УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Малые инновационные предприятия (МИП) - это новый вид инновационного бизнеса, который предполагает продвижение и коммерциализацию научных разработок, их внедрение и возможность учебным и научным учреждениям зарабатывать деньги на дальнейшую деятельность. В настоящее время МИП широко представлены на рынке электронной коммерции.

Многие ВУЗы согласно ФЗ №217 после вступления его в силу, имея определенные лаборатории и прочую базу, стали открывать малые инновационные предприятия [1].

Так, при Брянском государственном университете было создано малое инновационное предприятие «Апипродукт», основным видом деятельности которого является научные исследования в различных областях человеческой деятельности, их адаптация и продвижение на практике. Для сбыта выпускаемых инновационных продуктов МИП «Апипродукт» использует созданный Интернет-магазин [3].

Очень актуальным вопросом является осуществление управления бизнес-процессами МИПа, влияющих на успешность предприятия. Малые инновационные предприятия характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей социально‑экономического развития. Но важнейшей особенностью, характерной лишь для малых инновационных предприятий, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Такими путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.), повышение конкурентоспособности продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом.

Такая важнейшая особенность не может быть ни учтена при определении содержания малого инновационного предприятия. С учетом этого определение малого инновационного предприятия может быть сформулировано следующим образом.

Малые инновационные предприятия – это относительно новые хозяйствующие субъекты в сфере рыночной экономики, характеризующиеся независимостью и адаптивностью, призванные выполнять задачи по структурной перестройке производства, по расширению международного научно‑технического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений (прежде всего принципиально новых) и создания обстановки восприимчивости различных инноваций.

Малые инновационные предприятия могут быть классифицированы по разным признакам. В самом общем виде они классифицируются по характеру решаемых проблем (экономические, социальные, экологические и др.), содержанию конкретных основных задач (производственные, научно‑технические, внедренческие и пр.), видам удовлетворяемых потребностей (личные, производственные, научные и т. д.). С точки зрения практического использования и учета особенностей функционирования МИП классификация их может быть осуществлена:

• по содержанию инноваций (продуктовые, технологические, управленческие, организационно‑производственные и социальные новшества);

• степени новизны результатов разработок (принципиально новые, модернизированные, улучшенные в конструкторско‑технологических решениях);

• содержанию конкретных работ (научно‑технические, научно‑производственные, посреднические – внедренческие и консультативные, научно‑технические услуги);

• этапам инновационного процесса (разработка, опытное и промышленное освоение, внедрение в производство, распространение, эксплуатация);

• назначению новшеств (для мирового рынка – экспортные и внутреннего рынка, включая собственные нужды);

• степени риска (очень рисковые, умеренно рисковые, низко‑рисковые).

Поясним содержание конкретных работ, относящихся к посредническим и научно‑техническим услугам. Посреднические услуги включают консультации по выполнению различных расчетов (например, прочностных, высотных, финансово‑экономических и др.), проведению маркетинговых, экономических и других видов анализа. Посреднические услуги могут быть и внедренческого характера. Например, освоение новшеств на конкретном предприятии, оказание помощи при промышленном выпуске изделий с учетом производственно‑технологических особенностей предприятий и др. Научно‑технические услуги включают в свой состав многие виды услуг – оформление патентов и изобретений, стандартизацию и контроль качества, хранение и содержание научно‑технической документации в надлежащем состоянии, обеспечение информационными материалами, учет объектов интеллектуальной собственности и др.

Управление бизнес-процессами включает МИПа 4 основных функции:

- планирование;

-организация;

-мотивация;

-контроль.

Планирование — это процесс составления планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:

1) цели деятельности организации;2) ресурсы, необходимые для достижения этих целей;3) способы достижения поставленных целей.

Планирование представляет собой начальный этап управления, т.к. без четкого представления о целях деятельности не имеет смысла приступать к работе. Кроме того важно понимать, какие ресурсы (оборудование, деньги, специалисты, технологии и т.п.) выделяются для достижения этой цели и как они буду использоваться. Пожалуй, одним из главнейших элементов любого плана является указание на сроки выполнения каждого его пункта (сроки достижения целей).

Организация — это функция, заключающаяся в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы.Когда организационные задачи касаются всего предприятия в целом (или его крупных частей), то говорят, что менеджмент формирует организационную структуру управления (ОСУ)компанией.

Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между сотрудниками задач, полномочий и ресурсов позволяют эффективно предприятию работать только в том случае, если исполнители (да и руководители тоже) будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития, соглашаться с установленными в компании порядками и принимать ее нравственные ценности.

Обеспечить выполнение этих сложныхусловий в коллективе можно только путем специальной работы, которая называется мотивированием или стимулированием персонала, или просто мотивацией.

Мотивация— это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.

С помощью этой функции менеджмент создает условия работы на предприятии, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу. Строго говоря, слово «мотивация» означает особое внутреннее (психологическое) состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Однако в менеджменте этим термином обозначается одна из функций управления — действия руководителя, направленные на формирование таких мотивов поведения сотрудников, которые побуждали бы их действовать не только в своих интересах, но и в интересах компании.

Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда.

Производительность труда — это эффективность труда в процессе производства. Она измеряется количеством продукции, произведенным работником за единицу рабочего времени (смену, месяц, год), или количеством времени, затраченным на производство единицы продукции.Тем не менее, нормальная работа любого предприятия или подразделения невозможна без осуществления контроля.

Контроль — это процесс, в ходе которого менеджмент определяет, во-первых, достигнуты или нет цели организации, а, во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке. Другими словами, контроль — это оценивание результатов труда в организации и формирование на их основе соответствующих выводов и решений.

Что менеджерам МИПов приходится контролировать? Соблюдение сотрудниками трудовой дисциплины, количество и качество производимой продукции, соблюдение графиков отгрузки товаров, выполнение заданий и многое другое.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ №217-ФЗ от 02.09.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности», принят Государственной Думой 24 июля 2009 г., одобрен Советом Федерации 27 июля 2009г.

2. Прохода И.А. Государственное стимулирование и поддержка малых инновационных предприятий// Материалы и доклады РАНХиГС (Орловский филиал). – 2016. - С.290-292.

3. Прохода И.А. Стимулирование инновационной деятельности малых инновационных предприятий// Вестник Брянского государственного университета. – 2014. - №3. - С.206-209.

Просмотров работы: 517