АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Персонал – один из ключевых элементов организации, состоящий из наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев, который характеризуется наличием:

 трудовых взаимоотношений с работодателем, оформленных трудовым договором;

 качественных характеристик (профессией, специальностью и т.д.);

 целевой направленности деятельности персонала.

Для современных предприятий важной задачей системы управления персоналом является обеспечение непрерывного повышения квалификации работников с целью поддержания компетентности кадров на уровне, позволяющем интенсифицировать производственные процессы без потери качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Определенная часть профессиональных навыков и знаний сотрудников с течением времени теряет актуальность, что в первую очередь связано с непрерывным развитием и совершенствованием информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем управления (АСУ) технологическими процессами.

Кроме того, задачей системы управления кадрами является мониторинг и управление кадровым резервом, для решения которой необходимо наличие полной информации о знаниях, навыках и производственном опыте сотрудников [1].

Знания, относящиеся к сфере управления персоналом предприятия, в настоящее время чаще представлены в неформальных, описательных формах. Это в ряде случаев способствует принятию необоснованных управленческих решений, относящихся к оценке уровня квалификации, необходимости осуществления и непосредственно организации процесса переподготовки.

Отсюда вытекает важность формализации основных индивидуальных характеристик каждого сотрудника с последующей реализацией в АСУ процессом повышения квалификации. При этом необходимо учитывать отличительные особенности подготовки, характерные для предприятия электронного бизнеса. Это узкая специализация знаний, сжатые временные сроки курсов повышения квалификации, часто проводимых без отрыва от производства, профессиональные и возрастные различия групп слушателей, опыт предыдущего повышения квалификации, а также характеристики, определяемые конкретной отраслью народного хозяйства.

В процессе повышения квалификации персонала предприятий электронного бизнеса необходимо применять индивидуально направленные методы и алгоритмы обучения, позволяющие освоить необходимые компетенции в сжатые временные сроки.

Личностные и профессиональные качества человека определяют индивидуальные образовательные траектории, где наиболее важны временные параметры и объем получаемых знаний.

Важнейшим процессом, связывающим все основные функции управления социально-экономическими системами, является разработка управленческих решений, поскольку именно принимаемые решения определяют не только эффективность процесса управления, но и возможность устойчивого развития управляемой системы и ее выживаемости в быстро изменяющемся мире.

Вместе с тем, для процесса разработки управленческих решений характерен ряд проблем, связанных в первую очередь с трудноформализуемостью большинства его этапов, уникальностью возникающих задач, необходимостью учета множества факторов и целей, имеющих сложную структуру взаимосвязи, а зачастую противоречащих друг другу, и наконец высокой ценой неверно принятых решений.

Поэтому наиболее эффективным подходом к разработке решений является сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера и современных технологий автоматизированной поддержки принятия решений, позволяющих систематизировать и структурировать имеющуюся информацию, исследовать альтернативные варианты решений и выбрать из них наиболее удачные. В основе указанных технологий лежит математическое моделирование процесса разработки решений [1].

В целом процесс разработки управленческого решения состоит из трех основных этапов: подготовка, обоснование и принятие решения – на каждом из этих этапов решается множество подзадач, при этом их решение обычно носит параллельный и итерационный характер.

Для некоторых подзадач, таких как получение критериальных оценок альтернатив, моделирование предпочтений лица, принимающего решение (ЛПР), выбор оптимального решения и др., существуют достаточно хорошо проработанные на сегодняшний день подходы к их моделированию – большинство таких подходов основано на математической теории принятия решений. С другой стороны, такие подзадачи, как анализ факторов, характеризующих моделируемую ситуацию, разработка прогноза ее развития, синтез и отбор альтернатив и управляющих стратегий, решаются в основном на приближенном, качественном уровне, с помощью интуиции и нестрогих рассуждений.

Основная сложность, возникающая при построении моделей таких задач, состоит в том, что аналитическое описание либо статистическое наблюдение зависимостей между входными и выходными параметрами затруднено, а зачастую невозможно, и приходится прибегать к субъективным моделям, основанным на экспертной информации, обрабатываемой с привлечением логики «здравого смысла», интуиции и эвристик.

Научным направлением, лежащим в основе исследования задач, обладающих указанными характеристиками, является методология когнитивного моделирования.

