиск, а также отбор поставщиков и партнеров; спланировать основные и дополнительные услуги – транспортировка, сервисное обслуживание, страхование; предварительно проработать ценовую политику. После проводят экспериментальную проверку продукта: презентация, пробные продажи, выявление потенциального спроса и оценка конкурентоспособности. На этом период создания новации заканчивается.

Жизненный цикл инновации подразделяется на четыре фазы и включает комплекс мер, которые направлены на продвижение продукта, его внедрение на рынок, распространение на другие рынки сбыта, стабильную реализацию нововведений, коммерциализацию и итоговое превращение инновации в традиционный продукт. То есть, как только начинается повсеместное использование инновации другими субъектами рынка, инновационный цикл считается завершенным.

Этапы жизненного цикла продукта Билар состоят из технологии производства, изучения биологической активности и пищевой ценности, планирования и организации производства в ООО МИП «Апипродукт».

Опытную партию продукта Билар из трутневых личинок производили в производственных условиях НОЦ «Технологии производства и экспертизы продуктов специального назначения». Технология их производства предусматривает следующие этапы: выращивание, прием и измельчение личинок до биомассы, смешивание биомасс с апидобавкой из прополиса, фасование и хранение. Личинок получают и инспектируют в соответствии с технологическими инструкциями. Измельчение осуществляют в лабораторных условиях, используя измельчители (вначале в мясорубке типа МИМ-300, а затем в гомогенизаторе типа Usefest p/ FW – 0,3, до размера частиц 20-100 мкм) и получение гомогенатов. После окончания работы емкость необходимо промыть и высушить. Измельченную пасту из личинок фильтровали через металлическую латунную сетку, которая имеет 100 отверстий на 1 см2.

Порошок получали из пасты с помощью сублимационной вакуумной сушки. Для этого полученную пасту разливают в специальные лотки слоем 2 см и замораживают до температуры - 20 ºС. Данная температура является оптимальной, так как стабилизирует сырье и не позволяет в условиях вакуума разбрызгивать по стенкам сублиматора. Замороженную в лотках пасту помещалм в сублиматор.

Процесс сушки состоит из двух этапов: стабилизации и самой сушки. Важнейшим параметром при сублимационной сушке является температура. Оптимальной является температура + 40°С, которая ниже значений эвтектической зоны. Скорость сушки 2% влаги в час в условиях вакуума. Быстрое удаление воды приводит к гибели клеток. Далее продукт выдерживают при той же температуре еще один час до остаточной влажности 5%. При этом контролируют вакуум, электропроводность материала и другие показатели согласно инструкции по эксплуатации установки. Пересушивание и недосушивание продукта вредно сказывается на его качестве.

Весь процесс сушки продолжается 50 часов. Полученный порошок имеет авторское название Билар. Упаковка порошков Билар производится в инертной среде газообразного азота в герметическую упаковку в трехслойные пленчатые материалы на основе алюминиевой фольги или стеклотару.

Предлагаемая технология хранения при + 20° С позволяет сохранить Билар в течение 6 месяцев без изменения качества в защищенном от прямого солнечного света месте. Рабочий выход порошка с 1 литра пасты составляет 220-230 г. Таким образом, из пастообразного продукта из трутневых личинок получили порошок Билар.

На первом этапе реализации планируется использовать пять специалистов – руководитель проекта, бухгалтера, менеджера, лаборанта, непосредственно задействованных в проведении НИОКР.

При организации управления предприятием ООО МИП «Апипродукт» предполагается использовать линейно-функциональную структуру управления, построенную по признакам функциональной специализации служб и отделов предприятия.

План организации производства по годам реализации проекта (включает аренду или приобретение производственных помещений, приобретение или аренда оборудования, получение разрешительных документов, производственная кооперация и т.д).

Смета затрат предприятия по годам показывает, что в первый год будет затрачено 800,000 рублей, это средства перечисленные в виде государственной грантовой поддержки. Во второй год планируется увеличить затраты и предполагается кроме грантовой поддержки использовать и собственные средства предприятия. В третий год затраты составят порядка 2,068,046 рублей. Основную статью затрат составляют заработанная плата с начислениями, закупка спецоборудования и прочие расходы, в которые входят командировки, оплата работ сторонних организаций и многие другие виды деятельности, входящие в перечень.

При сбыте продукции предприятие в большей степени ориентируется на работу с домашними хозяйствами и населением – 40% всего товарооборота продукции, 30% занимают медицинские и лечебно-профилактические учреждения, 20 и 10% - спортивные, оздоровительные центры и образовательные учреждения (детские сады и школы) соответственно [7].

Наряду с традиционной схемой распространения Билара через торговую сеть, планируется широко применять возможности современных Интернет-технологий: будут задействованы механизмы электронной торговли через Интернет-магазин «Апипродукт», использоваться возможности электронных платежей, проведение виртуальных консультаций для покупателей на сайте предприятия, планируется создание и поддержка функционирования сетевого сообщества производителей и потребителей продуктов пчеловодства.

