Важнейшей особенностью диалогической речи является спонтанность, незаданность. Когда речь спонтанна, то ей должен соответствовать и спонтанный словарный запас. Иными словами, память ребёнка должна хранить определённые слова, которые основываются на частотности их употребления. Из подобного набора слов память могла бы извлекать нужное в определённое время. Но, следует отметить, что подобный словарь формируется в том случае, когда ученик учится выражать свои мысли спонтанно. [3, с.128]
Для того, чтобы иноязычная диалогическая речь младшего школьника была спонтанной и настоящей, учитель должен развивать диалогические умения ребёнка, в основе которых лежит удачное формирование и развитие навыков, при этом учитывая определённые особенности.
Диалогические навыки - это сформировавшиеся при многократных повторениях (упражнениях, тренировках), автоматизированные компоненты речевой деятельности. Главной их характеристикой является то, что они осуществляются без непосредственного участия сознания. [2, с.120]
С помощью развития диалогических навыков учитель помогает ребёнку сделать его иноязычную речь настолько развитой, чтоб она стала его основной формой социально-речевого общения и основой сотрудничества со сверстниками, а также взаимопонимания в процессе совместной деятельности.
При формировании необходимых навыков следует выделить те умения, которые в дальнейшем помогут в становлении полноценной диалогической речи младшего школьника.
Первым является стимулирование собеседника на высказывание. Стимулирование может быть представлено в разной форме:
- вопроса, например: Are you going to school? Do you like football?
- утверждения, например: I am going to the cinema, которое способно вызвать различную по форме реакцию.
- просьбы или предложения, например: Give me a book, please! Let’s go to the park. Let’s listen.
Второе умение - это реагирование на речевой стимул. Реплика-стимул и реплика-реакция составляют диалогическое единство. Выделяются наиболее распространенные четыре типа диалогических единств:
- вопрос-утверждение, например: Are you going to the library? - No, I’ll stay at home или I’m going shopping.
- вопрос-вопрос, например: Are you going to your friend? - Why do you ask me?
- утверждение-утверждение, например: I am going to the theatre. - So am I! I’ll stay at home!
- утверждение-вопрос, например: I am going to my sister. – Why are you going to your sister?
Третье умение - развертывание реплики-ответа на придание высказываниям характера беседы.
По формированию и развитию диалогических навыков младший школьник может столкнуться со следующими трудностями:
1. Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика. Для того, чтобы подобное явление снизить до минимума, учителю достаточно создавать доброжелательную атмосферу и доверительные отношения.
2. Нечего сказать по обсуждаемой теме. Это объясняется тем, что у младшего школьника не хватает языковых или речевых средств. Чтобы решить данную проблему необходимо создавать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана.
3. Ученики не понимают речевую задачу. Для того, чтобы подобная ситуация не произошла на уроке, учителю достаточно иметь представление того, какую разновидность монолога диалога хотелось бы получить в результате, вспомнить условия создания соответствующей речевой ситуации, заблаговременно сформулировать речевую установку и сделать ее лаконичной и четкой, поставить себя на место ученика своего класса, а также помнить о возможности взаимного обучения и взаимопомощи.
4. Один говорит - остальные молчат. Очень важно широко использовать групповые и парные формы работы на уроке, создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок. А если складывается ситуация, когда говорит один человек, а другие ученики не включены в общую работу, то им необходимо выполнять другие речевые действия: слушать, записывать, выписывать, считать, зарисовывать и т.д. Это будет способствовать появлению для всех учеников возможностей и времени для общения на иностранном языке во время урока. [1, с.94]
Развивая навыки диалогической речи на уроках английского языка учителю начальных классов следует использовать следующие пути обучения: дедуктивный и индуктивный.
При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалогического образца, который рассматривается в качестве структурно-интонационного эталона для построения аналогичных диалогов. Диалог-образец является диалогическим комплексом, он состоит из нескольких диалогических единств. Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов, и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучиваемый.
Второй подход - индуктивный. Он предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. Этот подход приобретает все больше сторонников благодаря тому, что с первых же шагов направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи. Становление речевых умений и навыков при таком пути происходит в процессе общения. При реализации индуктивного подхода на первый план выступает задача научить детей самостоятельно планировать речевые действия через осознание мотивов, целей, результатов действия, а также развертывать содержание и форму речевых значений, адекватных смыслу. [4, c.177]
Из выше сказанного следует сделать вывод, что при организации уроков английского языка по формированию диалогических навыков у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать особенности развития диалогических навыков, их значение и характеристику, но также необходимо знать методику обучения диалогическим умениям. Все перечисленные данные помогут учителю английского языка по успешной организации работы в начальных классах с целью развития умений и навыков диалогической речи. Ведь процесс говорения является одной из главных целей обучения английскому языку.
Список литературы:
Горлова, Н.А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие / М.: МГПУ, 2010. – 248 c.
Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
Синельников, А. П. Психология обучения иностранным языкам / Х.: Изд. группа «Основа», 2009. - 128 c.
Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / М.: Просвещение, 2006. - 272 с.