ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВУЗАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВУЗАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из основных задач развития страны в долгосрочной перспективе – это постепенный переход к инновационной экономике. Сегодня определяющим фактором экономического роста, необходимым для формирования конкурентного преимущества на мировом рынке, становятся знания и новые технологии. На небольших предприятиях трансфер знаний и технологий (процесс передачи технологий из сферы разработки для практического использования) происходит гораздо быстрее, чем в аналогичных крупных фирмах.

Создаваемые в России на базе вузов, малые инновационные предприятия (МИП) – связывают реальные сектора экономики страны с научной средой, позволяя реализовывать рискованные инновационные проекты. Подобные предприятия первый шаг к переходу отечественной экономики на новый технологический уклад.

В настоящее время государство проводит реформы и предлагает различные варианты решения задач инновационного развития России. Необходимым условием для формирования инновационной экономики и подготовки квалифицированных кадров является эффективная система инновационной деятельности высших учебных заведений.

В связи с этим, был принят Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ, согласно которому вузам, НИИ и Академиям наук разрешено создание малых инновационных предприятий (далее — МИП).

Малые инновационные предприятия являются важным составляющим компонентом инновационной системы, а также ключевым фактором в обеспечении устойчивого экономического роста и инновационного развития регионов [1].

МИП нацелены на получение прибыли за счет реализации востребованной на рынке наукоемкой продукции и оказания высокотехнологичных услуг.

Так при Брянском государственном университете в 2011 году было открыто малое инновационное предприятие «Апипродукт», основным видом деятельности которого являются научные исследования в различных областях и их внедрение в различные сферы человеческой деятельности [4], [5]. [6], [7].

Основная цель создания МИПов при вузах - адаптация исследований и разработок к требованиям реального сектора экономики и обеспечение их коммерциализации.

МИПы при вузах должны стать механизмом по стимулированию развития эффективных связей: между научно-образовательным и производственным сектором экономики.

С принятием Федерального закона от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ вузы получили возможность создавать малые инновационные предприятия. Причем, ВУЗ может быть как единолично его учредителем, так и привлекать других лиц в качестве соучредителей данного предприятия.

Федеральный закон обеспечил нормативно-правовую основу для создания бюджетными образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения принадлежащих и стоящих на бухгалтерском балансе результатов интеллектуальной деятельности (РИД): программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Также, физические и юридические лица получили возможность вкладывать в уставной капитал предприятия не только денежные средства, но и оборудование, а также иное имущество, необходимое для деятельности МИП.

Малые инновационные предприятия вправе получить в аренду помещения на территории вуза без проведения последним конкурсов и аукционов, а также применить упрощенную систему налогообложения, что позволит им снизить налоговую нагрузку и упростить ведение налогового и бухгалтерского учета.

В условиях заявленного руководством страны перехода к экономике инновационного типа МИП должны обеспечить рост числа коммерциализированных в экономике инноваций, позволить преподавательскому составу высших учебных заведений реализовать на практике творческие замыслы и инновационные бизнес-идеи, а также активнее привлекать к процессу создания РИДов студентов и аспирантов [3].

С момента принятия 217-ФЗ прошло уже более 7 лет, и за это время в деятельности МИП выделился целый ряд проблем.

Первой проблемой является выявление интеллектуальной собственности, которую необходимо внести в качестве вклада в уставной капитал МИП, соответствующей профилю деятельности МИП [2].

Второй проблемой является неготовность преподавательского состава взять ответственность за создание МИП и выступить в качестве учредителя или директора.

Третья проблема - слабая заинтересованность предприятий, венчурных инвесторов в реализации и внедрении РИД.

Четвертой проблемой является множество трудно решаемых вопросов, таких как, несовершенная законодательная база, слабая инновационная структура вуза в начальный момент становления МИПов, отсутствие опыта маркетинга инноваций и практики работы на открытом рынке, трудности с арендой и т. п.

С сентября 2013 года в силу вступили долгожданные изменения законодательства, позволяющие вузам решить одну из ключевых проблем, связанных с привлечением внешних инвестиций в малые инновационные предприятия. Снятие ограничений на размер минимальной доли образовательного учреждения в уставном капитале создаваемых хозяйственных обществ (Табл. 1).

Таблица 1 - Количество хозяйственных обществ (МИП), созданных бюджетными организациями

Организация

Количество организаций, создавших МИП

Количество созданных МИП

НИИ

21

29

Учреждения науки РАН

63

103

Вузы

281

1962

Такой результат является следствием действий Рособразования, активно призывавшего в первые годы действия ФЗ-217 к созданию МИП при вузах, являясь их учредителем. Рекомендации учредителя, воспринимаемые как обязательные, выполнялись – число МИП росло. Однако около трети из них оказались созданными фактически лишь «на бумаге», а порой и с нарушениями того же ФЗ-217. Чтобы понять причины такой ситуации, рассмотрим результативность работы МИП при вузах-победителях конкурса развития инновационной инфраструктур (Табл.2).

Таблица 2 - Результативность работы МИП при вузах-победителях конкурса развития инновационной инфраструктур

Результат деятельности

Статистика по РФ, %

Не начинали свою деятельность

43,1

Имеют выручку до 1 млн. рублей

15,4

Имеют выручку от 1 до 5 млн. рублей

20,5

Имеют выручку от 5 до 20 млн. рублей

17,9

Имеют выручку более 20 млн. рублей

3,1

ИТОГО

100

На основе приведенных данных можно сделать вывод: подавляющее большинство (70 процентов) созданных МИП неработоспособны, что объясняется отсутствием у них необходимых ресурсов.

Таблица 3 - Показатели деятельности среднестатистического МИП

п/п

Наименование показателя МИП

Значение показателя

1

Средний возраст сотрудников

35 лет

2

Размер арендованного помещения

200-300 кв. м

3

Число штатных сотрудников

3

4

Число сотрудников-совместителей

5-6

5

Число привлеченных аспирантов, докторантов

3

Данные таблицы 3 показывают, что при максимально разрешенном численном составе предприятия (50 человек) в МИП численность сотрудников составляет 8-9 человек, или даже меньше. При этом основная часть сотрудников работает по совместительству.

Учитывая значительную учебную нагрузку преподавателя в современных ВУЗах, очевидно, что ждать от таких МИП активной деятельности в области инноваций проблематично [ 6].

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ №217-ФЗ от 02.09.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности», принят Государственной Думой 24 июля 2009 г., одобрен Советом Федерации 27 июля 2009г.

  2. Распоряжение Правительства РФ «Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 года, № 1662-р (ред. от 08.08.2009). - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/ras..

  3. Власов А.Ф. «Реализация ФЗ-217 как составляющая развития инновационной инфраструктуры вузов. Первые итоги и перспективы» / А.Ф. Власов // От науки к бизнесу: материалы VI Международного форума. – СПб.: СОЛО, 2012.

  4. Прохода И.А. Государственное стимулирование и поддержка малых инновационных предприятий// Материалы и доклады РАНХиГС (Орловский филиал). – 2016. - С.290-292.

  5. Прохода И.А. Стимулирование инновационной деятельности малых инновационных предприятий// Вестник Брянского государственного университета. – 2014. - №3. - С.206-209.

  6. Прохода И.А., Морозова Е.П. Инновационная стратегия создания малых инновационных предприятий (МИП)//Вестник Брянского государственного университета. – 2011. - №3. - С.185-187.

  7. Прохода И.А., Морозова Е.П., Сахаров А.А. Жизненный цикл инноваций апипродукта из личиночного сырья// Вестник Брянского государственного университета.-2012. - №3-1.- С.150-152.

Просмотров работы: 893