К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание верных защитников Отечества, способных компетентно решать, как профессиональные, так и социально-педагогические задачи, предусматривает поиск новых направлений в области содержания патриотического воспитания. Это обусловлено реалиями сегодняшнего времени. Возникла острая необходимость внести определенные коррективы, как в понимание содержания патриотического воспитания, так и в практику его организации.

Как и всякое научное знание, педагогическая теория в настоящий исторический период обогащается идеями, уходящими своими корнями в глубь веков. Известный историк В.О. Ключевский считал, что изучение прошлого, слежение за ходом развития какого-либо явления «становится нравственно-патриотическим средством для человека, руководством для практической деятельности» [1].

Следует обратиться к опыту наших предков, проследить ход развития воспитания и педагогической мысли в России с древнейших времен до наших дней и выяснить, какое внимание уделялось идеям патриотизма на протяжении истории развития нашего государства.

Как уже отмечалось, истоки зарождения патриотизма можно найти в древних литературных памятниках. Молодые люди в Древней Руси воспитывались на поэтических произведениях того времени. На примерах подвигов Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича показывались качества, которые должны были присутствовать у того, кто решил посвятить себя воинской деятельности. В былине о Добрыне Никитиче мы находим сведения о профессиональной подготовке в Древней Руси, так как пребывание в отроках явилось для него своеобразным прохождением службы, при которой уделялось внимание и вопросам основ военного обучения.

В известном литературном памятнике Древней Руси «Повесть временных лет» нашла отражение идея извечной борьбы добра и зла, причем добро отождествляется в ней с патриотизмом – стремлением к процветанию родной земли. Носителями добра в повести выступают Владимир Святославович, Ярослав Мудрый и другие русские князья. Согласно Д.С. Лихачеву, идеальный образ князя являлся воплощением любви к Родине, к Отчизне, к Русской земле и основывался на определенных представлениях о чести. «Патриотизм, – пишет Д.С. Лихачев, – был не только долгом, но и убеждением русских князей» [2].

В XI-XII веках в Киевском государстве появился ряд рукописных книг, которые представляли собой сборники статей, среди которых имелись педагогические статьи и высказывания. Замечательным педагогическим памятником XII века является «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором мудрый государственный деятель давал советы своим детям, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть трудолюбивыми и храбрыми. Однако необходимо отметить, что военная подготовка в то время носила эпизодический характер. В тех исторических условиях военное дело являлось ремеслом, которое давало значительные привилегии тому, кто посвящал себя ратному делу.

В Древней Руси военное обучение не было системой. Навык заменял все сложные педагогические приемы обучения. Суть воинского обучения и воспитания заключалась в развитии и укреплении телесных и нравственных сил, формировании у воина мужества, храбрости, способности к военному делу. Широко практиковались гимнастические и военные упражнения, военные игры, охота. Но говорить о педагогической системе целенаправленного формирования у молодых воинов качеств патриота, защитника в то время не приходится.

К началу XVIII века, когда Россия сложилась в обширное многонациональное государство, возникла необходимость укрепления обороноспособности страны, развития науки и техники. Регулярную военную подготовку заложил Петр I. Еще в 1687-1688 гг. были созданы Преображенский и Семёновский полки, которые явились прообразами военных учебных заведений. Кроме развития физической силы, смелости и предприимчивости, обучения владению оружием, уделялось внимание нравственному воспитанию как основе развития патриотических качеств личности воина.

Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе. В «Табели о рангах» услуги Отечеству, усердие в делах государственных объявлялись высшей доблестью и закреплялись как важнейшие условия получения чинов и наград. С целью формирования патриотического сознания были утверждены соответствующие символы, награды, ритуалы, традиции.

Традиции, заложенные Петром, углублялись и расширялись его верными учениками и соратниками. Развитие их связано, прежде всего, с деятельностью таких выдающихся полководцев и флотоводцев, как: П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Блестящие победы на суше и на море прочно укрепили военный и международный авторитет России. Легендарный подвиг героев Бородина явился для последующих поколений русских людей вдохновляющим примером патриотического выполнения долга перед Родиной.

Яркие примеры мужества и героизма русских войск, образцы стойкости и патриотизма продемонстрировала Крымская война 1853 г. Стойкость и героизм русских солдат в первой мировой войне были не менее достойны подражания, чем подвиги их предков. Патриотизм был одним из исто­ков массового героизма россиян в трудные годы Великой Отечественной войны. Это чувство объединило все общество. Только в Москве за первые три дня войны поступило более 70 тысяч заявлений с просьбой направить на фронт. Героизм в годы войны был массовым.

Исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что российский патриотизм интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и многие другие компонен­ты. На основе данного анализа выявлены основные проявления российского патриотизма: способность к быстрой мобилизации всех своих физических и духовных сил в случае угрозы Отечеству; интернациональность; сочетание патриотизма с гордостью и достоинством. Таким образом, исторический опыт свидетельствует, что патриотизм является мощной духовной силой, позволяющей российскому народу в сложные исторические периоды мобилизовывать свои ресурсы и добиваться значительных успехов в воз­рождении страны и армии.

Патриотическое воспитание является важным направлением целостного процесса воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. Осознание сущности и содержания данного процесса предполагает чёткое обозначение смысла, вкладываемого в основные понятия.

Как отмечает Ю.В. Зеленков,патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, готовность и стремление его защищать [3]. Отечество в данном случае – это политическая, социальная и культурная среда, в которой живёт и трудится данный народ и территория, на которой он проживает. Следует отметить, что любой человек всегда является членом какой-либо общности людей, которая имеет свои характерные черты, а её члены, как правило, гордятся своей принадлежностью к ней. В результате можно говорить о различных частных вариантах патриотизма: национальный, профессиональный и другие. Касаясь военнослужащих, уместнее говорить о военно-профессиональном патриотизме.

В истории России его появление связывают с рождением регулярной армии во времена Петра I, становлением нового офицерского корпуса. К отличительным чертам русского военно-профессионального патриотизма относятся: преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь; высокие понятия воинской чести и воинского долга; стойкость и упорство в боевых действиях, готовность к подвигу как норма поведения и др. Военная история показывает, что такого набора черт не имеет никакая другая армия мира. Наполеону принадлежат слова: «Дайте русского солдата, и я покорю весь мир» [4].

В энциклопедических словарях военно-профессиональный патриотизм определяется как гордость за принадлежность к армии и флоту, за свой полк, корабль, их честь и славу. Ю.В. Зенков дополняет это определение следующим образом: «военно-профессиональный патриотизм – это способность воина в критический момент выйти на свой высший профессиональный, физический, волевой, морально-нравственный предел и превзойти его в интересах Родины» [4].

На основе понимания сущности патриотизма ведётся патриотическое воспитание. А.С. Калюжный рассматривает воспитание как сложное социально-педагогическое явление, связанное с передачей жизненного опыта от поколения к поколению; как один из факторов формирования и развития человека-патриота; как специфический процесс целенаправленного взаимодействия его объектов и субъектов [5]. На основе данных определений патриотическое воспитание военнослужащих можно определить, как целенаправленный процесс систематического взаимодействия его субъектов и объектов в целях формирования и развития у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Основываясь на исследованиях О.С. Гребенюка, мы учитываем, что личностные качества военнослужащих проявляются в следующих сферах: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, сфере саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной [6]. В процессе патриотического воспитания изменения происходят во всех сферах личности, что существенно отражается на развитии морально-боевых качеств военнослужащих.

В интеллектуальной сфере военнослужащих происходит развитие надситуативного мышления, что позволяет им видеть за фактом явления жизни, за явлениями – закономерности, а за закономерностями – основы человеческой жизни. Это даёт возможность реально оценивать происходящие события, делать правильные выводы в соответствии с системой морально-нравственных ценностей.

В мотивационной сфере военнослужащих формируется система личностных ценностей и установок, которые соотносятся с общественными ценностями. Они определяют направленность военнослужащих, способствуют становлению их государственно-патриотического мировоззрения, осознанности военнослужащими своего места и роли в обществе. Это существенно повышает их личную ответственность за защиту своего Отечества, усиливает психологический компонент морально-боевых качеств военнослужащих.

Развитиеэмоциональной сферы военнослужащих позволяет научить их понимать свои эмоциональные состояния и причины, порождающие их. Это оказывает влияние на развитие сферы саморегуляции, в которой у военнослужащих формируется умение управлять своими физическими и психическими состояниями, что определяет их психологическую готовность к боевым действиям.

Влияние патриотического воспитания на волевую сферу личности проявляется в инициативности, уверенности военнослужащих в собственных силах, настойчивости, что позволяет стойко переносить трудности военной службы, создаёт благоприятные условия для максимально полного проявления профессионально-боевых и физических качеств.

