ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЕ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЕ»

Усманова Л.А. 1
1Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Литературное чтение – один из главных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения предмета литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы [1, с. 210].

Учебный предмет «Литературное чтение» совокупно решает задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского, речевого развития ребенка.

Особенности литературного чтения:

  • освоение литературных произведений в сочетании с активной творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы;

  • формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений, ориентировку в мире книг;

  • одновременная работа над языком художественного произведения и развитием речи детей;

  • работа с детской книгой как особым объектом изучения.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Задачи:

  • знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества [2, с. 193].

  • важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения предмета у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях [2, с. 115].

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Предмет литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в школе [3, с. 96].

Навык чтения как автоматизированное умение ещё не складывается к концу второго года обучения. В связи с этим работа над овладением собственно чтением, техническими навыками чтения разных текстов, совершенствованием чтения молча и выразительного чтения, продолжается на протяжении всего периода обучения в начальных классах и организуется в процессе анализа произведений. Сочетание работы над формированием навыка чтения с работой над произведением составляет одну из важнейших особенностей учебного предмета. При обучении чтению и пониманию любого текста учитель должен ориентировать учащихся на структуру текста и его признаки: наличие темы, основной мысли, абзацев, различных связей между предложениями, поскольку текст характеризуется целостностью, связностью, последовательностью [3, с. 115].

Библиографический список:

  1. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова – М.: Просвещение, 2015. – 412 с.

  2. Логинова, О.Б. Планируемые результаты начального общего образования – 3-е изд./ О. Б. Логинова. – М.: Просвещение, 2016. – 230 с.

  3. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова. – М.: 2016. – 174 с.

Просмотров работы: 249