Наиболее эффективным классом когнитивных моделей являются нечеткие когнитивные модели, хорошо зарекомендовавшие себя в задачах исследования структуры моделируемой системы и получения прогнозов ее поведения при различных управляющих воздействиях, с целью синтеза эффективных стратегий управления.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности работ, направленных на построение, исследование и поддержку когнитивных моделей в рамках автоматизации разработки управленческих решений, для исследования всего комплекса проблем управления в социально-экономических системах.

Персонал выступает в качестве одного из наиболее сложных объектов управления в социально-экономических системах и является ключевым ресурсом организации. В современных условиях, характеризующихся постоянным усложнением техники и технологий, отмечается устойчивый рост требований к уровню квалификации персонала, в том числе и персонала предприятий электронного бизнеса.

Управление персоналом предприятий электронного бизнеса охватывает широкий спектр функций, начиная от приема сотрудника на работу до увольнения, и предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и документационное обеспечение системы управления персоналом [1].

В процессе приема сотрудников на работу в условиях высокой конкуренции работодателю приходиться принимать крайне важное и ответственное решение, от которого в дальнейшем будет зависеть как эффективность бизнеса, так и социально-психологический климат в коллективе.

При приеме на работу, помимо профессиональных качеств, характеризующих уровень квалификации специалиста, важными являются его личностные качества: исполнительность, ответственность, пунктуальность, умение работать в команде и др. При этом набор критериев, являющихся наиболее значимыми при приеме сотрудника на работу, будет различным для специалистов разного профиля, что обусловлено требованиями к должности, на которую принимают сотрудника.

Ошибка при приеме специалиста на работу влечет за собой негативные последствия в виде неоправданных материальных затрат.

Отбор персонала следует рассматривать как процесс управления в сложной социальной системе, где в качестве объектов выступают с одной стороны предприятие электронного бизнеса и представляющие его сотрудники, с другой – претенденты на должность, являющиеся носителями уникальных профессиональных и личностных компетенций.

Для автоматизации процесса управления отбором персонала крайне сложно разработать универсальную формализованную модель системы управления отбором персонала в силу специфических требований к претендентам со стороны различных предприятий электронного бизнеса, выступающих в качестве работодателей на современном рынке труда.

В то же время повысить эффективность управления этим процессом можно путем создания информационной системы поддержки принятия решений (ИСППР), базисом которой будут являться результаты комплексной диагностики соискателей вакантной должности.

Понятие «комплексная диагностика», подразумевает использование при управлении процессом отбора технического персонала вариативного комплекса диагностических методик, основанных на применении качественных и количественных методов, позволяющих определять значения показателей, характеризующих уровень профессиональных и личностных качеств претендентов на вакантную должность на всех этапах отбора.

Особую сложность в управленческой практике представляют решения, последствия которых трудно предсказать и количественно измерить, что тем самым сдерживает внедрение в практику нововведений и затрудняет организацию эффективной системы управления в целом. К ним относится большинство стратегических решений в области управления человеческими ресурсами в крупных организациях.

В настоящее время, для динамически развивающегося электронного бизнеса, на предприятиях которого активно внедряются современные информационные технологии, с целью повышения общей экономической эффективности, большой практический интерес представляют механизмы построения рациональных организационных структур с учетом перераспределения должностных обязанностей персонала, результатов анализа необходимости его подготовки и оценки компетентности.

Анализ большинства применяемых для управления персоналом информационных систем показал, что они решают следующие задачи: учета рабочего времени, управление выдачей заработной платы, учета кадровой информации (вакансии, штатное расписание и т.д.); выполняют подготовку и формирование стандартной отчетности и др., но не позволяют провести комплексную оценку организационной структуры – оценить рациональность системы должностных обязанностей, выявить необходимость подготовки персонала и провести оценку его компетентности.

Для управления персоналом используется значительное количество разнообразных информационных систем, которые выполняют следующее действия:

 синтезируют операции – формирует информационную модель объекта управления по исходным данным;

 анализирует операции – отображает в среде пользователя свойства управляемого объекта и ход процесса управления, производя тем самым оценку, распознавание и классификацию проблемных ситуаций;

 оценивает операции – обеспечивает выработку количественных показателей качества альтернативных вариантов предполагаемого решения;

 прогнозирует операции – вырабатывает сведения о поведении объекта управления в будущем при условии принятого того или иного альтернативного варианта управляющего воздействия.

