ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время в российской прессе появляется много материалов, освещающих проблемы развития сети Интернет и электронной коммерции.

Авторы многих публикаций указывают на полное отсутствие в России правового регулирования этой сферы. Однако это не совсем так. Правовое регулирование торговли в Интернете действительно далеко от совершенства, но не стоит драматизировать существующую ситуацию.

Основной правовой принцип электронной коммерции состоит в том, что стороны не вправе ставить под сомнение законность и действительность сделки только на том основании, что она совершена электронным способом [2].

Однако добиться неукоснительного соблюдения этого принципа исключительно на основании специального соглашения между сторонами об использовании при совершении сделок электронных средств не всегда возможно, что часто порождает специфические юридические сложности.

В частности, отсутствует определенность в вопросе о том, все ли положения такого соглашения будут обладать равной юридической силой в случае судебного разбирательства, учитывая, что в законодательстве ряда стран предусматривается право сторон по договору оспорить законность передачи тех или иных сообщений на том основании, что в данном случае требуется письменный документ либо документ, заверенный собственноручными подписями сторон.

Для того чтобы помочь странам преодолеть многие правовые препятствия, в 1995 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) был разработан Типовой закон «О правовых аспектах электронного обмена данными». Закон представлен в качестве модели, с помощью которой страны могут в национальном законодательстве решить основные проблемы, связанные с юридической значимостью записей в памяти ЭВМ, требованием письменной формы, удостоверением подлинности, общими условиями, распределением риска и ответственностью при несоблюдении сторонами обязательств, возникающих из договоров, заключенных при помощи электронных средств.

Типовой закон предусматривает равный правовой режим для бумажной документации и компьютеризированной информации. На 29-й сессии ЮНСИТРАЛ, проведенной в Нью-Йорке 14 июня 1996 г., были утверждены новый текст Типового закона и его новое название: «О коммерческих операциях с применением электронных средств». Большая часть текста соответствует раннему проекту, однако значительно отличается от него порядком статей [3].

Что же касается правовой ситуации в России, то отечественное законодательство довольно оперативно, и в то же время несогласованно и противоречиво отреагировало на мировой прогресс в области электронных сделок.

В наиболее общем виде вопрос представлен в Законе «Об информации, информатизации и о защите информации». Прежде всего, этот закон ввел два обобщающих понятия: «документ» (документированная информация) и «информационная система» (ст. 2). Первое понятие означает зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Второе понятие (усложненное, однако небесполезное для применения в юридическом смысле) относится к организационно-упорядоченной совокупности документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы [2].

В российской практике электронного документооборота распространенным средством защиты информации является так называемая электронная цифровая подпись (ЭЦП). Последняя одновременно служит подтверждением достоверности передаваемой при помощи ЭВМ документации, а также свидетельством того, что она составлена и подписана должным образом уполномоченным лицом. Технология цифровой подписи позволяет защитить информацию от несанкционированного прочтения, изменения и подлога вне зависимости от степени защиты канала связи [1].

Примечательно, что в российской договорной практике можно констатировать наличие абсолютно тех же проблем, что и в странах, где уже давно применяется электронный обмен данными, а именно:

  • неопределенность относительно юридической силы положений договора, предусматривающих достаточно неформализованную процедуру электронного заключения сделок, в случае судебного разбирательства;

  • отсутствие четких указаний (или ограничений) закона относительно того, какие документы могут (или не могут) быть использованы в коммерческом обороте в виде электронного сообщения и требований к структуре и форме такого сообщения;

  • неопределенность позиции законодателей, а также Высшего арбитражного суда относительно такой категории, как электронная подпись.

  • отсутствие прямой обязанности посредников – поставщиков услуг по организации электронной связи (в частности, торговых систем) – хранить, предоставлять по запросу сторон или официальных органов, а также подтверждать подлинность созданных и переданных с их помощью электронных документов.

Помимо обозначенных, существует еще одна проблема электронных сделок: в российских подзаконных актах сохраняются в настоящее время и прямые требования, предписывающие использование традиционных бумажных документов, целесообразность которых объясняется только тем, что бумажный документ может быть сразу же прочитан, а сообщения, передаваемые с помощью электронной связи, – лишь после распечатки на бумаге или воспроизведения на экране компьютера. Такие соображения, а также несогласованность и противоречия в нормативных актах, представляют собой реальные правовые препятствия развитию современных средств передачи данных в сфере правового регулирования коммерческой деятельности.

Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» призван заложить законодательные основы нормативного регулирования отношений, связанных с использованием особого вида подтверждения подлинности электронных документов – электронной цифровой подписи [1].

Этот закон должен развить нормы ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, установившие, что использование электронной цифровой подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Кроме того, разрабатываемый федеральный закон призван раскрыть системообразующие нормы п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информатизации и о защите информации», согласно которым «юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью».

Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» должен служить юридическим фундаментом совершенствования системы государственного управления и развития кредитно-финансовой и коммерческой сфер.

Следует отметить, что ряд развитых стран, в частности США, Канада, ФРГ и другие европейские страны, уже приняли соответствующие законодательные акты. Комиссией ООН по праву международной торговли в 1996 г. разработан примерный свод правил, регулирующих порядок проведения сделок в электронном виде, – Типовой закон «Об электронной коммерции» [3].

В разработке рассматриваемой первой редакции проекта федерального закона приняли участие специалисты Минсвязи России, ФАПСИ, Центрального банка Российской Федерации и Института государства и права РАН.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи". [Электронный ресурс]. – URL:

http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-10012002-n-1-fz-ob/

  1. Электронная коммерция: правовое регулирование и налогообложение. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mibok.ru/about/press/index.php?ID=1643

  2. Совершение сделок путем электронного обмена данными (Принципы правового подхода). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.yurclub.ru/docs/civil/article2.html

Просмотров работы: 389