При продвижении продукции на рынке планируется применять следующие способы стимулирования продаж:

1. Общее стимулирование планируется применять непосредственно на местах продаж для общего оживления торговли. К числу стимулирующих мероприятий можно отнести варианты снижения цен на продукцию, демонстративного представления рекламируемых товаров или услуг, проведение игр, дегустаций, распространение красочных рекламных объявлений и афиш, усиление рекламной компании в СМИ, интернет-рекламы, разработку и раздачу листовок с льготными купонами, бесплатные подарки при приобретении продукции на определенную сумму, проведение конкурсов и др.

2. Избирательное стимулирование будет использоваться при работе с юридическими лицами: система скидок при полной оплате партии товара, при приобретении крупных оптовых партий, либо при полном расчете покупателя с ООО МИП "Апипродукт" в течение первого месяца со дня покупки.

3. Индивидуальное стимулирование продаж будет осуществляться в местах, где разместится общая экспозиция выпускаемых продуктов, в том числе и виртуальная в интернет-магазине и на сайте ООО МИП «Апипродукт».

Заключение. В статье разработан жизненный цикл инноваций лечебно-профилактического продукта Билар из трутневых личинок и показан процесс организации новой продукции на предприятии.Он предусматривает следующие этапы: выращивание, прием и измельчение личинок до биомассы, сублимационная вакуумная сушка биомассы и получение порошка с массовой долей влаги 2 %. Билар- это порошок желтого цвета, который кроме белка, витаминов группы В, β-каротина, α-токоферола дополнительно обогащен биотином, каротином всех видов, РР, 28 макро- и микроэлементами, ненасыщенными жирными кислотами (линолевая, линоленовая и арахидоновая), фенольными соединениями с Р – витаминной активностью, 80 ферментами, биополимерами, фактором роста и др. и имеет продолжительный срок хранения за счет удаления воды из состава. Продукт Билар из трутневых личинок может применяться в чистом виде и как обогатитель пищевых продуктов и повышать конкурентоспособность предприятия[8-10].

Источником финансирования предприятия являются государственная грантовая поддержка. Сметная стоимость проекта: 1.644.838,80 рублей [7].

Однако, как показала практика формирование и повышение спроса на новый вид биологически активных продуктов, обладающих лечебно-профилактическим свойством затруднено по причине низкой осведомленности населения о полезных и лечебных свойствах новых продуктов, отсутствия региональных программ по оздоровлению населения региона и дефиците финансирования подобных предприятий.

Список литературы:

1. Прохода И.А. Апиларвепродукты для функционального питания //Пчеловодство. – 2009. – №7. – С.51-52.

2. Прохода И.А. Получение апидобавок из личинок пчел// Пчеловодство. – 2009. – №8. – С.48-49.

3. Прохода И.А. Товароведная характеристика новых апидобавок из продуктов пчеловодства и ее использование в продуктах иммуномодулирующего действия // Вестник Брянского государственного университета. – Брянск. – 2009. – №4. – С. 64-67.

4. Прохода И.А. Апиларвепродукты – нетрадиционные продукты пчеловодства личиночного происхождения с иммуномодулирующими свойствами // Аграрная Россия. - №5. – 2009. – С. 37-39.

5. Прохода И.А. Инновационные разработки в пчеловодстве //Пчеловодство.– 2011.- №11. – С.46-47.

6. Прохода И.А., Морозова Е.П., Сахаров А.А.Жизненный цикл инноваций апипродукта из личиночного сырья //Вестник Брянского государственного университета. – Брянск, 2012. - №3 - С. 150-152.

7. Прохода И.А., Тачкова И.А. Экономическое обоснование производства апипродуктов //Вестник Брянского государственного университета. – Брянск, 2012. - №3. - С. 152-154.

8.Прохода И.А. Стимулирование инновационной деятельности малых инновационных предприятий//Вестник Брянского государственного университета. – Брянск, 2014. - №3. - С. 206-209.

9. Прохода И.А Патент на полезную модель №108917 «Устройство для отбора трутневых личинок, заявка № 2011107342. Приоритет полезной модели 25 февраля 2011г., зарегистрирован в Государственном реестре полезных моделей РФ 10.10 2011, срок действия патента истекает 25 февраля 2021 г.

10. Прохода И.А., Морозова Е.П. «Лечебно-профилактический препарат из трутневых личинок, обладающий иммуномодулирующим действием» № 2473355, заявка № 2011150581, приоритет изобретения 12 декабря 2011 г, зарегистрирован в Государственном реестре изобретений РФ 27.01.2013, срок действия патента истекает 12 декабря 2031г.

Просмотров работы: 374