Наиболее часто из них используются следующие информационные системы:

Oracle HRMS People Management Fundamentals

Oracle HRMS позволяет осуществлять работу с информацией о наемных и временных сотрудниках и отслеживать их карьеру с момента их принятия на работу до момента их ухода из организации. Эта информация может включать медицинские подробности, расписание работы, предпочтительный язык для корреспонденции и личных контактов, а также: обзор People Management, введение в процесс записи информации о сотрудниках, управление информацией о сотрудниках, коллективные соглашения, ввод информации о сотрудниках, ввод информации об обучающихся сотрудниках, ввод информации о назначениях, управление сотрудниками, управление расписаниями и доступностью, перевод и командировки сотрудников, включение в отчеты и анализ информации о сотрудниках, отслеживание информации о манерах (U.S. Only), U.S. Government Reporting, увольнение, восстановление или повторный прием на работу.

IFS Applications: HRM

Данное решение включает инструменты для эффективного ведения кадрового учета, расчета зарплаты и премий, анализа потребностей в персонале, отслеживания посещаемости, планирования карьерного и профессионального роста и обучения. IFS/Портал персонала на основе технологии Интернет-порталов реализована современная концепция ESS - Employee Self-service (Самостоятельное ведение личных дел). Доступ к фрагментам личных дел позволяет сотрудникам заботиться о точности информации о себе, параллельно уменьшая загрузку работников отдела кадров. Кроме работы с личными делами, по Интернету можно регистрировать командировочные расходы, вести табельный учет, проводить самооценку, регистрироваться на обучение, просматривать внутренние вакансии и т.п.

БОСС-Кадровик: Управление персоналом и расчет заработной платы (HR).

Позволяет:

 планировать структуру организации, штатные расписания и кадровую политику;

 производить расчет заработной платы, оперативный учет движения кадров;

 вести административный документооборот по персоналу и учету труда, аттестации и определению потребностей (обучение, повышение компетентности) работников;

 рекрутинг персонала на вакантные должности;

 ведение архивов без ограничения сроков давности и многое другое.

Обеспечивает:

 Руководителям: объективную информацию для принятия решений в области кадровой политики;

 Бухгалтерам: оперативный расчет заработной платы и формирование бухгалтерских проводок, формирование стандартной отчетности, учет затрат на персонал в себестоимости продукции;

 HR-менеджерам: ведение кадрового документооборота и всех учетных процедур, хранение неограниченного по объему архива данных, быстрое получение любой отчетности по персоналу;

Модуль Scala "Управление персоналом"

Модуль является интегрированной частью общего решения iScala. Он тесно и напрямую связан с модулем «Расчет Заработной Платы» и другими модулями, которые содержат информацию, касающуюся функций отдела персонала. Принцип построения модуля «Управление Персоналом» - это собрание документов с гибкой настройкой их состава и обработки. Информационным ядром модуля является собрание первичных документов необходимых для учета персонала: приказы по кадровому составу, приказы по организационной структуре, паспорта, справки, листки нетрудоспособности и другие первичные документы. Первичные документы собственно представляют из себя базу данных модуля. На основе первичных документов формируются учетные регистры – картотеки: карточки сотрудников, штатное расписание, табели учета рабочего времени, карточки партнеров и контрагентов, другие картотеки, сведения из которых необходимо получать должностным лицам организации. Картотеки, структуре модуля, являются срезом последних значений в базе данных. И документы, и картотеки используются для получения отчетов: сводок, реестров, бюджетов, календарей, стандартных форм карточек или других требуемых для работы видов отчетов.

Quinyx WorkForce

Решение Quinyx WorkForce включает в себя следующий функционал - управление кадрами, подбор, оценка, развитие персонала, расчет заработной платы, а также управление рабочим временем сотрудников. Логика SaaS-модели позволяет выбрать и оплачивать тот функционал HRM-системы, который реально применять в работе.

Управление персоналом. Система Галактика ERP

Контур управление персоналом выполняет автоматизацию процессов управления и учета кадров (количественного и качественного состава работников на организации), использования рабочего времени каждым сотрудником и выполняет вычислительные процедуры, связанные с оплатой труда персонала. Его модули с помощью настроек легко адаптируются к определенным требованиям законодательства в соответствии с отраслевыми, организационными, производственными особенностями учитывают специфику конкретной организации. Контур ориентирован на организации различных отраслей и форм собственности.

