ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анализируя управление системой высшего профессионального образования в военном вузе, Г.В. Зибров отмечает, что результатом образовательного процесса является профессиональная готовность выпускников военных вузов к осуществлению успешной деятельности в войсках по должностному предназначению. Чтобы судить о его результативности, необходимо сравнить ожидаемый (обусловленный государственным кадровым заказом на подготовку офицерских кадров) результат с фактически достигнутым, учитывая при этом затраченное время, силы и материальные средства. Основным критерием образовательного процесса в военном вузе является степень успешного решения учебных, воспитательных и различных профессиональных задач. В степени успешности решения профессиональных задач проявляются уровень усвоения теоретических знаний, приобретённые профессиональные навыки и умения, личностные качества курсантов … Другими словами, результатом образовательного процесса является профессиональная готовность выпускников военных вузов как целостное единство сформированных и развитых навыков и умений, усвоенных знаний, личностных качеств, а также способности к профессиональной деятельности в войсках [2].

Понятие «задача» в научной литературе трактуется с разных позиций. А.Н. Леонтьев отмечал: «… осуществляющееся действие отвечает задаче; задача – это цель, данная в определённых условиях» [3]. О.К. Тихомиров определяет задачу как цель, заданную в конкретных условиях и требующую эффективного способа её достижения [6]. Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин, определили задачу как результат осознания субъектом деятельности цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи, требование задачи). Проблема задачи при этом понимается как осознание субъектом решения задачи противоречия между известной целью задачи и неизвестными путями достижения данной цели (отсутствием необходимой информации для достижения данной цели) [4].

Осмысление учебной задачи происходит в результате анализа конкретных условий, возникших в соответствующей ситуации, которая понимается как объективное состояние социальной системы в определённый период времени. В результате анализа возникает проблема.

Учебная задача в ходе образовательного процесса активно решается курсантами. При этом происходит их самодвижение, развитие на основе специально организованной собственной деятельности. Педагог управляет образовательной системой, то есть осуществляет деятельность, направленную на обеспечение, упорядочение и согласование действий обучающихся для решения образовательных задач.

В профессиональной деятельности принятие решения может быть актом волевым, или интеллектуальным, или эмоциональным в зависимости от того, какой именно психологический процесс играет решающую роль в актах принятия решений. Существенно важны в этом процессе мотивация, память, мышление, умения, жизненный опыт, соотнесённый с реальной ситуацией.

Прикладная теория принятия решения выделяет следующие компоненты данного процесса:

  1. мотивация принятия решения, осознание цели, необходимости принятия решения;

  2. разработка вариантов (альтернатив) для принятия решения. Выявление гипотез. Прежде всего, субъект, ищущий решения, выдвигает известные ему варианты; если убеждается, что ни один из известных вариантов не подходит, то он предпринимает поиск нового, ранее неизвестного ему. При этом решение приходит или в результате осознанного размышления, или интуитивно;

  3. оценка и прогноз перебираемых вариантов (альтернатив). При этом определяется мера возможности осуществления вариантов и производится прогностическая оценка последствий каждого из вариантов;

  4. формирование критериев или профилей предпочтения. Критерий – это условный образец (правила; нормы), позволяющей сравнить между собой рассматриваемые варианты решений с точки зрения их целесообразности и эффективности для достижения цели. На основе принятых критериев осуществляется выбор наилучшего варианта. Если критерии чётко сформулировать нельзя, то обосновывают предпочтения, дающие возможности делать направленный выбор альтернативы на основе некоторых практических соображений. Если критерий очень сложный, то определяют его составляющие, а затем на их основе конструируют совокупный (глобальный) критерий;

  5. выбор варианта – альтернативы путём решения специальных задач методами формальной логики или с использованием эвристических методов и моделей; теоретико-практическое обоснование выбранного варианта [4].

В ходе изучения дисциплины «Психология и педагогика» курсанты овладевали теорией, решали учебные задачи [1]. В контексте диагностики межличностных отношений курсантами, наряду с другим, решались управленческие ситуации и выявлялась направленность их как будущих руководителей на выражение своей личной позиции во взаимоотношениях с людьми [5]. По результатам обследования преобладают показатели: ориентация на психологический климат и взаимоотношения в коллективе – 28,3% , ориентация на интересы дела – 26,5% , затем следуют показатели: ориентация на официальную субординацию, соблюдение инструкций – 25,3% , ориентация на самого себя – 19,9%.

Анализируя данные результаты, курсанты отмечают, что на сплочение коллектива влияют: учебная деятельность, распорядок дня, спортивно-массовые мероприятия, парко-хозяйственный день (уборка помещения, территории), наряды, боевые учения в рамках учебного предмета «Тактика», культурно-досуговая деятельность (походы в кино, театры, на концерты, в кафе), больше половины курсантов группы едут вместе отдыхать во время отпуска. Наличествует дружеская поддержка, взаимопомощь. Каждый курсант старается проявить себя с положительной стороны, в интересах дела максимально самореализоваться, добиться высоких результатов, которые повлияют на общеколлективные показатели, а вместе с тем, на результативность образовательного процесса в целом.

Таким образом, решение учебных задач наряду с другим является значимым критерием результативности образовательного процесса в военном вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Григоров С.Ю., Караваев И.Н. Учебная программа, планы семинарских и практических занятий по психологии и педагогике и методические указания к ним. Тамбов: ТВВАИУРЭ, 2007. 40 с.

2.Зибров Г.В. Научные и прикладные основы военно-профессиональной подготовки офицерских кадров: Монография. Воронеж: ВГУ, 2004. 128 с.

3.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М. : Политиздат, 1997. 253 с.

4.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М. : Российское пед. агентство, 1997. 174 с.

5.Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 704 с.

Просмотров работы: 151