Развитие предметно-практической сферы личности определяется стремлением военнослужащих в совершенстве овладеть военным делом, использовать свои знания и умения для достижения максимального результата.

Развитие экзистенциальной сферы личности в процессе патриотического воспитания побуждает военнослужащих к постоянному самоанализу, самосовершенствованию, что является необходимым условием развития всех сфер морально-боевых качеств.

Анализ личностных преобразований в процессе патриотического воспитания позволил выделить ряд психолого-педагогических условий, способствующих эффективной реализации поставленных задач в процессе патриотического воспитания личного состава.

Нами выделены следующие условия: преемственность национальной идеи патриотического воспитания; личный пример воспитателей всех категорий; учёт индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.

Первое условие предполагает учёт в обучении и воспитании военнослужащих исторических примеров героизма предшествующих поколений, обладающих большим воспитательным потенциалом. Целенаправленное использование героического прошлого Вооруженных Сил, исторических фактов, побуждают сознание, волю военнослужащих на выполнение воинского долга.

Для воспитания на героическом подвиге главным является выяснение побудительных мотивов героизма, овладение духовным опытом, отражающим специфический характер нашей армии. Он запечатлён в исторических документах, воспоминаниях ветеранов ВОВ, участников современных миротворческих операций, произведениях искусства. Освоение духовного опыта заключается в сочетании различных видов деятельности военнослужащих, осуществляемых в процессе патриотического воспитания.

Интеллекуально-познавательная деятельность, способствующая развитию познавательных способностей, имеет особую значимость. Данная деятельность осуществляется в формах учебных занятий, лекториев, посещении, музеев и т.д. В результате такой деятельности происходит расширение познания и ценностного отношения военнослужащих к своим товарищам, совершенствуется память, речь, необходимые для развития психологического компонента морально-боевых качеств.

Выработке научных, этических критериев оценки жизненных явлений, формированию морального компонента способствует ценностно-ориентировачная деятельность военнослужащих, осуществляемая в процессе общения с историками, литераторами. Осознание богатого человеческого опыта способствует формированию ориентации военнослужащих на социальные ценности.

Необходимым условием патриотического воспитания военнослужащих является личный пример воспитателей всех категорий. Процесс развития необходимых качеств личности носит взаимообогощающий характер. В результате взаимодействия офицера и военнослужащего происходит взаимное влияние субъектов данного процесса, обмен знаниями, опытом, ценностными установками. Поэтому от того, насколько искренен и убеждён воспитатель в тех идеях, которые он проповедует, наглядно доказывает это своими делами, зависит эффективность процесса патриотического воспитания военнослужащих.

Третье условие воспитательного процесса предполагает, что индивидуально-психологические особенности в экстремальных условиях боевой обстановки обуславливают степень адаптации сознания военнослужащего к несущей смерть реальности. В данном случае особое значение придаётся нравственному компоненту, формированию понимания военнослужащими социального бессмертия как смысложизненной ценности.

Человек, осознавая временность своего земного существования, хочет приобщиться к чему-то вечному и ищет место в обществе, стремится повысить ценность своей жизни, то есть перед ним возникает и требует приемлемого решения проблема смысла существования. Особую значимость эти вопросы приобретают в условиях военной службы, тем более, в боевой обстановке, когда близость смерти не позволяет сознанию отложить их решение на будущее.

Единство исторического и логического подходов, учёт ценностной иерархии потребностей человека, рационального и эмоционального аспектов в отношении военнослужащего к смерти и бессмертию позволяет сформировать у него психологическую готовность к боевым действиям.

Таким образом, на основе анализа научных исследований по данной проблеме, мы пришли к выводу, что организация и взаимосвязь вышеперечисленных условий способствует формированию и развитию у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою //Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М., 1995. – 318 c.

  2. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – Симферополь: «Таврия», 1990. – 175 с.

  3. Зеленков М.Ю. Об идеологических основах морально-психологического обеспечения Вооруженных сил //Военная мысль. – 2001. – №4. – С. 45-53.

  4. Зенков Ю.В. Служить Отчизне. – Калининград, 2000. – 112 с.

  5. Калюжный А. Изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих, особенности организации индивидуально-воспитательной работы в отделении, расчёте, экипаже, взводе //«Ориентир». – № 2, 2007. – С. 42-54.

  6. Гребенюк Т.Б. Формирование индивидуальности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе как научная проблема //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. /Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 347-365.

Просмотров работы: 205