ИНЭК-Персонал

ИНЭК-Персонал - автоматизированная система управления персоналом организации, с определенным набором методик и взаимодействующих программных модулей.

Позволяет получать:

 Руководителям высшего звена: информационную поддержку принятия решений в области управления и регулирования взаимоотношений с персоналом, повышение эффективности управления, повышение отдачи, сокращение затрат, юридическую защиту интересов организации.

 Руководителям финансовых служб и ОТиЗ: определение положений кадровой политики и системы оплаты труда, планирование и оперативный контроль средств, выделенных на содержание персонала (бюджетная политика организации).

 Линейным руководителям: планирование работ с учетом режимов и графиков привлечения, возможность приема и оплаты выполненных работ, оперативный контроль деятельности сотрудников.

 Работникам кадровых служб: автоматизированный кадровый учет, формирование внутренней и внешней отчетности, контроль и мониторинг основных характеристик (показателей) сотрудников, средства анализа, подбор и привлечение персонала.

 Работникам бухгалтерии и учета рабочего времени: автоматизированный расчет заработной платы, формирование всей необходимой внутренней и внешней отчетности, включая ИМНС и ПФ, учет рабочего времени по отклонениям либо методом "сплошного табелирования" с возможностью использования сведений автоматизированной проходной.

AGroup HRB

AGroup и ЗАО КБ «Ситибанк» представляют комплексное решение для аутсорсинга кадрового делопроизводства и расчета заработной платы.

Решение включает в себя аутсорсинг следующих процессов: расчет заработной платы, подготовка выплат и перечисление аванса и заработной платы на счета в ЗАО КБ «Ситибанк» (а также в других банках), перечисление налогов, а также подготовка и формирование: стандартной отчетности по расчету заработной платы, в том числе расчетных листков; квартальной и годовой обязательной налоговой отчетности, в том числе в электронном виде; пакета унифицированных форм по кадровому делопроизводству.

Система Alfa / Управление персоналом

Позволяет решать в области управления кадрами следующие блоки задач: учет кадровой информации; управление кадровым документооборотом по личному составу; управление процессами поддержки квалификации персонала; учет вакансий и управление подбором кадров; другие задачи в сфере управления кадрами.

Global-HRM / Global-Salary

Global-HRM это инструмент, позволяющий автоматизировать все задачи и функции, характерные для современных служб управления персоналом. Являясь функциональной и надежной рабочей средой для специалистов по кадровому учету, она предоставляет широкие возможности менеджерам в области оценки, аттестации, планирования и продвижения персонала. Включает: кадровый учет, кадровый документооборот, управление персоналом.

«Компас: Управление персоналом»

В «КОМПАС: Управление персоналом» входят 3 основных модуля: расчет заработной платы, кадровый учет, управление трудовыми ресурсами.

Помимо этого, HRM-система «КОМПАС: Управление персоналом» включает 2 дополнительных модуля: банковские карточки, электронные индивидуальные сведения для ПФ и МНС.

Монолит: Персонал

Функции управления персоналом ERP Монолит сосредоточены в интегрированной системе «Монолит: Персонал», обеспечивающей автоматизацию деятельности сотрудников служб, связанных с управлением персоналом (отдела труда и заработной платы, отдела кадров и др.).

Комплекс содержит функциональные возможности по управлению кадрами, учету рабочего времени и расчету заработной платы. Реализована поддержка программ и процедур обучения персонала (включая средства дистанционного обучения).

В комплексе реализована поддержка ряда взаимосвязанных задач, связанных с развитием персонала, среди которых: формирование кадрового резерва организации; планирование карьеры сотрудников; управление развитием.

1С Зарплата и Управление персоналом

Прикладное решение программы автоматизирует следующие задачи: расчет заработной платы; управление финансовой мотивацией персонала; оплату налогов и взносов с фонда оплаты труда; управление денежными расчетами с персоналом, включая депонирование; отражение начисленной заработной платы и на-логов в затратах организации; учет кадров и анализа кадрового состава; автоматизация кадрового делопроизводства; планирование потребностей в персонале; обеспечение бизнеса кадрами; управление компетенциями, обучением, аттестациями работников.

StepStone Total Talent Management Solution StepStone e-Recruitment (i-Grasp) - это решение для автоматизированного подбора персонала: поиск и привлечение, отсев и подбор, адаптация новых сотрудников – предоставляет комплексную систему привлечения и управления талантами, включает в себя: поиск и привлечение, отсев и подбор, адаптация новых сотрудников, HR Менеджмент, планирование карьеры и система преемственности, управление эффективностью, компенсации и льготы, управление компенсациями и льготами в соответствии с рынком, управление способностями, обучение и развитие, организационные диаграммы, персональный сервис.

«ОАЗИС. Управление персоналом»

В системе реализована автоматизация следующих процессов: ведение организационно-штатной структуры, оформление кадровых операций, ведение табеля рабочего времени, расчет начислений и удержаний, подбор сотрудников на открытые вакансии, периодическая оценка сотрудников, аттестация сотрудников, регистрация внутренних и внешних документов, ведение номенклатуры дел.

Система предназначена для автоматизации деятельности сотрудников отдела кадров, бухгалтеров по расчету заработной платы, менеджеров по подбору и оценке персонала.

Microsoft Dynamics AX

Модуль Управление персоналом в Microsoft Dynamics AX предназначен для управления структурой организации, хранения актуальных данных по каждому сотруднику, стратегического планирования развития персонала с учетом бизнес-целей.

Модуль «Управление персоналом» предоставляет менеджерам по персоналу структурированную информацию, необходимую для быстрого определения текущего уровня сотрудника, идентификации его сильных и слабых сторон и построения плана развития сотрудника. Управление квалификацией сотрудников означает выявление его знаний и навыков и сравнение с потребностями организации. Возможность создания квалификационной матрицы и построения процесса повышения квалификации персонала, включая интервью с сотрудниками, составление плана обучения, а также организацию мероприятий для развития профессионального роста сотрудников в соответствии со стратегией компании.

Microsoft Dynamics NAV

Модуль состоит из трех гранул: персонал, заработная плата и кадры.

Модуль «Персонал» обеспечивает гибкие функциональные возможности для ведения информации по сотрудникам в соответствии с требованиями российского законодательства (форма Т-2) и включает: регистрацию сведений о сотрудниках, конфиденциальную информацию, регистрацию отсутствия.

Модуль «Заработная плата» и Кадры» позволяет производить расчет заработной платы персонала в соответствии с действующим законодательством. Расчет осуществляется, исходя из информации, содержащейся в модуле Персонал, включает: расчет зарплаты сотрудников.

Модуль «Кадры» включает: учет Кадров (прием на работу, перевод на другую работу, прекращение трудового договора, дополнительные начисления и удержания, оплату неотработанного времени, отчетность).

ФЛАГМАН / Контур «Управление производством»

Модуль «Управление персоналом» предназначен для управления трудовыми ресурсами организации. Состав функций, включенных в программные модули контура, соответствует уровню HRM-систем (human resourses management), обеспечивает ведение штатного расписания, полноценный кадровый учет, расчет зарплаты, учет рабочего времени, формирование данных по единому социальному налогу (ЕСН). Реализованы функции управления мотивацией, обучением и переподготовкой кадров, подбором персонала (кадровым рекрутингом).

Парус «Управление персоналом»

Информационные системы «ПАРУС» автоматизируют процесс управления персоналом в части обеспечения решения следующих задач: организация труда и заработной платы; расчет заработной платы; учет кадров (учет военнообязанных, оформление движения персонала, учет работников, учет очередных отпусков, учет пенсионных прав, персонификация, имеющих инвалидность, формирование отчетов по учету кадров, формирование индивидуальных сведений и списков льготных профессий, анализ качественного состава кадров); управление развитием персонала (обучение персонала, ведение кадрового резерва, подбор кандидатов при приеме /переводе, аттестация персонала, анализ причин увольняемости, награждение, разработка систем нематериальной мотивации персонала); управление режимом.

КИС «Трудовик»

Реализует: учёт личного состава организации с соблюдением всех требований государства по формам учетной документации; планирование и регулирование оплаты труда и норм выработки; табельный учет в подразделениях и расчет сдельной оплаты труда; качественный и оперативный расчёт и начисление заработной платы, правильное удержание налогов, платежей, расчет пособий, отпускных и их своевременное перечисление.

Список литературы

1. Ерохин, В.В. Моделирование инновационного механизма предприятия с применением нечетких когнитивных карт / В.В. Ерохин, Д.Г. Лагерев, Е.А. Ларичева, А.Г Подвесовский // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – № 3. – С. 95-111.

Просмотров работы: 1098